Парад дебютантов на ралли «Псков». Итоги третьего этапа чемпионата России
4-5 июня в Псковской области состоялся третий этап сезона-2022 первенства России по ралли. Местная гравийная трасса оказалась немилосердна к победителям прошлых лет и благосклонна к дебютантам. Подводим итоги...
Если посмотреть на список обладателей побед на ралли «Псков» за всю историю его проведения, то станет понятно – главными факторами, сыгравшими в пользу победителей, являются их собственный опыт и уровень подготовки автомобиля. Однако в этом году псковская гонка в каждом из зачётов покорилась дебютантам – в трёх из четырёх зачётов гонщики одержали первые для себя победы на этапах чемпионата страны, а ещё в одном зачёте победу одержал экипаж, впервые выступавший в таком составе. Но что же стало причиной такого парада дебютантов?
Ралли «Псков» открывало летнюю часть сезона-2022. Программа двухдневного ралли состояла из десяти спецучастков – девять из них были грунтовыми, а стартовый спецучасток проводился на асфальтовом покрытии прямо в центре столицы Псковской области. С точки зрения чемпионата страны в целом ралли являлось своеобразным экватором – это третий из пяти предварительных этапов сезона.
Денис Ростилов и Василий Слобожанинов, Skoda Fabia R5Фото: Sport Media Team
На старт гонки вышло 46 экипажей – в том числе 12 в N4, 7 в R3, 11 в R2 и 10 в зачёте «Наша классика». К сожалению на старте псковской гонки не оказалось одного из сильнейших пилотов России – гоночный канал не досчитался действующего чемпиона страны Игоря Буланцева, который был вынужден пропустить гонку из-за занятости на основной работе. Но главные фавориты вышли на старт и были готовы биться на все сто! Кстати, именно так назывался первый спецучасток: «На все 100».
Лидер сезона Денис Ростилов приехал в Псковскую область за третьей подряд победой – что уж тут скрывать. В том случае, если бы екатеринбуржец выиграл псковскую гонку, это нанесло бы серьёзный удар по шансам его соперников в борьбе за титул чемпиона страны сезона-2022. И кроме того, само по себе завоевание хет-трика – трёх побед подряд – является достаточно редким явлением в высшей лиге российского ралли.
За минувшие 20 лет хет-триками в чемпионате России по ралли отметились лишь шесть гонщиков – при этом четверо в том же самом году завоевали титулы чемпионов страны. В 2020 году это сделал Василий Грязин – в паре с Дмитрием Лебедиком он выиграл ралли «Карелия», а затем уже с Ярославом Фёдоровым «Эковер», «Белые ночи», а до кучи ещё и «Псков». Предыдущее подобное достижение аж в 2008 году записал на свой счёт Александр Желудов – он одержал победы на ралли «Южный Урал», «Гуково» и «Новороссийск Ралли Россия». Двумя годами ранее тот же Желудов стал лучшим на ралли «Ермак», «Ладога» и «Пено». И, наконец, в 2004 году Сергей Успенский выиграл подряд ралли «Пено», «Ладога» и «Гуково».
Если же говорить о тех пилотах, кто за минувшие два десятка лет делал хет-трик, но не становился чемпионом, то это Евгений Новиков – в 2007 году он стал лучшим на ралли «Пено», «Лахденпохья» и «Белые ночи», а также Андрей Жигунов, которому в 2005 году покорились ралли «Ладога», «Гуково» и «Белые ночи».
Василий Грязин, Желудов, Успенский, Евгений Новиков, Жигунов – это не просто список имён. Это настоящий золотой фонд российского ралли и теперь к попаданию в этот список уверенно шёл Денис Ростилов. Но на заключительной секции ралли «Псков» ситуация перевернулась с ног на голову – недавний лидер гонки резко потерял темп из-за проблем с топливной системой и болельщики принялись гадать, доедет ли он до финиша или нет. Впрочем с такими же проблемами столкнулись ещё несколько участников и стало понятно, что это не случайность, а тенденция…
Закрытый паркФото: Sport Media Team
Но не будем забегать вперёд. Старт гонки был дан в субботу в центре Пскова. Более пяти тысяч зрителей собралось на центральной площади чтобы воочию насладиться борьбой участников на специально проложенной по улицам города трассе. После завершения стартового суперспецучастка гонщиков ждали привычные – и весьма скоростные – грунтовые спецучастки: в первый день их было три.
Лидерство по итогам первого спецучастка захватил Денис Ростилов. Вслед за ним в группе лидеров на грунтовые допы отправились Дмитрий Воронов и Александр Зайцев. Но уже на втором спецучастке прогремели первые сенсации гонки – прямо на старте допа Воронов сломал задний левый привод и разом потерял темп, а Зайцев переборщил со скоростью на входе в поворот и на 160 км/ч его Mitsubishi Lancer вылетела с трассы, сделав просеку в псковских лесах. К счастью экипаж отделался лёгким испугом, но на этом гонка для Александра была закончена.
