Конструктор и чемпион. Основателю команды "Камаз-мастер" Якубову исполняется 75 лет

ТАСС, 17 июля. Основателю российской команды "Камаз-мастер", выступающей на ралли-марафонах в классе грузовиков, Семену Якубову в воскресенье исполняется 75 лет. ТАСС вспоминает жизненный путь пятикратного победителя ралли-марафона "Дакар".

Конструктор и чемпион. Основателю команды "Камаз-мастер" Якубову исполняется 75 лет
© ТАСС

Якубов родился в Кургане в семье служащих - отец был известным в городе руководителем строительного предприятия, а мать работала на телефонной станции. После окончания школы он поступил в машиностроительный институт, провел пять летних трудовых семестров на строительстве линий электропередачи в Шадринском районе. Затем по распределению Якубов попал на Курганский машиностроительный завод, где отработал пять лет.

В 1976 году он начал работать в Камском комплексе заводов и стал заниматься двигателями, а через пять лет Якубов стал главным инженером автосборочного завода. В 1985 году он был назначен директором строящегося завода двигателей в Елабуге, а в 1987 году по рекомендации отдела промышленности ЦК КПСС был назначен директором Научно-технического центра ПО "Камаз", где работал до 1995 года.

В 1988 году он основал команду "Камаз-мастер", которая благодаря многочисленным победам на престижных ралли-марафонах получила мировую известность.

Спортивная карьера

Изначально планировалось, что грузовики "Камаз-мастер" будут выступать в кольцевых автогонках, но после неудачного опыта Якубов понял, что отечественные машины к этому не готовы. При этом он хотел посмотреть на "Камазы" в условиях бездорожья. В 1988 году команда приняла участие в польском "Ельч-ралли", где экипаж под управлением Владимира Гольцова занял второе место. В 1990 году "Камаз-мастер" дебютировал на "Дакаре". Первый старт вышел для российской команды неудачным, все три грузовика сошли с дистанции.

"Когда оказался на ралли "Дакар", понял, что это совсем не то, что я себе представлял. И отсутствие опыта в подготовке машин для такой сложной гонки, и подготовка людей, даже экипировка - все было неправильно. Первая гонка закончилась для нас неудачно, но мы приобрели огромный опыт, это нас подвигло больше работать и еще сильнее стремиться к тому, чтобы выиграть "Дакар"", - сказал в беседе с ТАСС Якубов.

Следующий марафон сложился для отечественной команды гораздо лучше. Тогда все пять "Камазов" пришли к финишу, в то время как более половины участников сошло с дистанции. Экипаж Гольцова занял второе место в общем зачете, а Йоэля Таммека - третье. Этот успех был отмечен на государственном уровне, и Якубов получил орден Трудового Красного Знамени.

В следующие четыре года "Камаз-мастер" не занимал призовых мест: в 1993 году на заводе двигателей случился пожар, который угрожал прекратить существование команды. Тогда Якубов договорился с компанией "Мастер" о спонсорской поддержке, и с тех пор команда приобрела привычное название - "Камаз-мастер". В 1994 году один из грузовиков "Камаз-мастер" попал в аварию на границе Марокко и Мавритании, и Якубов возглавил экспедицию по поиску экипажа, заняв место штурмана на машине технической помощи. Спустя три дня пути по минному полю благодаря точной навигации Якубова спасательная бригада достигла цели, а еще через два - оказалась в безопасном месте.

В 1996 году "Камаз-мастер" впервые победил на "Дакаре". Экипаж под управлением Виктора Московских в напряженной борьбе оказался сильнее пилота чешской "Татры" Карела Лопрайса. На том же ралли-марафоне впервые в качестве пилота выступил Владимир Чагин, который впоследствии стал рекордсменом "Дакара" по количеству побед в общем зачете грузовиков, выиграв его семь раз (пять из них - с Якубовым в роли штурмана). В 2007 году во время "Дакара" Якубов попал в аварию и получил серьезные травмы, после чего принял решение завершить выступления в автогоночных соревнованиях.

По завершении спортивной карьеры он еще пять лет занимался организационно-административной работой в команде, а в 2012 году по собственной инициативе оставил место руководителя "Камаз-мастера", которое занял по завершении спортивной карьеры Чагин. Также с 2009 по 2015 годы Якубов занимался организацией ралли-марафона "Шелковый путь". В настоящее время Якубов живет в Набережных Челнах и посвящает время семье.

Привил командные ценности

Якубов основал команду, пилоты которой 19 раз побеждали на "Дакаре", что является рекордом. "Камаз-мастер" выиграл последние четыре ралли-марафона, а в 2022 году пилоты российской команды одержали победу на всех этапах. Пятикратный победитель "Дакара" (четыре раза как пилот и один в качестве механика) Эдуард Николаев в беседе с ТАСС отметил, что залогом успеха команды стала правильная стратегия, сформированная в свое время Якубовым.

"На одно из моих соревнований, где я занял первые два места, приехал Семен Семенович Якубов, и после финиша меня спросили, как я смотрю в сторону грузовиков, есть ли у меня желание выступать за "Камаз-мастер". Конечно же, любой мальчишка, который занимается автомобильным спортом и находится только в начале своего пути, хотел бы попасть в команду, потому что грузовики ездят по странам Африки, все это было здорово и круто. Якубов стал мне близким человеком, благодаря нему я пять раз выиграл "Дакар", - сказал Николаев.

"Семен Семенович изначально правильно сформулировал стратегию. Мы делаем все возможное, чтобы у нас все было по-командному, мы даже говорим: "Это традиции, а это по-командному". Это касается всего, начиная от подготовки техники, людей, их работы и отношения к делу, заканчивая чистотой и порядком. Он видит молодежь, видит тех, кто дальше готов защищать честь страны на международных соревнованиях. Я желаю ему крепкого здоровья, счастья и долголетия", - добавил собеседник агентства.

Чагин отметил, что за годы выступлений с Якубовым он получил огромный опыт, который в команде теперь передает молодым пилотам. "В 1996 году я дебютировал на "Дакаре" как пилот, и Семен Семенович сел штурманом в кабину, чтобы контролировать действия молодого пилота. Сергей Савостин был механиком, тоже очень опытный и квалифицированный специалист. Я очень рад, что мы нашим экипажем победили в "Дакаре" пять раз и получили тот опыт, который дальше позволяет нам передавать его молодежи и сохранять победные традиции", - сказал руководитель "Камаз-мастер".

Победитель последних двух "Дакаров" Дмитрий Сотников в беседе с ТАСС поблагодарил Якубова за создание команды и разработку грузовиков . "Очень хорошо с ним знаком, он очень добрый мудрый человек, всегда готовый помочь. Он держит с нами связь, приезжает к нам в гости. Он доверил нам продолжать и развивать победные традиции, ему огромное спасибо за то, что мы продолжаем ездить на красивых и быстрых грузовиках", - сказал Сотников.

Якубов получил признание не только среди коллег и подопечных, но также его заслуги неоднократно были отмечены государством. Помимо ордена Трудового Красного Знамени он награжден орденами "Знак Почета", Дружбы, Почета, Мужества и "За заслуги перед Отечеством" IV степени. В 2001 году ему было присвоено звание почетного гражданина Набережных Челнов.