От мёртвого осла уши, или Как бывший пилот Формулы 1 развалил славную гоночную серию

Герхард Бергер — человек, безусловно, в автоспорте знаковый. Австриец провёл 14 лет в Формуле 1, выступая в том числе за Ferrari и McLaren, выигрывал гонки, был напарником Айртона Сенны, а после завершения гоночной карьеры переквалифицировался в менеджера. И если опыт управления командой Toro Rosso можно назвать относительно удачным, то руководство серией DTM — один из главных провалов. За четыре года Бергеру удалось сделать то, что не сумели предыдущие руководители первенства — Герхард «блестяще» развалил некогда культовый чемпионат, превратив его в посмешище.

От мёртвого осла уши, или Как бывший пилот Формулы 1 развалил славную гоночную серию
© autosport.com.ru

История о том, как Герхард Бергер вернул Ferrari на вершину подиума

На протяжении двух десятков лет с момента появления «нового» DTM в 2000 году, когда на смену Deutsche Tourenwagen Meisterschaft пришёл Deutsche Tourenwagen Masters, серия напрямую зависела от автопроизводителей. Своеобразный технический регламент одновременно и не позволял использовать автомобили DTM в других чемпионатах, и делал серию уникальной и не похожей на другие. В итоге, пережив череду реформ технических и спортивных правил, турнир пришёл к своему закату — Audi, BMW и Mercedes-Benz свернули свои заводские программы. Промоутеры из ITR оказались перед выбором: либо поставить точку в истории DTM, хотя сама по себе идея противостояния «большой немецкой тройки» на гоночных трассах была и остаётся великолепной, либо искать пути для спасения серии. Выбрали второй вариант.

Сама по себе идея противостояния «большой немецкой тройки» на гоночных трассах была и остаётся великолепнойФото: Daimler

Бергер возглавил ITR в 2017 году. К тому времени уже почти десять лет шли обсуждения возможной унификации технического регламента DTM и Super GT, что позволило бы автопроизводителям участвовать и в немецкой, и в японской гоночных сериях с минимальными затратами. В итоге переговоры ни к чему не привели — всё ограничилось показательными гонками на Хоккенхаймринге и Фудзи. Бренды сочли технику Class One слишком дорогой, на это наложился мировой экономический кризис, и в итоге перспективная история закончилась провалом. Перед Герхардом замаячила вполне реальная перспектива стать гробовщиком DTM. И, похоже, лучше бы так оно и случилось…

Роботы на пит-стопе, водород в баке. Будущее автоспорта уже сегодня...

Чтобы не уничтожить серию, промоутеры приняли решение перейти на технический регламент GT3. Подготовленные по этим требованиям автомобили выступают в десятках серий по всему миру, так что с техникой, умением с ней работать и потенциальными участниками проблем не было как минимум на бумаге. Но на деле оказалось, что далеко не все поддержали этот шаг — убить самобытный турнир, чтобы превратить его в одну из серий GT3. Но собрать полтора десятка команд на машинах семи брендов худо-бедно удалось. Однако ситуацию это не спасло.

Кельвин ван дер Линде и Лиам Лоусон на старте гонки в МонцеФото: Red Bull Content Pool

Если на этапах международной GT World Challenge собиралось по полсотни автомобилей, а чисто немецкая ADAC GT Masters имеет в числе участников больше 20 команд и порядка 40 пилотов, то провал DTM очевиден. Вместо того, чтобы дать легендарному имени спокойно умереть и остаться в истории, чтобы в будущем, возможно, вновь возродиться, Герхард Бергер своим решением, во-первых, лишил чемпионат уникальности, во-вторых, похоже, сделал всё, чтобы ассоциировать своё имя с одним из самых некрасивых эпизодов в истории DTM.

Пелотон участников сезона-2021 подобрался разномастный — от заводских гонщиков, собаку съевших на выступлениях в GT3, до откровенных статистов, бюджета которых хватило на выступления в DTM, а таланта для борьбы за подиумы и победы — нет. Но внезапным открытием стал Лиам Лоусон. Новозеландский пилот из программы Red Bull получил возможность совмещать выступления в Формуле 2 с кузовными гонками и — сюрприз! — стал сразу же бороться в DTM за титул, выиграв первую же гонку в новой серии. Для гуру GT3 это стало болезненным ударом.

