От «украденного» титула до бегства от полиции. Скандалы, сенсации и курьезы в автоспорте в 2021 году
Столкновение года: КАМАЗ-мастер и вертолет
КАМАЗ и вертолет не смогли разминуться в бескрайней пустыне – звучит как анекдот. Но именно столь необычный инцидент произошел с экипажем Антона Шибалова на заключительном этапе ралли-марафона Дакар в январе. КАМАЗ подпрыгнул на небольшом трамплине и задел крышей один из полозьев вертолёта организаторов, который летел слишком низко. К счастью, столкновение обошлось без серьезных последствий. ««По ощущениям, явного столкновения с вертолетом не было. В машине мы ничего не почувствовал», – прокомментировал инцидент удивлённый гонщик КАМАЗ-мастер.
Антон Шибалов: Столкновения с вертолетом мы не почувствовали
КАМАЗ и вертолет не смогли разминуться в бескрайней пустыне – звучит как анекдотФото: A.S.O
Самый необычный сход: Поломка колесной гайки на машине Валттери Боттаса
Чемпионская команда в самом высокотехничном виде гонок, Формуле 1, не смогла открутить колесную гайку. Случилось в уходящем году и такое, да – на пит-стопе Валттери Боттаса на Гран При Монако. Механик задействовал гайковерт под неправильным углом и случайно стесал все грани! Срезать эту гайку получилось только через несколько дней на базе – так машину Боттаса и отправили из Монако в Англию с прикрученным передним правым колесом.
Злостный нарушитель: Себастьен Ожье сбежал от полиции
Столкнуться с соперником в ралли невозможно физически, поскольку машины стартуют с интервалом по времени. А вот попасть в ДТП по пути на спецучасток – запросто, ведь участники едут по дорогам общего пользования, и именно это произошло с восьмикратным чемпионом мира Себастьеном Ожье на Ралли Хорватия в апреле. Француз столкнулся с водителем на BMW. Но самое интересное не в этом: Себ так торопился на старт допа, что скрылся с места проишествия, несмотря на запрет полиции. Как итог, штраф размере 5000 евро от FIA и условная дисквалификация на один этап.
Хитрец года: Юки Цунода на предсезонных тестах
Один из трех дебютантов в Формуле 1 Юки Цунода удивил своей прытью на тестах в Бахрейне. Японец стал вторым на предсезонке, уступив Максу Ферстаппену 0,093 секунды. Как затем выяснилось, пилот AlphaTauri хитрил с DRS: открывал крыло за 50 метров до начала зоны активации, что на тестах не запрещено. «Если ты можешь использовать DRS, то почему бы не сделать это? Я считал, что и другие пилоты делают так же», – объяснил Юки свой трюк.
Кина не будет – электричество кончилось: Почему автопроизводители начали уходить из Формулы E?
Юки Цунода удивил скоростью на предсезонных тестах, но всё оказалось не так очевидноФото: AlphaTauri
Главный рекорд: 18 претендентов на титул в Формуле E
В чем не откажешь ЭлектроФормуле, так это в плотной конкуренции. Вдуматься только: в сезоне-2021 пелотон насчитывал 24 участника, и 18 из них приехали на сдвоенный финал в Берлине с математическими шансами на титул. Вдумайтесь, 18 претендентов на чемпионство после 13 гонок! Победил, правда, всё равно тот, кто был первым в чемпионате – Ник де Врис. А наибольший рывок, с девятого на второе место, совершил Эдоардо Мортара.
18 из 24-х пилотов Формулы E приехали с шансами на титул на финал сезона в БерлинеФото: Formula E
Малозаметный факт: McLaren – единственная команда с дублем в Формуле 1
Команда McLaren сделала то, что не удалось Mercedes и Red Bull Racing за весь сезон. Невероятно, но факт: топ-команды в лучшем случае занимали первое и третье места на финише. А вот «оранжевые» на Гран При Италии завоевали победный дубль. В Кубке конструкторов этот успех, правда, не помог им удержать Ferrari в борьбе за бронзовую награду. К слову, в предыдущей командой, которая одержала дубль, но закончила чемпионат за пределами топ-3, была Jordan в 1998-м.
