Раллийный чемпионат возвращается в Тверскую область

В предпоследние выходные февраля в Тверской области состоится второй этап чемпионата России по ралли – Ралли «Пено». После двухлетнего перерыва большой автоспорт возвращается на живописные трассы в окрестностях озера Селигер.

Раллийный чемпионат возвращается в Тверскую область
© autosport.com.ru

Гонка в Тверской области имеет без малого 20-летнюю историю – свой круглый юбилей она отметит в следующем году: впервые она была проведена в конце февраля 2003 года и называлась «Panasonic Ралли Селигер». Ралли «Пено» по этим дорогам проводилось как в зимний, так и в осенний период в статусах этапов чемпионата, Кубка и первенства России, однако, в 2020 и 2021 году гонка не проводилась.

В 2020 году организаторы Ралли «Пено» приняли решение об отмене гонки по причине аномально теплой зимы и отсутствия снежного покрова. Состояние трассы тогда не позволяло провести соревнование в зимнем сезоне. Через год Ралли «Пено» должно было пройти фактически в формате традиционной гонки, но в таком виде оно не заинтересовало участников – официальной причиной отмены прошлогодней гонки стало отсутствие заявок от спортсменов.

Казалось, что Ралли «Пено» ждёт незавидная судьба – настал её финал. Многие связывали это с тем, что создатель гонки Сергей Успенский начал постепенно сокращать свою гоночную программу – в 2019 году Сергей проехал лишь три раллийных этапа серии, в 2020 вообще не одного, а в 2021-м – лишь одно-единственное соревнование.

Но при чём здесь Успенский и «Пено»? Сергей Вадимович увлекается охотой и хорошо знает пеновские леса. В начале нулевых годов участники изголодались по новым этапам – все устали от "искусственных" трасс тогдашних Ралли «Мороз» и «Медведь». А здесь в Тверской области перед Успенским предстали роскошные извилистые и, самое главное, естественные местные дорожки. Идея родилась сама собой – проводить раллийные гонки здесь!

Местные власти поддержали энтузиазм Сергея Успенского и с февраля 2003 года в календарях российских раллийных серий появилось новое ралли. Кстати, трасса гонки с тех пор практически не изменилась: из года в год спортсмены катаются по практически одному и тому же многокилометровому "кольцу" вокруг местных озер со стартом и финишем в районе деревни Бервенец.

Фото: Ралли «Пено»

Победители прошлых лет

Ралли «Пено» имеет свой особенный характер. Очень скоростная, но при этом узкая трасса, которая не прощает ошибок. Здесь подавляющее преимущество имеют экипажи, выступающие на Subaru – 12 из 15 гонок, которые проводились в статусе этапов чемпионата России по ралли, были выиграны гонщиками, которые выбрали Subaru Impreza STi и лишь трижды победу отпраздновали представители Mitsubishi.

Возможно, именно этим вызвана столь необычная статистика побед. Если в активе Сергея Успенского аж восемь побед на 15-ти чемпионатных Ралли «Пено», то у таких именитых приверженцев "трёх бриллиантов", как Андрей Жигунов, Дмитрий Тагиров, Алексей Лукьянюк, Геннадий Брославский, Вадим Макаров нет вообще ни одной победы на пеновской трассе!

Первым пилотом Mitsubishi, сумевшим прервать счёт побед на Subaru на Ралли «Пено», стал раллийный вундеркинд Евгений Новиков – в 2007 году 16-летний пилот одержал первую победу для Lancer Evolution на тверской гонке. Повторить этот успех на Mitsubishi смогли лишь Григорий Трегубов и Станислав Травников.

Безусловно победу в Ралли «Пено» ждали от Алексея Лукьянюка, который в 2014 году выступал в российском раллийном чемпионате. Но гонка показала свой характер – именно здесь «Лукас» единственный раз в сезоне не финишировал из-за аварии. Причём вылетел он на легендарном спецучастке, который гонщики и болельщики называют просто – парная гонка.

Парная гонка – магнит для зрителей на Ралли «Пено»

Это одна из главных особенностей Ралли «Пено» – трасса для парных гонок близ деревни Бервенец. Даже жаль, что здесь собирается не так много зрителей – где ещё можно увидеть сразу два экипажа в очной борьбе на ледяных дорожках?

В 2022 году парная гонка вернётся в программу Ралли «Пено» после перерыва, но под новым названием – теперь это спецучасток ASMG, названный в честь компании-промоутера российского ралли.

С этого года в активную работу по продвижению и популяризации ралли в России взялась группа автоспортсменов, создавшая компанию-промоутер ASMG. На Ралли «Карелия» промоутеры уже включились в работу по выводу классического ралли в России на принципиально новый уровень. Их работа продолжится на Ралли «Пено» – одним из элементов "раскрутки" и станет парная гонка, которая обещает стать интереснейшим зрелищем. Особенно с учётом состава участников Ралли «Пено» 2022 года.

Фото: Ралли «Пено»

Даёшь больше "эр-пятых" и прототипов!

