Когда адреналин зашкаливает
Спортивные автомобили тоже проверяют «на допинг» и взвешивают после каждого заезда. Об особенностях экстремального вида спорта рассказали участники чемпионата России по автокроссу. Гонки – это наша жизнь В сентябре на гоночной трассе в Крутом Логу состоялся шестой этап чемпионата России по автокроссу, а финал недавно прошёл в Воронеже. Только на этапе, который проводился в регионе, куряне завоевали четыре медали. Участие в соревнованиях уже несколько лет принимают спортсмены Курского пассажирского автотранспортного предприятия №1. В этом году сезон откатали четыре пилота: Антон Соченко, Павел Корпачёв, Евгений Горошко и Дмитрий Залозных. Директор автоклуба и предприятия Сергей Орехов когда-то и сам стартовал со спортивной трассы на гоночной машине, но сегодня за подопечными он предпочитает наблюдать со стороны. Всё же трудно поспорить с тем, что гонки – захватывающий и зрелищный вид спорта. – Спорт – любой – нужно любить, а чем старше становишься, тем больше чувствуешь, где нужно быть осторожным, поэтому я уже давно не катаюсь, только смотрю. А вот ребята мои – с удовольствием, – говорит Сергей Викторович. – Обычно сотрудники хотят чем-то заниматься, кто-то играет в футбол или волейбол, а мы уже больше пяти лет гоняем на машинах в автокроссе. Курские гонщики ежегодно выступают на чемпионате России по автокроссу. В общем зачёте спортсмены занимают первое место. В команде – как опытные титулованные пилоты – мастера спорта, так и новички. – Павел Корпачёв в этом году занял второе место, хотя была возможность попасть в чемпионы. В этом году Антон Соченко занял третье место, всего на два очка отстав от второго, и защитил мастера спорта. А Дмитрий Залозных совсем недавно пришёл к нам с картинга и в этом сезоне откатал только две гонки, – рассказывает Сергей Орехов. – Люди есть, растим смену. Хотим привлечь молодёжь – в следующем году сделать детскую команду по картингу, там можно начинать кататься с 6-7 лет. А вот в автокроссе позже, с 16 лет на наших машинах. Как прокачать автомобиль Кстати, наши земляки забирают призовые места на отечественном автопроме согласно регламенту. Свой выбор куряне остановили на автомобиле «Лада Калина», на нём ездят все четверо гонщиков, каждый в своём классе. – Конечно, на старт выходит не легковая машина, которую мы видим на дорогах города, а прокаченный гоночный автомобиль. Чтобы этого добиться, мы полностью разбираем машину, ввариваем каркас, меняем подвеску, сидения и прочие детали, – делится Антон Соченко. – Кроме того, есть регламент, где прописаны все технические характеристики автомобиля, которым он должен соответствовать. Автомобили проверяют «на допинг» совсем как спортсменов. Например, после каждого заезда проверяют вес машины. Также должны стоять определённая резина и двигатели, моторы, а в составе топлива не должно быть «химии». – Я выступаю в национальном классе, где минимальный вес машины может быть чуть больше тонны. Если на финиш я приеду и у меня будет хотя бы на пару килограммов меньше, результаты аннулируют, потому что машины взвешивают после каждого заезда, – говорит Павел Корпачёв. Кстати, скорость на трассе во многом зависит не только от мастерства пилота, но и от веса автомобиля. Поэтому водители стараются как можно сильнее облегчить машину: железные двери заменяют на пластиковые, убирают усилители, но всё в пределах допустимых стандартов. Развить скорость в таком автомобиле можно до 130 километров в час, средняя – 87-90. При этой скорости круг длиной 1200 километров проезжают менее чем за 50 секунд. Отмечу, что автокросс проводится круглый год, но, по мнению водителей, зимой гонки смотрятся эффектнее. В Курске традиционная ледовая гонка проходит на Ушаковском пруду. – Мы ездим по грунту, потому что летом очень пыльно, а если дождь – грязно. А вот зимой зрителей завораживает, как машины мчатся по льду на фоне белоснежных пейзажей. Сам с удовольствием смотрю, когда едут друзья, – говорит Павел. Кстати, автокросс всегда собирает немало зрителей, но главные болельщики – семьи гонщиков. Родные и друзья, по словам спортсменов, уже давно привыкли к такому увлечению и не пропускают ни одного этапа. Когда мимо тебя на огромной скорости проносится автомобиль, оставляя за собой столб пыли, невольно думаешь, что такое хобби весьма опасно. Однако пилоты уверяют: автокросс безопаснее, чем езда по городу. – Во-первых, обычные ремни безопасности меняем на шеститочечные, надёжный каркас безопасности рассчитан на удар до семи тонн, плюс снаряжение: омологированный комбинезон, перчатки, защита для шеи, – рассказывает Антон. – Спецодежда сделана таким образом, что в случае аварии спортсмен в течение минуты сможет выбраться из машины, и даже если та загорится, он будет защищён. По словам пилотов, на трассе всё же случаются травмы, но случаи единичны. Мои собеседники тоже жёстко переворачивались в автомобилях, но, к счастью, обходилось без серьёзных последствий. – Кроме техники безопасности, есть ещё один нюанс, – говорит Павел. – Когда едешь за рулём обычного автомобиля, вдвойне ощущаешь ответственность за безопасность – себя и окружающих. А в гоночной машине ты чувствуешь, как зашкаливает адреналин, но при этом можешь расслабиться и быть уверенным, что, например, никто не выбежит на дорогу. И хотя скорости мы не боимся, по дорогам общего пользования не гоняем. Расслабляемся на рыбалке Все гонщики команды работают механиками и подготовкой автомобилей занимаются сами. Одно из важнейших условий достойного выступления на соревнованиях – постоянное оттачивание мастерства и поддержание автомобиля в хорошей форме. – Это не гражданский автомобиль, поэтому после каждой тренировки разбираем его, спортсмен осматривает привод, коробки, двигатели, зазоры, словом, техническую часть. Потренировались, и если что-то вышло из строя и негодно к эксплуатации, это нужно сразу заменить, – отмечает Антон. Несмотря на то, что парни могут с лёгкостью собрать и разобрать автомобиль, на гонках им приходится довериться своим механикам. – На гонки берём с собой механиков, ездить и ещё самим гайки крутить невозможно, но подготавливаем машины сами. Ответственность здесь большая, стараемся что-то смотреть вместе, но нужно и доверять, по-другому никак. Между заездами времени мало, бывают форс-мажоры, может сломаться коробка передач или привод – это технический вид спорта, – поясняет Павел. Кстати, пилоты держат в форме не только машины, но и сами занимаются спортом. Команда вместе выходит на пробежки, занимается на турниках и брусьях. Всё же, за рулём автомобиля нужно уметь сконцентрировать внимание, правильно рассчитать манёвр и вовремя повернуть, сохраняя при этом спокойствие. Примечательно, что отдых гонщики выбирают совершенно спокойный – рыбалку. – Мы себя и в автомобиле чувствуем как рыба в воде, и на рыбалку ходить любим, тоже вместе, – говорит Павел. Дарья ДРЁМИНА Фото из архива Антона Соченко и Павла КорпачЁва