Темные времена: Вспоминаем, как McLaren пробивала дно в 2010-х
McLaren – первая за последние 23 года команда Формулы 1, завоевавшая победный дубль и завершившая сезон за пределами топ-3 Кубка конструкторовФото: Motorsport Images / McLaren
Скандал года: Финал сезона DTM
Мало того, что некогда славный и самобытный чемпионат DTM в 2021-м превратился в типичную европейскую серию с автомобилями класса GT3, так ещё и борьба за титул обернулась фарсом и громким скандалом. Дважды в двух гонках финального этапа на Норисринге Кельвин ван дер Линде выбил своего соперника по чемпионату Лиама Лоусона, лидировавшего перед началом уик-энда с солидным запасом. Добила пилота Red Bull командная тактика: в воскресной гонке напарники третьего претендента на титул Максимилиана Гётца откровенно уступили ему дорогу. В итоге чемпионом стал именно Гётц. Ван дер Линде извинился за свои действия и избежал дисквалификации, Mercedes командную тактики простили, а Лоусон заявил, что не вернется в DTM. Нет, такой спорт нам не нужен…
От мёртвого осла уши, или Как бывший пилот Формулы 1 развалил славную гоночную серию
Грязные действия соперников стоили юниору Red Bull Лиаму Лоусону заслуженного титулаФото: Getty Images / Red Bull Content Pool
Фарс-2021: Дождевая гонка Формулы 1 в Спа
Что объединяет 2003, 2006 и 2021 годы в Формуле 1? Да, борьба многократного чемпиона мира с молодым соперником на протяжении всего сезона – Михаэль Шумахер против Кими Райкконена, затем против Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен. Что ещё? Отсутствие их дуэли Спа. В 2003-м и 2006-м этапа на легендарной бельгийской трассе просто не было в календаре. В этом году гонка состоялась лишь формально – из-за сильного дождя пелотон проехал три круга за сейфти-каром и получил половину очков. Может быть, пора взять пример с NASCAR, где из-за дождя гонку могут переносить три дня подряд, как в октябре прошлого года в Техасе.
Что это вообще было? Главные вопросы и ответы о фарсе на Гран При Бельгии
Гонка в Спа стала самой короткой в истории Формулы 1Фото: Sauber Group
Самая нелепая выходка: Попытка Маверика Виньялеса спалить мотор
Что делать, если команда полностью переключилась на твоего более молодого и перспективного напарника? Если у тебя море проблем с техникой, а коллектив даже не пытается их решить... Вывести из строя эту технику! Именно так попытался сделать заводской гонщик Yamaha Маверик Виньялес на этапе MotoGP в Шпильберге, причем прямо в гонке. Четыре круга подряд он намеренно раскручивал двигатель выше максимальных оборотов, установленных ограничителем. Спалить мотор не получилось, но расстаться с командой – да. Через неделю Yamaha сначала отстранила, а затем и вовсе уволила испанского мотогонщика.
Скандал в MotoGP: Гонщик психанул и четыре круга пытался спалить мотор
Саботаж в Yamaha – главный скандал в MotoGP в уходящем годуФото: Yamaha
Возвращение года: Элио Кастроневес в Инди 500
Перед стартом 105-й в истории Инди 500 в победу 46-летнего Элио Кастроневеса не поверил бы даже его самый ярый фанат. Бразилец четвертый год не участвовал на полном расписании в IndyCar, а тут ещё и представлял слабейшую команду серии Meyer Shank Racing. Букмекеры оценивали вероятность его успеха в ничтожные 3%. Но в итоге «Спайдермен» оказался единственным, кто составил конкуренцию молодежи Пато О’Уорду, Ринусу Викею и Алексу Палоу, задававшим темп по ходу большей части дистанции, захватил лидерство на предпоследнем круге и выиграл!
Букмекеры оценивали вероятность победы Элио Кастроневеса в Инди 500 в 3%Фото: Chris Owens / IndyCar
Самый нелепый штраф: 50 тысяч Максу Ферстаппену на Гран При Бразилии
Гоночный уик-энд Формулы 1 в Бразилии стал апофеозом многочисленных обвинений Mercedes и Red Bull Racing в использовании гибких задних антикрыльев. Льюис Хэмилтон был дисквалифицирован из-за несоответствия плоскости DRS регламенту. А Макс Ферстаппен получил денежный штраф в размере 50 тысяч евро за то, что дотронулся до этого элемента в закрытом парке! Для сравнения, это почти половина от всех денежных штрафов за сезон-2021, которая составила 113 тысяч евро.
Льюис Хэмилтон дисквалифицирован, Макс Ферстаппен оштрафован. Хроника расследования FIA
Макс Ферстаппен получил штраф в размере 50 тысяч за то, что прикоснулся к машине конкурентаФото: Getty Images / Red Bull Content Pool
Мега-дуэт: Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен
Главные действующие лица сезона 2021 года в Формуле 1 не только устроили лучшую схватку последних 10-15 лет, но и оставили всех остальных далеко позади. В 14-ти из 22-х гонок Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен финишировали на двух первых местах, установив новый рекорд. Прежде столько дублей не удавалось оформить даже гонщикам одной команды, не говоря уж о разных.
В 14-ти гонках сезона Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон заняли два первых местаФото: Red Bull Content Pool / Getty Images
Драма года: Сход Роберта Кубицы на последнем круге в Ле-Мане
Нет более неподходящего времени для схода в суточном марафоне, чем считанные минуты до финиша. Проехать 23 часа и 56 минут, а потом сойти, да и ещё лидируя на момент схода - это, что и говорить, ужасно. Четыре года назад такая драма постигла команду Toyota, а в 2021-м эта участь повторила команда WRT с бывшим гонщиком Формулы 1 Робертом Кубицей во главе. После того как лидировавший в LMP2 экипаж #41 ушел на заключительный круг, на спортпрототипе Oreca сломался датчик дроссельной заслонки. Машина просто заглохла в связке между третьим и четвертым поворотами и больше не сдвинулась с места. Да, Ле-Ман иногда бывает чересчур жесток.
