Ралли «Белые ночи»: карельская классика

Если и есть в российском ралли настоящая классическая гонка, то это именно ралли «Белые ночи» – шутка ли, в этом году этот этап проводился в 58 раз!

Ралли «Белые ночи»: карельская классика
© autosport.com.ru

Пытаться охватить всю историю ралли «Белые ночи», которое когда-то проводилось на территории Ленинградской области, а сейчас является чисто карельской гонкой, бессмысленно. Рассказ о славном прошлом этого этапа превысит объем этого обзора – поэтому мы лишь пробежимся по верхам.

Впервые ралли с таким названием было проведено аж в 1963 году – у истоков гонки стояли великие спортивные деятели Советского Союза Николай Киселев и Евгений Ионайтес. До середины 90-х ралли «Белые ночи» проводилось исключительно на дорогах Ленинградской области, затем часть дистанции гонки ушла в Карелию, а потом и вовсе полностью переехала на карельские спецучастки. И именно эти допы принято называть золотым фондом российского ралли. Помимо высоких скоростей, карельские спецучастки бросают гонщикам и другие серьезные вызовы – трасса в Карелии имеет переменчивый характер: она то быстрая и широкая, то узкая и закрученная. К этому прибавляется трехмерность профиля дороги и огромное количество опасных трамплинов.

Интересно, что эти легендарные спецучастки не испытывают ровным счетом никакого пиетета перед признанными авторитетами – лидеры российского ралли спотыкались здесь едва ли не чаще, чем их преследователи! Сергей Успенский, Андрей Жигунов, Александр Никоненко, Игорь Буланцев, Дмитрий Воронов, Евгений Суховенко, Станислав Травников, Александр Желудов, Павел Щербаков, Илья Лотвинов, Александр Осипов – всех этих безусловно весьма быстрых пилотов объединяет тот факт, что они в разные годы вылетали с трассы ралли «Белые ночи» и были вынуждены сойти!

![::Роман Беляев на ВАЗ-21107 © Дмитрий Гальчун / Autosport Media (/files/news/2022/07/05/91fad71b0a0ba2f52319178fb9c77d95.jpg){ .zoom .wide}

А самое фантастическое, что в ралли «Белые ночи» этого года принял участие автомобиль-победитель этой же гонки, но 1998 года! Роман Беляев вывел на старт легендарный заводской кит-кар ВАЗ-21107, за рулем которой 24 года назад Виктор Школьный одержал здесь победу. Да, с тех пор машина получила ряд обновлений, направленных на соответствие современным требованиям безопасности, но даже двигатель, коробка передач и шасси остались прежними!

Но как же прошла гонка для двух победителей – Воронова и «сто седьмой»? Об этом позже.

Автомобили участников ралли «Белые ночи»Фото: Дмитрий Гальчун / Autosport Media

Программа ралли «Белые ночи» 2022 года состояла из 11 спецучастков – шесть участники должны были проехать в первый день и пять во второй. В первый день участники соревновались на быстрых широких допах Лахденпохского района (знаменитое "кольцо": Аккахарью - Вялимяки - Лумивара), а во второй день переместились на более техничные и сложные спецучастки Лавиярви и Ляскеля. Важно отметить, что старт первого спецучастка «Аккахарью» сначала был задержан, а затем доп был переведен в дорожный режим – бригада скорой, которая дежурила на спецучастке, была экстренно отправлена на вызов.

Одной из трудностей летней карельской гонки, помимо уже упомянутых выше, является пыль – в случае сухой и безветренной погоды над трассой висят тучи пыли, очень сильно, а местами абсолютно перекрывая видимость трассы для пилотов. К сожалению, гонка этого года как раз прошла в таких условиях. Не помог даже установленный в первый день двухминутный стартовый интервал для всех экипажей – пыль всё равно не успевала оседать.