Воронов же на протяжении всего первого дня ни разу не смог показать время в десятке лучших и закономерно закончил субботу лишь на 12-й позиции. Так из борьбы за победу и подиум выбыл прошлогодний победитель ралли «Псков», которому прочили повторение результата, показанного в 2021 году. Обидно, ведь если бы Дмитрия не подвела техника, то он наверняка смог бы побороться за самые высокие места, а зрители получили возможность увидеть реальную скорость одного из самых быстрых пилотов страны.
Итоги всех трёх грунтовых спецучастков первого дня оказались совершенно одинаковыми – Денис Ростилов трижды показал лучшее время, Артур Мурадян финишировал вторым, а Александр Осипов замыкал тройку быстрейших. В таком же порядке лидеры завершили первый день гонки. Отрыв Ростилова от Мурадяна по итогам дня составил десять с половиной секунд, а Осипов проигрывал лидеру двадцать две секунды. Пятёрку замкнули лидеры зачёта N4 Алексей Петров и Тимофей Андрющенко. Во второй половине первой десятки по итогам пятницы расположились Артемий Лякин, Алексей Миронов, Вячеслав Прохоров, Евгений Чуков и Александр Рогозин.
После завершения первого дня ралли экипажи отправились в единый парк сервиса. В этом году организаторы ралли «Псков» совместно с промоутером чемпионата России по ралли AutoSportMediaGroup устроили настоящий праздник автомобильного спорта для зрителей, приехавших понаблюдать за участниками гонки. Для этого сервис-парк ралли был размещен на территории торгово-развлекательного центра «Fjord Plaza». Благодаря свободному доступу в сервис-парк зрители могли вблизи посмотреть на автомобили участников ралли, а также имели возможность пообщаться с гонщиками и взять у них автографы.
Второй день начался с очередных неприятностей Дмитрия Воронова – и это был первый звонок, предвещавший целую череду неприятных событий. Прямо на старте первого воскресного спецучастка пропало давление топлива и все три утренних допа петербуржец проехал, теряя на каждом по две минуты по отношению к лидеру. На том же самом злосчастном спецучастке из-за неполадок в топливной системе остановился и не смог продолжить движение занимавший после первого дня третью позицию Александр Осипов. Двумя спецучастками позже сошёл и лидер зачёта N4 Алексей Петров – его подвёл топливный насос.
Тем временем лидерство в гонке по-прежнему удерживал Денис Ростилов. Он продолжил штамповать победы – на пятом, шестом и седьмом спецучастках – и к дневному сервису довёл свой отрыв от занимавшего второе место Артура Мурадяна до 24 секунд. После схода Петрова третье место в абсолюте и первое в зачёте N4 захватил Артемий Лякин. Вслед за ним секцию закончили Евгений Чуков, Алексей Миронов, Александр Рогозин, лидер зачёта R2 Вячеслав Никонов, занимавший первое место в зачёте R3 Олег Марков, Тимофей Андрющенко и Владимир Трегубов.
После приезда в дневной сервис Дмитрий Воронов вовсе оформил сход, а остальные участники продолжили борьбу.
Но на первом же допе после сервиса всё та же топливная болезнь поразила автомобиль лидера гонки – и всего чемпионата – Дениса Ростилова! Екатеринбуржец потерял на каждом из трёх спецучастков последней секции более чем по минуте и закончил гонку вторым, едва не пропустив вперёд нового лидера зачёта N4 Артемия Лякина.
Проблемы Ростилова не позволили ему сохранить первую позицию, на которую вышел Артур Мурадян. Однако московскому пилоту также пришлось столкнуться с неисправностью топливной системы, но конструктивные особенности автомобиля Skoda Fabia R5 evo позволили пилоту минимизировать проблемы и автомобиль смог добраться до финиша несмотря на то, что экипаж продолжал атаковать на заключительных допах даже после проблем у Дениса Ростилова, когда, по сути, можно было просто "докатиться" до финиша.
Артур Мурадян одержал первую в своей карьере победу в абсолюте этапа чемпионата России по ралли. Денис Ростилов и Василий Слобожанинов заняли почётное второе место – хоть они и надеялись на первое…
Однако Денису не стоит расстраиваться из-за упущенной победы, ведь статистика псковской гонки скорее работает на него, чем на Артура Мурадяна. Судите сами – за всю 20-летнюю историю проведения ралли «Псков» 13 раз входило в календарь Кубка России и четыре раза в программу чемпионата страны. Так вот из этих 17 гонок лишь трижды победители ралли «Псков» в конце сезона становились чемпионами или обладателями Кубка страны!
