«Ъ»: российские пилоты столкнулись со сложностями при попытке найти работу за рубежом

Обновлено в 15:18

«Ъ»: российские пилоты столкнулись со сложностями при попытке найти работу за рубежом
© BFM.RU

Росавиация мешает пилотам, оставшимся без работы в России, устроиться в зарубежные авиакомпании, сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. Со сложностями при попытке найти работу в других странах столкнулись пилоты, отправленные в простой или уволившиеся из российских авиакомпаний на фоне нынешнего сокращения объема перевозок. Чтобы работать за границей, они должны подтвердить иностранным авиавластям и перевозчикам свои удостоверения. В Росавиацию поступают запросы, но ведомство не предоставляет данные в ответ.

В некоторых случаях объясняет это «невозможностью раскрыть персональные данные». Всего запросов было около 600, но на работу за рубеж устроились всего около сотни пилотов, говорят участники рынка. Большинство пыталось попасть в компании Юго-Восточной Азии, в частности, Вьетнама или Таиланда, а также Турции. Говорит вице-президент Профсоюза летного состава России Олег Приходько:

— В данный момент, конечно, было бы актуально, когда люди не нужны, а там востребованы, можно было бы и отправить, но потом мы их обратно не соберем.

— Но насколько это все-таки массовая история?

— Она начинается сейчас, и это могут быть сотни человек.

— Про уровень их компетенций?

— Международный, они практически по всему миру приблизительно одинаковые. Конечно, каждая компания проводит свой отбор, но в общем можно работать везде.

— Без бумаги от Росавиации он действительно по рукам и ногам связан?

— Нет, можно получить свидетельство в другом государстве, тогда уже и не вернешь. Сложнее и дольше. Кто-то уже получил свидетельство, подтверждение может занять несколько месяцев. Проблема с выездами, запретами, а так многие по этому пути шли. Сейчас нет работы, людей надо отправлять, можно отправить на год, посмотреть, чтобы через год они возвращались, этот вопрос можно было бы решать. В компаниях, у которых по России нет рейсов, намного хуже, конечно, ситуация, самолеты остались за рубежом, и не на чем летать. Те, которые в России самолеты остались, зарегистрированы, скажем, половину объема выполняют.

— Широкофюзеляжники насколько пострадали, Boeing, Airbus?

Они сейчас летают Москва — Сочи, Петербург — Сочи, конечно, пострадали, меньше рейсов, естественно, стало.

Эксперты отмечают, что Минтранс может опасаться нехватки кадров на фоне поручения президента России сохранить по итогам года объем перевозок в 100 млн пассажиров. К тому же объем внутренних перевозок, в отличие от международных, сократился некритично, пилоты нужны, поэтому никто не хочет их отпускать, говорит генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев:

— Мы потратили 10 млн рублей на учение, переобучение. Хотите там работать, нет проблем, верните деньги. Отпускаем подобру-поздорову, чудесно, как нам закрывать свои внутренние перевозки? Ну как их закрывать? А так мы распустим, 600, понимаешь ли, подали заявок, а как мы будем закрывать тогда все эти дырки? Шестьсот пилотов, [заявки] же подали не вторые пилоты, а, наверное, командиры.

— Если пилот захочет перевестись, сколько он потеряет в деньгах во внутренних рейсах?

— По сравнению с международными полетами он потеряет 30%.

— Кто-то отправляет на три месяца или на год в хорошую зарубежную авиакомпанию.

— Не вернутся эти ребята. Они там будут работать и работать, пока, понимаешь ли, будет медкомиссия им выписывать пригодность. А мы здесь с вами будем искать и бегать. Да, есть молодые пилоты, их готовят, на сегодняшний день четыре или пять подразделений, которые готовят пилотов. Но для того, чтобы посадить их на большие машины, они должны, во-первых, налет сделать на маленьких, а потом уже идти переучиваться, это опять время, это опять деньги.

— Те субсидии, которые сейчас выделяются?

— Эти деньги даются не на покрытие заработной платы. Это даются деньги на оперативные расходы авиакомпаний, лизинг, обслуживание воздушного судна.

В интервью «Коммерсанту» в «Уральских авиалиниях» заявили, что на данный момент все пилоты вернулись к работе, хотя в мае в простое было около тысячи сотрудников. Создаются временные рабочие места для тех, кто ушел из других компаний. В Smartavia рассказали, что весь летный состав задействован, более того, перевозчику нужны новые пилоты и бортпроводники. В «Победе» обещали увеличить количество рейсов, рассказала Business FM стюардесса этой авиакомпании Екатерина:

«В «Победе» пилотов в простой не отправляли, отправляли только бортпроводников, и кто-то уходил добровольно в простой, но в простое все равно продолжают выплачивать прожиточный минимум, продолжают выплачивать отпускные, и ты не увольняешься, продолжаешь числиться сотрудником авиакомпании. Но вообще летом, допустим, рядовой бортпроводник мог зарабатывать 80-90 тысяч рублей, старший бортпроводник где-то 100-120 тысяч рублей. По поводу пилотов, у них сократилось количество часов налета, и до сих пор, наверное, оно не восстановилось до конца. Количество часов уменьшилось по сравнению с прошлым летним сезоном практически в два раза, соответственно, зарплата тоже. Вторые пилоты, думаю, зарабатывают где 200-300 тысяч рублей, а командир воздушного судна в хорошие времена, я слышала, что и 400-500 тысяч рублей зарабатывал, сейчас вообще не могу сказать точно. Про зарубежные авиакомпании я не слышала, чтобы кто-то из «Победы» уходил, но многие увольняются, особенно те, кто не из Москвы, например, кто-то снимает квартиру, у кого-то кредитные обязательства и так далее. Конечно, зарплата уменьшилась в два раза. Сейчас с июля обещают больше рейсов, я не знаю, за счет чего, но тем не менее было такое письмо на корпоративной почте, что число рейсов увеличится, но пока нет никакой конкретной информации, сокращений как таковых не было, только добровольно люди увольнялись. Для пилотов есть тренажер, конечно, да, потому что им все равно нужно регулярно практиковаться».

В июне пассажиропоток, по оценкам аналитиков, сократился на 20% год к году, а доходы пилотов в среднем по отрасли сократились на 40%. Поэтому некоторые начали искать работу у зарубежных перевозчиков.