Лидер сезона Денис Ростилов начал гонку с победы на втором по счету (и первом состоявшемся) спецучастке «Вялимяки». Екатеринбуржец оставил позади Дмитрия Воронова и пробившего незадолго до финиша колесо Артура Мурадяна. На третьем, четвертом и пятом спецучастках Ростилов также был лучшим и казалось, что карельская гонка пройдет по тому же самому сценарию, что и два стартовых этапа сезона – когда Денис одержал две уверенные победы. Но это же летняя Карелия, для которой нет никаких авторитетов!

Артур Мурадян

На секунду прервемся и расскажем вам о том, что такое проклятье юбилейной гонки. В автомобильном спорте (не только в ралли, а в том числе во всех других его видах) существует неофициальная традиция – каждая юбилейная гонка как правило проходит для гонщика неудачно. В Карелии на крыше Skoda Fabia R5 Дениса Ростилова было написано «Сотое ралли». Юбилей? Юбилей. Удачный? Конечно же, нет!

Финишный спецучасток первого дня первым закончил Артур Мурадян. А куда же подевался стартовавший первым Денис Ростилов? Его автомобиль вылетел с трассы за пару поворотов до известного Першинского трамплина. Место, в котором, к слову, в 2020 году был вылет у Игоря Буланцева. Экипаж смог выбраться обратно на дорогу лишь через три с лишним минуты – на этом о борьбе за победу можно было забыть...

Не повезло и другому претенденту на самые высокие места – на культовом спецучастке «Лумиваара» победитель прошлогоднего ралли «Белые ночи» Дмитрий Воронов в очередной раз столкнулся с поломкой заднего левого привода. Этот же привод ломался у него на предыдущей гонке – ралли «Псков». Не самая приятная традиция – или тенденция?

В результате показавший лучшее время на шестом спецучастке Артур Мурадян вышел в лидеры гонки, причем с огромным отрывом. Вторым день закончил Тимофей Андрющенко – он же возглавил зачет N4. Дмитрий Воронов сумел удержать третью позицию, но его отставание от лидера гонки по итогам субботы составило более 57 секунд. Алексей Петров стал четвертым, Владимир Васильев замкнул пятерку быстрейших. Далее в десятке быстрейших по итогам первого дня Евгений Чуков, Александр Михайлов, Алексей Миронов, Артемий Лякин и Вячеслав Никонов – он же возглавил зачет R2. В зачете R3 по итогам пятницы первое место занимал Илья Акимов.

К сожалению, первый день гонки был омрачен несколькими сходами. Покинули гонку Александр Рогозин и Леонид Рогозин – первый сошел из-за поломки двигателя, а второй вылетел с трассы, списав свой автомобиль после неудачного приземления на трамплине «у бани». Из-за висевшей в воздухе пыли в одном повороте вылетели с трассы Александр Дуденков (R2), а также представитель зачета R3 Максим Белюков. Его сопернику Андрею Жуковскому помешала продолжить борьбу поломка коробки передач.

Итоги первого дня ралли «Белые ночи» оказались достаточно неожиданными – ни в одном из четырех зачетов лидер чемпионата не смог выйти на первое место! Правда, отрывы у захвативших лидерство гонщиков были великоваты, и кто-то мог подумать, что на этом борьба фактически закончилась. Но этот кто-то просто не знает один непреложный факт – в Карелии как нигде интрига сохраняется до последних миллиметров дистанции.

Перед лидером чемпионата Денисом Ростиловым во второй день гонки стояла сложнейшая задача – откатившемуся после вылета с трассы под финиш пятницы на 13-е место екатеринбуржцу было необходимо отыграть как можно больше позиций и отобрать максимум очков у его основных соперников по чемпионату Артура Мурадяна и Дмитрия Воронова. И с первой задачей Денис справился - на всех шести субботних спецучастках Денис Ростилов показал лучшее время, что позволило ему по итогам ралли «Белые ночи» подняться с 13-го места на третье. А вот со второй – нет. Всё потому, что и Мурадян, и Воронов со своей стороны сделали все, чтобы ехать по спецучасткам быстро и при этом надежно, не допуская фатальных ошибок и избегая технических проблем.