В предварительном списке участников Ралли «Пено» 2022 года 43 экипажа. Это далеко не рекорд – к примеру, в 2005 году на старт гонки вышло 90 участников. Но тут куда важнее не количество, а качество! Из 43 автомобилей сразу 13 машин категории R5 и прототипов. Это абсолютный рекорд российского ралли.

При этом сразу семь гонщиков собираются вывести на старт Skoda Fabia R5 различных эволюций. К уже засветившимся на стартовом этапе чемпионата России по ралли 2022 года в Лахденпохье «Шкодам» Дениса Ростилова, Артура Мурадяна, Игоря Буланцева и Петра Туркина прибавятся ещё три автомобиля чешского производства. Один из них будет пилотировать хабаровчанин Сергей Попов – это не станет неожиданностью, ведь он выступал на Skoda ещё в 2019 году.

А вот имена двух других пилотов – и названия их команд – станут настоящей сенсацией! Шутка ли, известные своей приверженностью автомобилям японских марок Mitsubishi и Subaru соответственно московские коллективы «Про-Спорт Ралли» и «Успенский Ралли Техника» привезут в Пено для своих пилотов Владимира Васильева и Сергея Успенского те самые Skoda Fabia R5!

Успенский – напомним, что он является рекордсменом по победам на Ралли «Пено» – приобрёл машину Николая Грязина. Эта Skoda не самой последней эволюции, но тем не менее это вполне современный автомобиль категории R5. Но Сергей Успенский ещё не принял окончательное решение – стартовать на нём или на своём привычном прототипе Subaru Impreza WRX STi. Всё решится на предстартовых сравнительных тестах.

Приедет в Тверскую область и Владимир Васильев, только-только отпраздновавший победу на бахе «Россия – Северный лес» – первом этапе Кубка мира по бахам. Его новенькая Skoda Fabia Rally 2 evo, на которой петербуржец в прошлом сезоне проехал два финальных этапа Кубка России по ралли, теперь окрашена в цвета команды «Про-Спорт Ралли». Как же непривычно видеть эту легендарную ливрею не на седане Mitsubishi, а на маленьком хэтчбеке чешского производства! Но ничего не поделать – придётся привыкать.

Отдельно стоит сказать про прототипы – их будет как минимум шесть. Ford Fiesta Proto поведут в бой Дмитрий Воронов и Александр Осипов, единственную Volkswagen Polo Proto предстоит пилотировать Вячеславу Прохорову, Mitsubishi Lancer Proto привезёт в Тверскую область латыш Айнар Игавеньш, а прототипов на базе Subaru Impreza будет или два, или три: они точно будут у Андрея Трухина и Алексея Победоносцева, а вопрос с третьей машиной будет решаться на тестах Сергея Успенского.

Фото: Ралли «Пено»

«Серийные» машины теряют позиции?

Увеличение числа машин категории R5 и прототипов не могло не сказаться на снижении количества экипажей, выступающих на автомобилях категории N4 – ряд участников пересел с «серийных» машин на более современную технику.

В Ралли «Пено» 2022 года стартует лишь восемь экипажей на машинах этого зачёта, причём двое из них поедут на моноприводных BMW M3 и Honda Civic, которые попросту не попадают ни в один другой зачёт. А из шести участников, стартующих на полноприводных Mitsubishi и Subaru трое – Максим Елизаров, Анатолий Шипов и Артур Дитятев – не являются постоянными участниками чемпионата.

Таким образом если попробовать оценить реальное состояние зачёта N4 чемпионата России по ралли, то на Ралли «Пено» стартует лишь трое "постоянщиков": Алексей Петров, Евгений Чуков и Артемий Лякин.

Нешуточная интрига в моноприводе

Ровно половину списка участников составят экипажи, выступающие в моноприводных зачётах R2 и R3: 22 из 44-х. При этом десять из них заявлены в более продвинутый зачёт R3.

Интересно, что на предыдущем этапе в Карелии тоже было 22 экипажа на автомобилях зачётов R2 и R3, но тогда соотношение было иным: 13 в R3 против девяти в R2.

В Тверскую область приедут все фавориты чемпионата и здесь сражение будет не менее, а может быть даже более острое, чем в абсолюте.

Кто победит? Да кто угодно!

Говорить о фаворитах предстоящей гонки сейчас не осмелится ни один эксперт – уж слишком много неизвестных в этом уравнении. Например, на первом этапе чемпионата в Карелии безоговорочную победу одержал Денис Ростилов.

Однако на ралли «Пено» на полноприводной технике он выступал лишь один раз в 2018 году и тогда занял третье место, проиграв одержавшему победу Сергею Успенскому почти две с половиной минуты. Но в Карелии екатеринбуржец был неудержим, хотя там отчасти это было вызвано безошибочным выбором резины. И так далее, и так далее – продолжать подобные рассуждения можно до бесконечности.

Не будем гадать, а дождёмся старта ралли и первых результатов со спецучастков. Одно можно сказать с уверенностью – скучным Ралли «Пено» точно не будет!

Фото: Ралли «Пено»