Войти в почту

«Дни скорости на льду Байкала»: грузовики и новые рекорды

В Иркутской области прошёл десятый ежегодный фестиваль автоспорта «Дни скорости на льду Байкала». На сегодняшний день есть всего два схожих по сути рекордных фестиваля — в Бонневиле на высохшей поверхности соляного озера и зимний на льду Байкала. Заезды на скорость по льду можно причислить к уникальным, поскольку нигде больше невозможно в исключительно зимних условиях разогнать серийный автомобиль до скоростей, близких к 300 км/ч.

«Дни скорости на льду Байкала»: грузовики и новые рекорды
© Motor.ru

Заезды фестиваля «Дни скорости на льду Байкала» проходят в строгом соответствии с правилами FIA (Международной автомобильной федерации) и РАФ (Российской автомобильной федерации). К участию в гонках приглашены пилоты с действующими гоночными лицензиями, а участвующие автомобили полностью соответствуют техническим требованиям, прописанным в регламентах. Все достижения, показанные во время фестиваля, зафиксированы судьями и переданы в комитет рекордов РАФ для рассмотрения и последующего утверждения в качестве рекордов. Результаты, показанные участниками на кольцевой трассе в рамках длинных заездов, поданы для регистрации в Книге рекордов России.

В фестивале приняли участие четырнадцать профессиональных пилотов. Их автомобили — претенденты на установление рекордов использовали шины отечественной марки партнёра фестиваля Cordiant. Легковые Jaguar E-Pace, были обуты в шины Cordiant Snow Cross 2, грузовой Ford F-max в шины Cordiant Professional FR-1 и Cordiant Professional DR-1. В условиях гладкого ледяного покрытия и высоких скоростей контакт шин с поверхностью особо важен — без надёжного сцепления ни разогнаться, ни удержать автомобиль на траектории невозможно.

Колоссальная работа организаторов была проведена для подготовки и поддержания в рабочем состоянии покрытия рекордных трасс. В этом году на Байкале было ветрено, байкальский лёд регулярно заметало снегом. Ежедневная очистка льда превратилась в неизбежную рутину, отнимавшую много времени и сил. Тем не менее, гладкость покрытия удалось отстоять и выполнить всё запланированное.

Соревнования прошли на специально подготовленных трассах, проложенных по льду байкальского пролива Малое море. Площадка для проведения рекордных соревнований была выбрана специалистами-гляциологами, мониторинг экологической безопасности осуществлялся представителями национального парка «Заповедное Прибайкалье» и специализированных лабораторий. Соответствие требованиям безопасности трассы заверили и утвердили представители Российской автомобильной федерации (РАФ).

Всего трасс было подготовлено две. Первая — прямая длиной 12880 м для заездов на максимальную скорость, и вторая — закольцованная трасса протяжённостью 8210 м для установления рекорда средней скорости и 24-часовых гонок.

Самый быстрый МАЗ

В 2022 году фестиваль впервые вышел на международный уровень. Грохот выхлопа 6,5-тонного монстра на огромных шипованных колёсах был слышен за километр, а вблизи от проезда раллийной машины сотрясался лёд. В «Днях скорости на льду Байкала» приняла участие белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто», которая привезла свой «боевой» капотный грузовик МАЗ-6440RR, специально созданный для марафона «Дакар».

Приключения журналиста в летающем Камазе

За рулём — известный спортсмен, многократный призер этапов чемпионатов по ралли-рейдам, руководитель команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович. Созданный для песков «Дакара», на льду Байкала грузовик смотрелся ничуть не хуже. На тренировках МАЗ показал максимальную скорость 203 км/ч. Во время официальных попыток его средняя скорость на дистанции превысила 191 км/ч. На Байкале очень часто природа вносит свой отрицательный вклад в итоговый результат. К сожалению, так случилось и в этом заезде — встречный ветер на прямой не оставил шансов белорусской команде повторить результат тренировки.

Андрей Леонтьев (LAV Racing) и Сергей Вязович («МАЗ-СПОРТавто»)

Главный вдохновитель и организатор соревнований, 18-кратный чемпион России Андрей Леонтьев в этом году выступил в необычной дисциплине — он устанавливал рекорд скорости на электромобиле Audi E-tron Sportback S. На дистанции 1 километр при старте с хода Андрей показал среднюю скорость свыше 205 км/ч, максимальную — 209 км/ч, а при старте с места — свыше 116 км/ч. Эти выдающиеся цифры были достигнуты благодаря единственному доступному «тюнингу» автомобиля прямо во время заезда — сложенным зеркалам, существенно улучшающим аэродинамику Audi E-tron.