В итоге к финальному этапу в Нюрнберге Лоусон подошёл уверенным лидером сезона, но вот городская трасса пилоту Red Bull AF Corse не покорилась. Не без «помощи» соперников. На Норисринге южноафриканец Кельвин ван дер Линде, защищающий цвета Team Abt Sportsline, на первом круге последней гонки в первом же повороте пошёл в атаку на стартовавшего с поула Лиама — в шпильке, естественно, было традиционно тесно, но и манёвр ван дер Линде не имел ни единого шанса пройти чисто. В итоге Кельвин устроил толкотню, которая не просто отбросила Лоусона в глубину пелотона, а лишила его всякого шанса на успех — машина оказалась повреждена, темпа не было, и Лиаму оставалось только наблюдать, как шансы на титул тают с каждым кругом.

Впрочем, если бы речь шла о чистой борьбе, новозеландец мог бы выиграть чемпионат. Но включилась командная тактика. Австриец Лукас Ауэр и швейцарец Филип Эллис, выступающие за Mercedes-AMG Team Winward, вместо хорошего результата для своего коллектива предпочли корпоративную «солидарность». Оба пилота расступились перед Максимилианом Гётцем из Mercedes-AMG Team HRT — двух побед на этапе немцу хватило, чтобы с преимуществом в три очка стать чемпионом DTM-2021. Свой триумф пилот праздновал так, словно стал сильнейшим в чистой борьбе.

Победный финиш Максимилиана Гётца на НорисрингеФото: Daimler

Ван дер Линде за свою атаку сломя голову получил штраф… в пять секунд, а командная тактика Mercedes-Benz и вовсе осталась без внимания. Но болельщики не проигнорировали случившееся. Социальные сети наводнили негативные комментарии от фанатов, которые сочли произошедшее просто недопустимым — сначала поклонников DTM унизил переход на новый регламент, а окончательно добила ценителей серии такая развязка в борьбе за титул. Даже коллеги-гонщики и те осторожно высказывались против подобных эпизодов.

Кина не будет – электричество кончилось: Почему автопроизводители начали уходить из Формулы E?

В сезоне-2015, когда на Ред Булл Ринге пилот Audi Тимо Шайдер вынес сразу двух гонщиков Mercedes-Benz Роберта Уикенса и Паскаля Верляйна, ситуация была похожей, но там, во-первых, был откровенный приказ по радио, во-вторых, последовало серьёзное разбирательство. Шайдера дисквалифицировали, Audi лишили всех набранных на этапе очков и оштрафовали на €200 тысяч. Не считая санкций для руководителя Audi Motorsport Вольфганга Ульриха, отдавшего команду на таран. В итоге всё-таки справедливость восторжествовала: Паскаль Верляйн стал чемпионом в личном зачёте, а Audi уступила в зачёте производителей. Санкции и результат сезона-2015 отчасти компенсировали некрасивый эпизод. Но этот урок остался в прошлом.

Новое руководство «нового» DTM, похоже, разбираться со скандалом не спешит. И дело даже не в командной тактике, которая была, есть и будет, а в долгой отсутствии реакции со стороны ITR на случившееся. Лишь на пятый день Герхард Бергер дал комментарий. Но все всё понимают. Турнир изрядно проредил свою фанатскую базу, а потенциальные участники трижды подумают, прежде чем тратить свои силы и средства на участие в серии, где тебя могут откровенно выбить и лишить чемпионства и не получить за это никакого наказания. Чем такой ценой продлевать жизнь некогда культового чемпионата, лучше было бы Бергеру дать ему кануть в историю. А заодно и не портить собственную карму.

Максим Вершинин специально для AUTOSPORT.com.ru

Герхард Бергер на демонстрационных заездах DTM в ШпильбергеФото: Red Bull Content Pool