Тройку призёров абсолюта замкнули впервые выступавший на ралли «Псков» за рулём полноприводного автомобиля Артемий Лякин и его опытный штурман Сергей Герасименко. Четвёртым финишировал Алексей Миронов. Далее: Евгений Чуков, Александр Рогозин, Олег Марков, Вячеслав Прохоров, Владимир Трегубов и Степан Демьянчук. Всего до финиша ралли добрались двадцать шесть экипажа из сорока шести стартовавших.
Артур Мурадян и Ярослав Фёдоров, Skoda Fabia Rally2 EvoФото: Sport Media Team
В зачёте N4 победу отпраздновал Артемий Лякин – это первая в карьере победа молодого пилота. После схода Алексея Петрова и возникновения проблем у Тимофея Андрющенко, на Mitsubishi которого дважды рвался патрубок турбонаддува, что приводило к колоссальной потере времени, единственным реальным соперником Лякина оставался Евгений Чуков. Но переворот последнего отбросил его далеко назад, а Артемий закончил гонку с комфортным отрывом от ближайших соперников, которыми стали Алексей Миронов и всё тот же Евгений Чуков. Благодаря победе Лякин вырвался на первое место в зачёте N4 после трёх этапов.
Моноприводный зачёт R3 впервые покорился Олегу Маркову. Лидер чемпионата в этом классе Максим Белюков на протяжении всей гонки испытывал проблемы с трансмиссией и жаловался на нехватку скорости из-за слишком «короткой» коробки передач. Отсюда – лишь четвёртое время на финише. Компанию победителю на подиуме составили Владимир Трегубов и Александр Донец. Здесь результаты псковского этапа также внесли важные корректировки в таблицу всего чемпионата – теперь лидером зачёта с отрывом в один балл стал Александр Донец.
Сменился лидер и в зачёте R2 – не выступавший на грунте вот уже девять лет Алексей Ковальчук закончил псковское ралли лишь четвёртым, пропустив вперёд победителя гонки Степана Демьянчука, а также занявших второе и третье место Александра Дуденкова и Романа Квасникова. Демьянчук впервые стартовал с очаровательным штурманом Юлией Шатохиной и сразу же завоевал победу – а вместе с ней перехватил и первое место в зачёте чемпионата. На победу в гонке мог претендовать Вячеслав Никонов, но шедший в десятке абсолюта, опережавший всех конкурентов по моноприводу и некоторых гонщиков на полноприводной технике, имевший полутораминутный отрыв от соперников по зачёту гонщик сошёл на последней секции из-за поломки коробки передач.
И, наконец, отдельного внимания зрителей удостоился зачёт «Наша классика», в котором принимают участие экипажи на заднеприводных «Ладах». Из десяти участников до финиша добрались четверо. Победу одержал Георгий Кезиков, вторым стал Олег Григорьев, а замкнул тройку призёров Михаил Нагель.
А теперь вернёмся к абсолютному зачёту чемпионата – напомним, что итоговый результат в серии определяется по сумме трёх лучших результатов, показанных на пяти предварительных этапах, а также на финальном этапе серии. Одержавший две победы и финишировавший втором на ралли «Псков» Денис Ростилов набрал 168 очков. Артур Мурадян благодаря победе на псковской гонке сократил своё отставание от лидера и теперь на счету московского гонщика 148 очков. А вот Дмитрию Воронову сход серьёзно осложнил задачу – у петербуржца лишь 88 очков.
До завершения предварительной части сезона-2022 остаётся два этапа – ралли «Белые ночи» и ралли «Гуково», после чего участников ждёт финальный этап, ралли «Эковер». Карельский этап пройдёт совсем скоро – с 1 по 3 июля. И уже сейчас можно озвучить одну из важных новостей предстоящей карельской гонки – действующий чемпион России Игорь Буланцев собирается вернуться в строй.
Однако участники чемпионата будут ждать и других новостей – ситуация с некачественным топливом, которое по всей видимости и повредило топливные системы нескольких автомобилей, а значит повлияло на результаты ралли, конечно же не может устраивать гонщиков. Об этом уже высказался победитель гонки Артур Мурадян: «Для меня финиш на ралли «Псков» – это долгожданная победа. Мне кажется, что я заслужил её, заслужил выиграть этот этап. Но я однозначно не хотел, чтобы она случилась из-за третьей стороны, которая вмешалась в ход борьбы в чемпионате».
Остаётся надеяться, что подобные инциденты больше не будут омрачать этапы высшей лиги российского ралли.
Ознакомиться со всеми результатами ралли «Псков» можно на официальном сайте чемпионата России.