Audi e-tron Sportback S

Но не только обычные автомобили выезжают на лёд Байкала в рамках «Дней скорости». Традиционными участниками фестиваля стали картингисты. Вновь штурмовали текущие показатели Мария Леонтьева и Станислав Лыжин — на Rotax 125 без нагнетателя и ЕМ 125 соответственно.

Скоростные заезды по байкальскому льду, пусть даже очищенному от снега и подготовленному — это настоящее испытание для пилота карта. Мороз, маленький диаметр колёс и неровности покрытия (лёд никогда не идеален, плюс следы от шипов предыдущих заездов), сверхчуткий «руль», пронизывающий ветер, летящая в лицо ледяная крошка и снег, капризы техники в необычных условиях… Словом, байкальский картингист — это особый класс пилотов, «белая косточка» этого вида спорта.

Тем не менее, несмотря на сильный ветер, встречный на обратном пути, Мария Леонтьева улучшила прошлогодние показатели при старте с хода. Она превысила среднюю скорость в 124 км/ч, а максимальная достигла 130 км/ч.

Станислав Лыжин, справившись с многочисленными техническими проблемами машины, в своей рекордной попытке при старте с места превысил скорость в 91 км/ч. Его максимальная скорость при попытке с хода в одном из заездов составила 136 км/ч! Этот выдающийся результат получен после долгого «колдовства» над настройками двигателя, его температурного режима и передаточного числа трансмиссии.

В категории автомобилей москвич Александр Лобачев (команда Level Performance) лишь чуть-чуть не дотянулся до заветной планки в 300 км/ч. Этот рубеж дважды брали пилоты на льду Байкала в 2021 году, но на сей раз Александр на Lamborghini Urus разогнался только до 299 км/час. И это заявка на новый национальный рекорд в классе. Тем не менее, Александр стал самым быстрым пилотом десятого юбилейного фестиваля.

Нижегородец Тарас Тюриков из команды GAT Racing отличился на дистанции 1 км с места — на своем Audi R8 GTT он показал среднюю скорость в 117 км/ч, и 1 км с хода — его средняя скорость здесь превысила 269 км/ч. В одном из заездов Тарас при старте с места показал среднюю скорость 124 км/ч, что является абсолютно лучшим показателем за всю историю ледовых рекордов скорости в России.

Большую программу различных рекордов провёл на льду Байкала еще один грузовик — Ford F-Max. Он не поражал грозной внешностью и лязгом шипов, но был особо ценен именно тем, что представлял собой совершенно стандартный тягач, от которого на время заездов просто отцепили стандартную фуру. Серийный тягач, обутый в шины Cordiant Professional FR-1 и Cordiant Professional DR-1 пилотировал Андрей Леонтьев. Он улучшил прошлогодние достижения на дистанции 1 километр с хода — средняя скорость превысила 135 км/ч, а максимальная достигла 140 км/ч, существенно больше, чем на аналогичной машине в 2021 году, а кроме того это абсолютный мировой показатель скорости для серийных грузовиков на льду.

Постоянная участница фестиваля «Дни скорости на льду Байкала» Мария Мельникова провела рекордные попытки на дизельном автомобиле Jaguar E-Pace, также обутом в шины отечественного бренда Cordiant.

В попытке с хода Мария превысила скорость 198 км/ч, а максимальная составила 202 км/ч. И это, безусловно, претензия на обновление рекорда в классе.

24 часа Байкала

Всё, о чем мы рассказали, произошло на прямой скоростной трассе. Настала пора поговорить о том, для чего на льду Байкала было построено 8-километровое кольцо. Десятый фестиваль «Дни скорости на льду Байкала» стал первым в истории автоспорта состязанием, в ходе которого была произведена попытка установления рекорда скорости на грузовиках на ледяной 500-километровой дистанции. Пилоты легковых автомобилей, в свою очередь, постарались на этом же кольце побить рекорд 24-часового заезда прошлого 2021 года.

Здесь надо сделать отступление, и рассказать, почему мы не говорим о самом рекорде, а всё время употребляем термин «попытка»? Дело в том, что рекордами эти попытки станут лишь после того, как будут зарегистрированы в Федерации автомотоспорта России. Процесс регистрации идёт, все материалы поданы, но пока все наши достижения — лишь зарегистрированные попытки.

