Темные времена: Вспоминаем, как McLaren пробивала дно в 2010-х
Победа Даниэля Риккардо на недавнем Гран При Италии стала первой для McLaren с 2012 года — тогда британская команда сражалась за чемпионство, регулярно побеждала и была одним из лидеров Формулы 1. Но после того сезона Уокинг оказался на грани распада, откатился в конец Кубка конструкторов и стал главным посмешищем в паддоке.
AUTOSPORT.com.ru вспоминает, как McLaren оказалась в аду — и как оттуда выбиралась.
Победил ли бы Риккардо в Монце, если бы не столкнулись Хэмилтон и Ферстаппен?
Машина Уитмарша
Проблемы McLaren начались в 2013 году — и этот провал можно смело поставить в заслугу Мартину Уитмаршу, тогдашнему руководителю команды, который принял решение построить на один сезон совершенно новую машину. MP4-27 2012 года была одной из самых быстрых в пелотоне, побеждала Red Bull Racing и выиграла семь гонок.
В большинстве команд решили не тратиться на совсем уж новые машины — переход на новый регламент 2014 года требовал огромных ресурсов. Но в Уокинге решили, что потенциал MP4-27 исчерпан, Red Bull она победить не сможет. А потому нужна новая машина. И первый день тестов MP4-28 стал триумфом: Дженсон Баттон опередил всех на 0,8 секунды! Вскоре, правда, выяснилось, что механики установили одну из деталей вверх ногами, и если поставить её как надо, темп машины намного скромнее. Выше седьмой позиции на тех тестах гонщики McLaren не поднимались, а сезон команда завершила без единого подиума — впервые с 1980 года.
Кевин Магнуссен на Гран При Австралии 2014 годаФото: FIA
Приход Honda
В 2014-м McLaren подтянулся — сезон начался с двойного подиума Магнуссена и Баттон (Дженсон, правда, оказался третьим лишь после дисквалификации Риккардо), однако больше финишей в первой тройке не было, а в Кубке конструкторов команда осталась пятым. Но всё должно было измениться с приходом Honda и Фернандо Алонсо.
И действительно изменилось! Правда, в худшую сторону. На первых тестах двигатели Honda были настолько беспомощны, что гонщики ни разу не использовали его на полную мощность! Японские силовые установки к тому же оказались чудовищно ненадёжны. В итоге Баттон и Магнуссен (Кевин заменил получившего удар током на тестах Алонсо) квалифицировались лишь на девятом ряду стартового поля — это был худший результат после Монако-1983, когда Лауда и Уотсон были на решётке 22-м и 23-м. Следующие две квалификации принесут аналогичные результаты.
Спринты прижились? Идею коротких гонок считают удачной, но...
Штраф в 105 позиций
Несмотря на то, что будучи новичком Honda получила право на использование дополнительных компонентов, их не хватило. На этапе в Спа Алонсо и Баттон получили в общей сложности 105 позиций штрафа на решётке! Правда, в реальности наказание оказалось куда меньше, ведь в квалификации McLaren удалось опередить только Manor.
К слову, именно этот абсурдный штраф, согласно которому оба пилота должны были по два с лишним раза пропустить всё стартовое поле, правила были пересмотрены. Теперь после получения определённого количества позиций штрафа судьи прямо назначают старт с конца решётки.
Фернандо Алонсо и Даниил Квят на Гран При Японии 2015 годаФото: McLaren
Двигатель GP2
Терпение Алонсо лопнуло к 14-й гонке — домашнему для Honda Гран При Японии. Фернандо тогда с трудом прошёл во второй сегмент, а Баттон остался только 16-м. В гонке пилоты McLaren на длинных прямых Сузуки очень много уступали соперникам, и испанец пожаловался на это команде: «У нас словно двигатель GP2!». Вскоре у Фернандо сломается машина в квалификации в Бразилии — испанец сядет на стульчик на обочине и спровоцирует целый шквал мемов и шуток о Honda. Так японцы меньше чем за один сезон превратились в главное посмешище Формулы 1.
В 2017-м на Гран При Канады Алонсо вновь напрямую публично раскритикует моториста и заявит, что на прямых его машина настолько медленная, что гоняться опасно. Это окончательно испортит отношения между гонщиком и Honda, и в 2019-м, когда Алонсо попытается квалифицироваться в Индианаполисе, ни одна из команд из обоймы японцев не даст ему свою машину. С двигателем Chevrolet на старт Инди-500 испанец пробиться не смог.
Приглашение Рассела в Mercedes – билет в один конец для Хэмилтона? Да!
2017 год: всё стало ещё хуже!
В сезоне-2016 McLaren и Honda удалось добиться хоть какого-то прогресса — временами Алонсо с Баттоном даже пробивались в финал квалификации. В Кубке конструкторов McLaren тогда заняла шестое место — гораздо лучше девятого годом ранее! Но к сезону-2017 в Honda решили подготовить совершенно новый двигатель — используя набранный за два года опыт.
И вновь начались проблемы. На тестах пилотам удавалось проехать лишь по нескольку кругов, после чего двигатель выходил из строя. За пять дней испытаний команда сменила четыре двигателя, а на Гран При Бахрейна Вандорну, который сменил Баттона, пришлось пять раз менять MGU-H — на старт гонки бельгиец так и не вышел.
Но худшее было в другом. На следующий день в Бахрейне были тесты, и в один из дней Вандорн проехал 80 кругов без проблем — и в команде даже не понимали, как ему это удалось! «В этом-то и проблема — я не знаю, — говорил тогда Эрик Булье, в тот момент спортивный директор McLaren. — Всё работало идеально и мы даже пробовали агрессивные настройки. Трудно понять. Вчера мы поставили новый MGU-H и проехали два круга. Поставили новый — он продержался 17 кругов, хотя никаких физических проблем мы не нашли».
Оливер Тёрви на тестах в Бахрейне в 2017 годуФото: FIA
Проблемы в Спа
Ещё одним ярким моментом в новейшей истории McLaren и Honda стал Гран При Бельгии 2017 года — Фернандо Алонсо был на быстром круге и имел все шансы пробиться в финальный сегмент, но вынужден был бросить попытку из-за потери мощности.
В этот момент Honda критиковал даже Зак Браун — новый глава команды, сменивший Рона Денниса, идеолога воссоединения Уокинга с японцами. Стало ясно, что в McLaren ищут другого поставщика моторов.
Всё сказано, всё съезжено, всё выпито. Лучшие моменты в карьере Кими Райкконена
Renault не помогает, уходит Алонсо
В сезоне-2018 McLaren уже выступала с двигателем Renault — с этим мотором Алонсо с Вандорном стали регулярно набирать очки, однако до подиумов и тем более побед было бесконечно далеко.
Стало очевидно, что проблемы команды связаны не только с Honda — шасси тоже уступает соперникам. По окончании сезона команду покинул Фернандо Алонсо, поняв, что в ближайшее время так и не сможет побеждать и взял паузу.
Зак Браун на роль руководителя команды пригласил Андреаса Зайдля, одного из лидеров BMW Sauber в конце 2000-х и архитектора побед Porsche в гонках на выносливость в 2010-х.
Всю команду пришлось отстраивать заново. Впрочем, хуже быть уже не могло, и сезон-2019 стал началом возрождения McLaren — Сайнс и Норрис вернули команду в топ-4 Кубка конструкторов, в первый раз после сезона-2012...
Сбылись наихудшие опасения: Что мы узнали о состоянии Михаэля Шумахера из фильма?