Войти в почту

Беспилотные автомобили из разных регионов прошли испытания в Нижнем Новгороде

Семь команд из разных городов России выступили на 12-х соревнованиях «Робокросс», которые проходили в Нижнем Новгороде с 4 по 8 июля. Соревнования организованы в рамках программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России», реализуемой Фондом Олега Дерипаски «Вольное Дело» при поддержке Горьковского автозавода. На испытательном полигоне предприятия состязались нескольких автомобилей «ГАЗель», легковое авто и даже роботизированная платформана базе квадроцикла. За тем, как проходит необычный кросс машин без водителя, наблюдала корреспондент ИА «В городе N».

Беспилотные автомобили из разных регионов прошли испытания в Нижнем Новгороде
© В городе N

География участников расширяется — в этом году «Робокросс» впервые посетила команда из Ростова-на-Дону под названием DTSU ROBOTICS Донского государственного технического университета. Нижний Новгород представляла команда МиР от НГТУ имени Р.Е.Алексеева, которая модифицировала автомобиль «ГАЗель NEXT». На нем установлены две камеры, с помощью которых он ориентируется на трассе. Специальное оборудование помогает автомобилю справляться с помехами при анализе дорожных условий.

Наша команда участвует в соревнованиях на подаренной ГАЗом «ГАЗели» уже не первый год. Мы продолжаем совершенствовать беспилотные технологии и представляем свои результаты здесь, на полигоне, чтобы получить стимул к дальнейшему развитию, обменяться опытом, узнать что-то новое. Да и в целом посмотреть на то, как проходят трассу другие машины, очень интересно, — говорит нижегородец Дмитрий Шакин.

Однако «Робокросс» — это не гонка беспилотников, как можно подумать. В первую очередь это образовательный проект в рамках всероссийской программы «Робототехника», которая инициирована промышленником Олегом Дерипаской. Программа помогает создать все условия для развития талантливых робототехников и определиться им с выбором будущей профессии. Многие из тех, кто когда-то с пультом в руках переживал за поведение на маршруте созданного им беспилотника, уже работают на ГАЗе.

Искать и взращивать буквально со школьной скамьи новые кадры помогают также образовательный цифровой центр «Техноспейс» и детский технопарк «Кванториум ГАЗ», которые действуют в корпоративном университете «Группы ГАЗ».

По словам руководителя программы «Робототехника» фонда «Вольное Дело» Максима Петрова, задача программы — помогать студентам, которые создают беспилотники, улучшать свои практические навыки. Динамика развития проектов команд из года в год позволяет понять, что робототехники демонстрируют более высокие результаты.

В этот раз команды начали более тщательно фокусироваться на конкретных задачах системы ADAS — распознавание знаков, парковка и так далее. В этом году эти задачи стали гораздо лучше решаться, потому что ребята стали на них концентрироваться, — поделился Максим Петров.

Скорость езды на «Робокроссе» не столь важна — судьи в первую очередь смотрят на то, как автомобиль распознает препятствия, как точно был выполнен разворот и так далее. Совершенствоваться командам помогает и «Группа ГАЗ» — компания оказывает техническую и финансовую поддержку, помогает приобретать необходимое оборудование, инженеры Объединенного центра компании оказывают содействие робототехникам в исследованиях и применении беспилотных технологий, консультируют во время «РобоКросса».

Главный судья соревнований, инженер ГАЗа Дмитрий Данилин рассказал, что в нынешнем году команды столкнулись с такими преградами как парные бочки, максимальное количество которых также увеличилось. Если машины отлично справляются с заданиями, то организаторы могут из года в год усложнять испытания. Например, если машина беспрепятственно распознает синюю бочку, в следующем году могут быть введены другие цвета барьеров.

Управляющий директор Горьковского автозавода Андрей Софонов приезжает на испытательный полигон в дни соревнований, чтобы лично пообщаться с представителями команд (в текущем году их семь). Он рассказал, что 12 лет назад, когда соревнования проводились впервые, многие были скептиками и считали робототехнику специальностью далекого будущего, место которой — в фильмах. Но организаторы вопреки всему верили в успех проекта.

Время показало, что мы выбрали правильное направление, развивая робототехнику. И сейчас мы работаем над созданием автомобилей, которые оснащаются и беспилотными технологиями, и автоматизированной системой помощи водителю. Проектируем автомобили, которые работают на электрической тяге и на водородном топливе. Ребята, которые сегодня выступают здесь — это наше будущее, это те инженеры, которые будут создавать автомобили завтрашнего дня, — сказал Андрей Софонов.

Как поведет себя беспилотник на трассе — зависит от тех инженерных решений, которые разработает команда. В этот раз машины показали в целом высокий уровень ориентирования в автономном режиме.

После подсчета баллов победителями были признаны студенты Ульяновского государственного технического университета — команда RoboLife, которая продемонстрировала эффективные технические решения, внедренные на автомобиле «ГАЗель NEXT» для повышения его функциональности при беспилотном режиме вождения. Капитан Кирилл Святов рассказал, что даже для них прохождение трассы не было «легкой прогулкой». Но и тут помог Горьковский автозавод.

Благодаря ГАЗу мы оснастили нашу «ГАЗель» новой навигационной системой. Без нее у нас ничего не получилось бы. Благодарим также Фонд «Вольное Дело» и его основателя Олега Дерипаску за образовательную программу «Робототехника» и превосходную организацию соревнований «РобоКросс»!

Команда из Нижнего Новгорода в этом году в тройку лидеров не вошла, но была отмечена в номинации «За волю к победе». Второе место завоевали гости из Коврова, а Ростову-на-Дону досталось третье. Однако многие участники готовы вновь вернуться на полигон через год, и, возможно, познакомиться с коллегами из новых городов.

Как уточнил главный инженер-конструктор Горьковского автозавода Михаил Иванов, программа «Робототехника» дает возможность провести будущих сотрудников предприятия от школы до их рабочего места, и уже многие ее выпускники трудятся в Объединенном инженерном центре «Группы ГАЗ». Проекты фонда «Вольное дело» позволяют ребятам, которые любят технику, направить своё внимание в нужное русло и увидеть, что их талант востребован.

По словам Михаила Иванова, организаторы стараются развивать в участниках программы не только необходимые сейчас навыки, но и компетенции будущего.