История о том, как в Ф1 едва не появились моторы Smart
О новом техническом регламенте на двигатели, о котором участники и организаторы чемпионата мира уже практически договорились, может быть официально объявлено уже на следующей неделе. И велика вероятность, что благодаря ему в Формулу 1 в качестве поставщиков силовых установок через четыре года придут такие компании, как Audi и Porsche. В этой связи издание The Race вспоминает теперь уже давнюю историю о том, как один ныне хорошо известный, а тогда совсем молодой бренд едва не пополнил ряды мотористов, но этого всё-таки не случилось. Дело было в 2003 году, в период, когда интерес крупных автопроизводителей к Формуле 1 был на пике. А вот дела Эдди Джордана, основателя и тогда ещё владельца команды Jordan, шли крайне неважно, и в той непростой ситуации ему нужно было заключить контракт на поставку двигателей. А ведь ещё относительно недавно перед ним открывались едва ли не радужные перспективы. В 1998 году на ярко-жёлтых машинах стояли неплохие двигатели Mugen-Honda, и японский автогигант проявлял интерес к покупке всей команды. С одной стороны, Джордан был заинтересован в продаже своего детища, с другой, когда ирландец узнал, что ему останется лишь 10% акций команды, а её название поменяется на Honda, он заявил, что никогда на это не согласится. Тогда в Honda пошли другим путём, и в итоге в 2000 году начался довольно долгий период партнёрства с командой, которая в те времена называлась British American Racing или BAR (ныне Mercedes). Она использовала такие же двигатели Honda, но команда Эдди Джордана выступала несколько более успешно. В 2002-м стало понятно, что в Honda хотят досрочно расторгнуть пятилетний контракт c Jordan на том основании, что обязательства поставлять моторы были рассчитаны лишь на два года, а на период с 2003-го по 2005-й был предусмотрен опцион, который японская компания решила не использовать. Её позиции оказались сильнее, Джордан расстроился, но в Honda выплатили ему $22 млн. отступных, которые команда из Сильверстоуна могла использовать, чтобы заключить контракт с другим мотористом. Новым поставщиком стала компания Ford, и двигатели Cosworth RS1 появились на машинах Jordan в 2003 году, однако на 2004-й хитроумный Эдди пытался заключить альтернативную сделку. В апреле в дни Гран При Сан-Марино он начал переговоры с Mercedes, прощупывая почву на следующий сезон: идея была в том, чтобы штутгартский концерн поставлял Jordan свои двигатели под брендом Smart. Моторы Mercedes, стоявшие на машинах McLaren, были явно мощнее Cosworth, а для немецкой компании это была хорошая возможность привлечь внимание к тогда ещё не слишком раскрученному бренду. Дело даже дошло до заключения предварительных договорённостей, в частности, предполагавших, что за руль одной из машин Jordan в 2004-м сядет Гэри Паффетт, молодой британский гонщик, тест-пилот McLaren, одновременно выступавший за Mercedes в DTM. Но политическая обстановка в Формуле 1 начала меняться, это сыграло свою роль, и контракт так и не был подписан. В тот период автоконцерны объединились и начали угрожать Берни Экклстоуну организовать альтернативный чемпионат, если им не будет предоставлено право более серьёзно влиять на все процессы. На фоне этих событий компания Ford обратилась к остальным автопроизводителям с просьбой позволить ей стать единственным поставщиком двигателей независимым командам. Таких было две – Jordan и Minardi. Все согласились, в том числе Mercedes, и это поставило крест на уже было замаячившем на горизонте альянсе Jordan-Smart. Всё, что было дальше, хорошо известно: корпорация Ford осталась поставщиком команды Эдди Джордана ещё на сезон, но в 2004-м приняла решение уйти из Формулы 1 и продала заводскую команду Jaguar австрийской компании Red Bull, а на 2005-й Jordan подписала контракт на двигатели с Toyota. Однако проект Эдди Джордана близился к своему финалу, и в январе 2005 года было объявлено о продаже команды компании Midland, главой которой был канадский предприниматель Алекс Шнайдер, уроженец города Ленинграда. Сделку помог заключить Берни Экклстоун. В течение одного сезона команда ещё выступала под прежним названием, а в 2006-м была переименована в Midland, но это уже другая история. Возможно, ход событий был бы несколько иным, если бы тремя годами ранее Эдди Джордану всё-таки удалось подписать контракт с Mercedes, но сейчас уже нет смысла об этом рассуждать.
В Ф1 планируют ограничить возможности клиентских команд