Роберту Кубице не хватило всего одного круга, чтобы выиграть 24 часа Ле-Мана в самом конкурентном классе LMP2Фото: Marius Hecker / Adrenal Media
Прощание со спортом-2021: Валентино Росси
Концовка гоночного сезона получилась грустной. Из Формулы 1 ушел Кими Райкконен, Габриэле Тарквини попрощался с Мировым Турингом, Себастьен Ожье завершил карьеру на полном расписании в чемпионате мира по ралли. Ну а в MotoGP торжественно проводили на пенсию Валентино Росси. Всю вторую половину сезона «Доктор» на каждой трассе прощался с болельщиками. А весь финальный этап в Валенсии прошел под лозунгом Grazie Vale: заставки на ТВ-экранах вдоль трассе в честь Валентино, различные мероприятия, в том числе представление всех чемпионских мотоциклов Росси. Наверное, был в этом даже некоторый перебор. С другой стороны, Росси заслужил такое прощание после 25 лет, четверти века, в паддоке чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Спасибо, Вале!
Валентино Росси и все его чемпионские мотоциклыФото: MotoGP
Реакция года: Марк Уэббер на Гран При Азербайджана
Гонка Формулы 1 в Баку получилась богатой на эмоции: руководитель Mercedes Тото Вольф бросил наушники о стол, когда Льюис Хэмилтон ошибся на рестарте, голландский комментатор выкрикнул в эфире «Нет, нет, нет, неееееееет!» после взрыва колеса на машине Макса Ферстаппена. Но больше остальных отличился бывший пилот Больших Призов Марк Уэббер, комментировавший гонку на британском Channel 4. Если вдруг не слышали его реакцию, послушайте…
Невероятный дубль: Два титула Йохана Кристофферсона
«А вам слабо?» – с таким вопросом Йохан Кристофферсон теперь может смело обращаться к любому своему коллеге и конкуренту. Во-первых, шведский гонщик выиграл два титула за один год – в чемпионате мира по ралли-кроссу и в Extreme E, гонках на электрических внедорожниках. А во-вторых, в обоих первенствах он набрал одинаковое количество очков с обладателем второго места и стал чемпионом за счет большего количества побед.
Нико Росберг извалялся в грязи после победы над Льюисом Хэмилтоном в Extreme E. Видео
Йохан Кристофферсон и его напарница по экипажу Молли Тейлор выиграли чемпионат Extreme E в составе команды Rosberg X Racing, боссом которой является Нико РосбергФото: Colin McMaster / Extreme E
Развязка года: Последний круг Гран При Абу-Даби
Мало того, что впервые с 1974 года на финальную гонку сезона Формулы два претендента на титул приехали с равным количеством очков. Так ещё и впервые за 72 года существования Формулы 1 чемпион определился с очной схватке на последнем круге заключительной гонки сезона. Да, гоночная дирекция Гран При Абу-Даби приняла спорное решение, дав рестарт вопреки собственным правилам. Но какой это был последний круг и какие эмоции мы с вами пережили за эти полторы минуты! Неужели было бы лучше, финишируй гонка за автомобилем безопасности? Согласитесь, вопрос риторический.
Тупиковая ситуация, или Почему на рестарте в Абу-Даби не было идеального решения
Финиш Гран При Абу-ДабиФото: Getty Images / Red Bull Content Pool
Доминатор-2021: Кайл Ларсон
Вернулся, увидел и победил – так можно описать выступление нового чемпиона NASCAR Кайла Ларсона в уходящем году. Впервые после Джимми Джонсона в 2007-м он выиграл десять гонок за сезон, стал первым гонщиком после Дейла Эрнхардта в 1987-м, победившим трижды подряд несколько раз за сезон, побил рекорд Джеффа Гордона по количеству кругов в лидерах (2320), установленный в 1995-м (2581). Неплохо для гонщика, которого полтора года назад выгнали из чемпионата из-за расисткой шутки.
Гонщика NASCAR выгнали из-за расистской шутки, он вернулся и стал чемпионом
Кайл Ларсон – первый гонщик NASCAR за последние 14 лет, который выиграл десять этапов за один сезонФото: Getty Images / NASCAR
Цитата года
«Льюиса обокрали. Надеюсь, несмотря на это, он продолжит карьеру», – Тото Вольф о поражении Льюиса Хэмилтона в борьбе за титул на Гран При Абу-Даби.
Фраза «Льюиса обокрали», сказанная не только руководителем Mercedes, однозначно стала самой громкой и резонансной в уходящем году и породила немало споров в гоночном сообществе. Действительно ли гоночная дирекция отобрала заслуженную победу у семикратного чемпиона мира? Конечно, у каждого своя точка зрения. Но в качестве противопоставления вполне можно привести слова, сказанные Майклом Маси Вольфу по радио после финиша: «Это гонки». Ничего не гарантировано, пока гонка не закончена.
Семикратный чемпион мира обиделся и может уйти из Формулы 1. Похоже, это не блеф...
Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен на подиуме Гран При Абу-ДабиФото: Red Bull Content Pool / Getty Images