Санкции, последовавшие за ковидными локдаунами, закрытием границ, снижением числа авиапассажиров, только ухудшили положение российской авиации. Сейчас в отрасли избыток летного состава. Авиакомпании столкнулись с необходимостью этот состав сократить. По словам президента Шереметьевского профсоюза летного состава Игоря Дельдюжова, вместо сокращений с выплатой положенных окладов, премий и пособий авиакомпании вынуждают работников уйти по соглашению сторон или по собственному желанию.
Для этого летчикам устраивают внеплановые проверки, которые, по оценке проверяющего их пилота-инструктора, действующего в интересах руководства авиакомпании, те не проходят. Дальше, как Business FM рассказали в профсоюзе, пилотов отстраняют от работы и отправляют сдавать внеочередные зачеты по теории и практику на тренажере. И повторно заваливают, предлагая уволиться без скандала. Если пилот упорствует, ему назначают переэкзаменовку, провалив которую он будет уволен уже по несоответствию. Найти работу с такой записью в трудовой сложно.
Теоретически, конечно, летчик может пожаловаться в суд. Но ему трудно будет доказать свою правоту. А третейского профессионального независимого органа, который мог бы решать споры подобного рода, в России нет. Все в руках руководства авиакомпаний. Продолжает президент ШПЛС Игорь Дельдюжов:
Игорь Дельдюжов президент Шереметьевского профсоюза летного состава «Мы хотим, чтобы существовал контролирующий орган над инструкторским составом и командно-руководящим составом авиакомпаний, который бы следил за правильностью сдачи зачетов, тренировок на тренажерах и летных проверок. Туда должны войти достойные люди. Я сказал: давайте профсоюзы и предложат этих людей, которые зарекомендовали себя только с положительной стороны. Эти инструкторы будут состоять в штате авиакомпаний. Их будет по два-три человека в каждой авиакомпании. И им Росавиация выдаст документ, что они аудиторы».
Примерного числа летчиков, которые могли столкнуться с предвзятой дисквалификацией, пока не называется.
Пилот-инструктор Михаил Адаменок в разговоре с Business FM подтвердил ситуацию с увольнениями пилотов. Более того, на днях ему из-за возраста тоже придется расстаться с летной работой. По его словам, когда руководство решает уволить подчиненных, формируются списки, куда попадают в первую очередь возрастные работники. Также там оказываются летчики со слабой подготовкой, конфликтные или те, кто часто болеет. Здоровых, лояльных, полных сил и опыта стараются сохранить, считает Адаменок:
Михаил Адаменок пилот-инструктор «Авиация — вещь специфическая. Я только про один случай слышал, когда пилот был уволен по сокращению штата. Это было года три назад. Все остальные случаи, которые я сейчас вижу вокруг, — их очень много, наверное, половину состава у нас уже сократили — это авиакомпании предлагают увольнение по соглашению сторон. Я планировал полетать до 60 лет, может, до 65 лет, но так складываются обстоятельства, что в 58 лет я буду увольняться — через пару недель. Если условия устраивают, если пилоты понимают, что для нормальных отношений [в будущем] или каких-то перспектив работы на земле все подходит, то соглашаются. Но есть пилоты, которые занимают позицию «увольняйте по сокращению штата». Отправили на тренажер. Я, как инструктор тренажера, могу сказать, что можно создать такую ситуацию, с которой никто не справится, даже суперпилот».
Но и авиакомпании тоже нужно понять. Если пилот действительно слабый, уволить его — полное право руководства. Именно поэтому авиации и нужен третейский независимый профессиональный экспертный орган, уверен эксперт из авиаотрасли, который пожелал остаться анонимным, чтобы не испортить отношения с ее участниками.
— Можно ошибиться на любом этапе экзамена. Допустим, ты делаешь все правильно, выполняешь все процедуры правильно, но в какой-то момент не переключил какой-то тумблерок или не проговорил какой-то момент. Считается, экзамен не сдан. Но ты делаешь все правильно. В спорной ситуации должно быть третье лицо, которое решит этот вопрос.
— Можно ли привлекать к проверкам инструкторов из Росавиации?
— Конечно. Если, допустим, пилот сделал все правильно, а авиакомпания считает, что неправильно, тогда подается предложение о том, что в бюро все сдал нормально и надо восстановить пилота. Всегда нужно выслушивать две стороны: и пилота, и авиакомпанию. И если третейское лицо примет то или иное решение, это решение должно быть обязательным как для пилота, так и для авиакомпании.
В Росавиации заявили, что массовых обращений пилотов не фиксировали, сообщило РБК со ссылкой на представителя ведомства. Кроме того, в организации напомнили, что инициатива Шереметьевского профсоюза противоречит Воздушному кодексу, который полностью оставляет вопрос допуска летчиков к работе на усмотрение авиакомпании.