Китайские авиакомпании активизировали рекрутинг иностранных пилотов
По мере восстановления объемов авиаперевозок на внутреннем рынке Китая, авиакомпании Поднебесной возобновили прием на работу иностранных пилотов. Насколько на планы перевозчиков повлияет очередная вспышка коронавируса, пока неизвестно. Политика «нулевой терпимости» (zero-COVID), проводимая правительством Китая, предполагает жесткие ограничения авиасообщения и локдауны. Так, с 14 марта режим изоляции действует в Шэньчжэне. Тем не менее временные ограничения и бюрократические преграды «только создают отложенный спрос в будущем», уверен Давид Григолашвили, директор рекрутинговой компании Sky Brothers. Сейчас в Интернете вновь появились объявления о вакансиях КВС на самолеты Airbus A320 или Boeing 737 от региональных китайских авиакомпаний. На Boeing 777 и 747 приглашают грузовые подразделения крупных авиакомпаний. Предлагаемые условия контракта по сравнению с доковидными «несомненно, скорректировались», говорит Давид Григолашвили: «Финальная сумма включает не только налет, она зависит от политики конкретной компании и выбранной опции». Потребность в иностранных пилотах в Китае связана не столько с дефицитом летного состава в стране, сколько с планомерными усилиями по развитию гражданской авиации со стороны правительства, которое поощряет привлечение наиболее опытных экспертов. Поэтому получить работу в Китае могут только командиры с большим налетом, прошедшие строгий отбор. «Рынок местных пилотов и рынок экспатов — это разные вещи, — рассказывает собеседник. — Государство делает огромные шаги в развитии гражданской авиации: за последние годы построено около двухсот новых полос и современнейших аэропортов. Под эти объемы выкупаются сотни новых самолетов с графиком поставок на десятилетия вперед. Планирование подготовки пилотов соотнесено с планами развития рынка, при этом переход рядового китайского пилота из одной компании в другую очень дорог. В этой точке рождается рынок иностранных пилотов. Местные молодые пилоты, зачастую сидя в кабине по двое, перенимают опыт самых подготовленных капитанов со всего мира». При этом не столь важно гражданство соискателя, сколько юрисдикция, выдавшая лицензию пилота. До пандемии отток российских пилотов в Китай, начавшийся после прекращения деятельности второй по размеру российской авиакомпании «Трансаэро» в 2015 году, не носил массовый характер. Однако в начале 2018 года Росавиация официально приостановила процедуру подтверждения лицензий российских пилотов по запросу Администрации гражданской авиации Китая (СААС), затруднив процесс трудоустройства российских пилотов в китайские авиакомпании.