Итак, заезд по кольцевой трассе на Ford F-Max стал первым в истории грузовым марафоном на льду. За рулем тягача сменяли друг друга многократный победитель российских и европейских соревнований по ралли, чемпион России по ралли Илона Накутис, многократный чемпион России по ралли-рейдам Евгений Павлов, восьмикратный рекордсмен России по автоспорту Максим Леонов и многократный призёр чемпионатов России по ралли-рейдам и рекордсмен России по автоспорту Андрей Леонтьев.

Изобилующую поворотами невероятно скользкую 500-километровую дистанцию Ford F-Max преодолел за 6 часов, со средней скоростью в 91 км/ч. Лучшее время круга составило 4 минуты 35,7 секунды. За рядовыми, на первый взгляд, цифрами скрыто пилотирование на грани возможного стандартного тягача по голому льду на серийных дорожных шинах. Подобные экстремальные эксперименты, проводимые в рамках «Дней скорости на льду Байкала», дают бесценную информацию для создателей как автомобильной техники, так и шин, и это напрямую работает на повышение безопасности дорожного движения.

Традиционно, последним в рамках Фестиваля состязанием стал 24-часовой заезд по 8-километровому кольцу на двух Jaguar E-Pace — бензиновом и дизельном, обутых в шины Cordiant Snow Cross 2. Автомобили пилотировали два экипажа, в состав которых входило шесть человек: Андрей Леонтьев, Максим Леонов, Илона Накутис, Илья Кашин, Михаил Тюрин и Алексей Павлин.

За сутки Jaguar E-Pace с бортовым номером 17 смог преодолеть дистанцию в 2228,6 км. При этом его средняя скорость составила 84,4 км/ч, что не так много, по сравнению с другой машиной. Причиной тому послужили технические проблемы, связанные с обледенением коробки передач из-за попадания снега на её датчики. Механикам пришлось потратить немало времени и усилий, чтобы отогреть машину, растопить лёд и выпустить кроссовер обратно на трассу. Тем не менее, дизельный Jaguar E-Pace показал хорошую среднюю скорость на круге — 131,9 км/ч, а лучшее время круга составило 3 минуты 39,6 секунды, во время отрезка, на котором за рулем был Максим Леонов.

Второй автомобиль, выступавший под стартовым номером 13, оказался более счастливым. За сутки он проехал по льду 2543,8 км, превысил среднюю скорость в 105 км/ч, и с этими данными попал в претенденты на установление нового рекорда. Лучшая скорость на круге бензинового Jaguar E-Pace составила 138 км/ч, а лучшее время круга вновь показал Максим Леонов: 3 минуты 29,8 секунды.

Официальным транспортным партнером Фестиваля выступил дистрибьютор марки ГАЗ ГК «Современные транспортные технологии», который предоставил автомобили из новой перспективной линейки «Газель NN». Без подобных автомобилей техподдержки невозможна организация и проведение соревнований — пассажирские версии Газелей в режиме маршрутного такси ежедневно доставляли команду Фестиваля от мест проживания в лагерь и обратно, грузовые тоже работали по прямому назначению, взяв на себя все перевозки, связанные с подготовкой трасс и лагеря, обеспечением скоростных заездов, подвозом питания и многих других бытовых вопросов.

Новые «Газели», многоместные автобусы и грузовики, оказались в непривычной среде ежедневного передвижения по абсолютно гладкому льду при низких температурах, в условиях сильного ветра и снежных заносов. Все автомобили успешно справились с задачами, во многом благодаря развитым системам электронных ассистентов от обычной ABS до системы контроля тяги, ESP, помощи при старте на подъёме, датчиков света, дождя и прочих. Оборудованная полным набором электронных помощников, «Газель NN» представляет собой современный, комфортный и экономичный автомобиль.

Коммерческие автомобили марки «ГАЗ» прошли в рамках фестиваля разнообразный и весьма напряжённый тест-драйв прямо во время рабочего процесса, ни разу не подведя организаторов, несмотря на постоянную смену водителей, интенсивную работу и далеко не тепличные условия. Просторный салон и мощные отопители «Газелей» особо оценила команда судей, работавших на отдалённых отрезках трасс. Для них эти машины на все долгие часы состязаний и особенно, во время 24-часовой гонки стали комфортными передвижными убежищами. /m