Победителем ралли «Белые ночи» 2022 года стал экипаж Артура Мурадяна и Ярослава Федорова. На финише они опередили ставших вторыми Дмитрия Воронова и Кирилла Еникеева почти на 44 секунды. Денис Ростилов и Василий Слобожанинов финишировали третьими более чем в двух минутах позади победителя ралли. Не поменялся лидер и в зачете R2 – занимавший первое место по итогам пятницы Вячеслав Никонов довел гонку до победного финиша. Но если в абсолютном зачете и в зачете R2 во второй день лидеры не поменялись, то в N4 и R3 ситуация изменилась кардинальным образом.

Настоящая спортивная трагедия разыгралась на предпоследнем допе гонки. Лидер зачета N4 Тимофей Андрющенко шел к первой за два года победе, но ошибка в одном из поворотов привела к вылету с трассы, перевороту и сходу! Таким образом, в лидеры «серийного» зачета вышел Алексей Петров, который и довел гонку до победы – и четвертого места в абсолюте. А машина-победитель ралли «Белые ночи» 1998 года в итоге заняла пятое место в зачете N4 – в окружении полноприводных Mitsubishi и Subaru.

У лидера первого дня в зачете R3 Ильи Акимова и вовсе не было побед в мощном моноприводе. Но судьбу первого места для него решила техника – поломка привода привела к сходу. Первое место унаследовал Олег Марков, который и одержал победу. В абсолюте он занял 18-е место.

В первой десятке помимо финишировавших на местах с первого по четвертое Артура Мурадяна, Дмитрия Воронова, Дениса Ростилова и Алексея Петрова гонку закончили Александр Михайлов, Алексей Миронов, Вячеслав Никонов, Степан Демьянчук, Евгений Чуков и Артемий Лякин.

По итогам ралли «Белые ночи» в абсолютном зачете чемпионата России воцарилось двоевластие – Артур Мурадян и Денис Ростилов набрали равное количество очков. Дмитрий Воронов пока что отстает от своих соперников. В зачете N4 Алексей Петров теперь имеет максимальные баллы за три победы и серьезно опережает преследователей Артемия Лякина и Алексея Миронова – которых между собой разделяет всего-навсего два очка! Петербуржцы захватили власть в зачете R3 – Олег Марков лидирует, Александр Донец занимает второе, а Максим Белюков третье место. И, наконец, в зачете R2 Степан Демьянчук увеличил свой отрыв от Алексея Ковальчука, а Александр Дуденков и Вячеслав Никонов делят третье место, проигрывая Ковальчуку всего-навсего один балл.

К сожалению, до финиша гонки не добрались сошедшие во второй день Александр Семенов (вылет с трассы и переворот), Юрий Рязанов (вылет), Виктор Леонтьев (вылет), Владимир Трегубов (вылет с трассы в пыли, столкновение с автомобилем Виктора Леонтьева) и Владимир Васильев (поломка подвески).

Четвертый этап чемпионата России по ралли стал историей и подарил гонке новых победителей – экипаж Артура Мурадяна и Ярослава Федорова (который уже выигрывал эту гонку в 2020 с Василием Грязиным). Теперь у участников серии остался лишь один предварительный этап, на котором они могут поправить свое положение – пятый этап чемпионата России по ралли состоится с 29 по 31 июля в Цимлянском районе Ростовской области. Трасса предстоящей гонки уже прошла инспекцию и по ее итогам получила положительное заключение.

Совершенно новая и незнакомая абсолютно для всех участников трасса наверняка подарит множество сюрпризов. Ждать осталось совсем недолго – кто знает, может быть, новая гонка в будущем тоже станет классикой, как ралли «Белые ночи»?

Больше информации о чемпионате России по ралли на официальном сайте и группе в Вконтакте.

Победители и призеры ралли «Белые ночи»Фото: Дмитрий Гальчун / Autosport Media