Перехватить штурвал: как пассажиры спасали самолеты вместо пилотов
На автопилот в этом случае надеяться не стоит. В США 18-летний пилот частного самолета совершил аварийную посадку прямо посреди автотрассы. Инцидент произошел в штате Нью-Джерси. По данным местных СМИ, молодой человек потерял управление воздушным судном. Долететь до запасной полосы не удалось, и летчик экстренно приземлился. Посадка прошла удачно — ни автомобили, ни люди не пострадали. Сообщается, что молодой человек получил лицензию всего пару месяцев назад. Таких примеров в истории авиации немало. Как слепой 70-летний американец успешно посадил самолет? И что сделал актер Роуэн Аткинсон, когда пилот его борта потерял сознание? Жизненно необходимый резерв Только когда самолет вместо Нью-Йорка приземлился в Ньюарке, пассажиры поняли: случилось что-то серьезное. На взлетно-посадочной полосе выстроились пожарные машины и кареты скорой помощи. 18 июня 2009 года во время рейса Брюссель — Нью-Йорк от сердечного приступа умер командир авиалайнера. Пассажирам ничего не сообщили, чтобы не поднимать панику. Стюардессы традиционно улыбались, разносили еду и напитки. Самолет благополучно посадил второй пилот. «Есть прецеденты, когда один из пилотов либо теряет сознание, либо умирает. Два пилота в любом гражданском пассажирском самолете — это резерв. Любая система обязательно резервируется: электросистема, топливная система, гидросистема. Так же и пилот», — говорит заслуженный пилот РФ Виктор Саженин. Возвращение с похорон На небольших самолетах второго пилота нет, и если с летчиком что-то случится, пассажиру придется взять управление на себя. В такой ситуации в апреле 2009 года оказался фармацевт Дуг Уайт. Вместе с семьей он летел с похорон своего брата на турбовинтовом King Air. Через 10 минут после взлета летчик потерял сознание. «Потом выяснилось, что он умер во время полета. Уайт взял управление на себя и связался с диспетчерами. Они пригласили инструктора, который летал на данном типе воздушных судов. Он объяснил, что и как нужно делать, чтобы совершить посадку», — рассказывает публицист, авиационный эксперт Михаил Вахнеев. Дуг не был новичком в авиации. Когда-то он учился управлять одномоторным самолетом, но с того момента прошло почти 20 лет. Тем не менее Уайт справился. С первой попытки мужчина смог посадить самолет в аэропорту Форт-Майерс, штат Флорида. Два самолета Похожая история произошла в феврале 2000 года на Филиппинах. По пути в Манилу пожилой пилот умер от инфаркта. За штурвал шестиместного самолета Cessna сел один из пассажиров — бизнесмен Виктор Консунджи. На сигнал бедствия откликнулся пилот пролетавшего рядом борта Карлос Альвес. По радиосвязи он рассказал предпринимателю о назначении приборов и предупредил, что скорость нужно постепенно уменьшать, но она не должна упасть ниже 100 миль в час. «Легкомоторные самолеты в пилотировании проще, чем грузовые, коммерческие или военные. Но если человек не знаком с авиацией вообще, то шанс посадить самолет с помощью диспетчера будет очень маленьким, просто призрачным», — делится Михаил Вахнеев. Бизнесмену все же удалось сесть на воду неподалеку от города Батангас. Консунджи и другие пассажиры получили легкие травмы. «Хорошо бы, если бы в диспетчерском пункте был пилот, который на простом языке говорил бы, что делать, когда подтянуть или задержать ручку управления, где убрать газ и как безопасно произвести посадку», — комментирует Виктор Саженин. Управление вслепую Уникальный в истории авиации случай произошел в ноябре 1986 года в Калифорнии. После вылета из аэропорта Апленда пилот легкомоторного самолета Гарри Стайлер потерял сознание. За штурвал пришлось сесть его другу — 70-летнему Чарльзу Лоу. Ранее Лоу пилотировал похожие машины, но годы взяли свое — с тех пор мужчина почти ослеп. Самолет удалось посадить лишь чудом. Слабовидящий пассажир все же разглядел специальные знаки на взлетно-посадочной полосе. Мистер Бин за штурвалом Пилотом поневоле в 2012 году стал популярный актер Роуэн Аткинсон, с семьей арендовавший частный самолет в Кении. Во время путешествия летчик потерял сознание. «Мистер Бин» действовал с решительностью Джеймса Бонда и лично сел за штурвал самолета. В это время его жена пыталась привести специалиста в чувство. После нескольких пощечин пилот очнулся. «Аткинсон поддерживал устойчивый горизонтальный полет. Заслуг актера я нисколько не умаляю, но если мы говорим о полноценном пилотировании, то есть маневрировании и совершении посадки, то здесь ситуация не такая», — отмечает Михаил Вахнеев. Эксперимент на симуляторе Может ли неподготовленный человек посадить большой воздушный лайнер в критической ситуации? Споры идут годами. Чтобы выяснить это, заслуженный летчик России Виктор Саженин принял участие в эксперименте. По радиосвязи он давал команды бортпроводнице, которая находилась за штурвалом профессионального авиасимулятора. Девушке удалось посадить виртуальный самолет по подсказкам. «Я не видел, что она делает в кабине, и просто давал команды: какую кнопку нажать, какой взять курс. Я ей подсказывал, где находятся органы управления. Чтобы безопасно произвести посадку в аэропорту, понадобилось порядка 25 минут. То есть снизиться, зайти на посадку, выпустить механизацию и остановить самолет», — уточняет Виктор Саженин. Чего не умеет автопилот А вот надеяться на автопилот не стоит — его функционал ограничен. Система имеет доступ только к рулям управления высоты и двигателя. Включать закрылки, интерцепторы и спойлеры все равно нужно вручную. Крайне маловероятно, что с этим справится далекий от авиации человек в состоянии стресса. И подсказки инструктора по радио вряд ли помогут. «Когда ты летаешь на пилотажном тренажере, то все-таки осознаешь, что это тренажер. Ты можешь совершить ошибку, и никто не погибнет. Это не чистый эксперимент. Однозначно могу сказать: неподготовленному человеку тяжелый самолет не посадить», — утверждает Михаил Вахнеев. В начале 2020 года крупный авиаконцерн успешно испытал полностью автоматическую систему взлета пассажирского лайнера. На борту находились пилоты и инженер, но их вмешательство не понадобилось. Компьютер справился сам. Вероятно, благодаря таким технологиям пассажирские лайнеры скоро смогут летать без пилота. Но человек в кабине все равно будет присутствовать на случай экстренных ситуаций.