Ралли «Эковер» называет чемпионов
Финальный этап чемпионата России по ралли был отмечен как триумфом победителей, так и несколькими спортивными трагедиями – отнюдь не все фавориты добрались до финиша. Впрочем, наверное, именно такой и должна была стать заключительная гонка высшей лиги российского ралли – ралли «Эковер».
В этом году гонка под этим названием проводилась в десятый раз – и в седьмой раз в статусе этапа чемпионата России по ралли. По традиции участники сражались на спецучастках в окрестностях города Асбест в Свердловской области. «Карьерная» трасса гонки имеет весьма специфическое покрытие и проложена по отвалам вскрышной или переработанной породы, которая остается после добычи хризотилового асбеста.
За всю историю проведения ралли «Эковер» в нем побеждали либо гонщики с Урала и Предуралья, либо те, кто в итоге стал чемпионом страны того же года. С 2013 по 2016 год включительно ралли «Эковер» выигрывали Владимир Килунин, Александр Рогозин, Андрей Трухин и Сергей Ременник.
А в период с 2017 по 2021 год все пять победителей гонки завоевали по итогам сезона чемпионское звание – Станислав Травников, Сергей Успенский, Евгений Суховенко, Василий Грязин и Игорь Буланцев. При этом практически для всех гонщиков, которые завоевали свой титул на ралли «Эковер», это было первое в карьере чемпионство. Единственным исключением в 2018 году стал Успенский – для ветерана российского ралли этот титул стал последним в череде из шестнадцати чемпионских званий мэтра.
Программа ралли «Эковер» 2022 года состояла из восьми спецучастков – участники должны были проехать два допа в первый день гонки и шесть во второй. На старт гонки вышли тридцать три экипажа в зачетах этапа чемпионата России и этапа чемпионата Уральского федерального округа, среди которых были как лидеры серии в абсолютном зачете, так и основные претенденты на чемпионское звание в каждом из классов: Денис Ростилов, Артур Мурадян, Дмитрий Воронов, Алексей Петров, Алексей Миронов, Артемий Лякин, Олег Марков, Александр Донец, Вячеслав Никонов, Степан Демьянчук, Алексей Ковальчук и многие другие.
При этом более полутора десятков экипажей в списке участников представляли Свердловскую область – Екатеринбург, Асбест, Сысерть, Березовский, Каменск-Уральский, Первоуральск, Заречный.
Финальный этап чемпионата России по ралли был отмечен сразу несколькими нововведениями. Главным спортивным новшеством стала квалификация, по итогам которой проводился выбор стартовых позиций. Лучшее время в квалификации показал Денис Ростилов, который благодаря этому получил право сказать решающее слово при выборе стартовой позиции – он выбирал её последним.
Перед стартом первого спецучастка была проведена специальная автограф-сессия, в которой приняли участие все экипажи. Многочисленные зрители, специально собравшиеся по этому поводу, смогли пообщаться со своими кумирами и взять у них автограф. А уже после завершения первого дня ралли лидеры гонки в абсолютном зачете обсудили события стартовых спецучастков. Зрители могли наблюдать за этой пресс-конференцией в видеотрансляции.
Среди участников пресс-конференции, к сожалению, не было действующего чемпиона России по ралли Игоря Буланцева. Нынешний сезон сложился для него не очень удачно – москвич потерял слишком много очков в начале сезона и выбыл из борьбы за титул чемпиона 2022 года. Однако он также приехал в Асбест, но лишь в качестве зрителя – и, конечно же, болельщика, ведь его товарищем по команде является Денис Ростилов.
В отсутствие Буланцева количество участников ралли «Эковер», выступавших в абсолютном зачете, сократилось до четырех. К уже упомянутым обладателям автомобилей Skoda Fabia R5 Денису Ростилову и Артуру Мурадяну, а также выступавшему на прототипе Ford Fiesta Proto Дмитрию Воронову, присоединился Александр Семёнов, который вывел на старт еще один прототип Subaru Impreza UMS.
Однако основное внимание зрителей было приковано к борьбе трех претендентов на чемпионский титул абсолютного зачета, которая, к сожалению, уже с первого спецучастка превратилась в дуэль – в очередной раз задний левый привод на автомобиле Воронова не выдержал нагрузки и сломался. В первый день петербуржец потерял на этом более минуты, тем самым оставив Ростилову и Мурадяну вести борьбу за чемпионство вдвоем – отыграть такое отставание было уже невозможно.
В свою очередь екатеринбуржец с самого старта дал понять всем своим соперникам – на своей домашней гонке он намерен продемонстрировать поистине чемпионскую езду. Восемь спецучастков и восемь побед – какие тут могут быть вопросы? А вот его основной соперник Артур Мурадян в конце первого дня со своей «законной» второй позиции откатился на третью! Виной тому стал обидный разворот в одном из поворотов, стоивший московскому пилоту потери тридцати секунд, а вместе с этим и второй позиции – её перехватил лидер зачета N4 Алексей Миронов. Но в начале второго дня ралли Мурадян вернул себе второе место – правда, более чем в минуте позади Ростилова.
На этом борьба за первое и второе место в финальной гонке сезона закончилась. Денис Ростилов одержал победу и заслуженно стал чемпионом России по ралли, а Артур Мурадян примчался к финишу на второй позиции. А вот за оставшиеся места в десятке лучших сражение продолжалось до конца.
Неудачник первого дня Дмитрий Воронов в воскресенье методично отыгрывал потерянное время и на заключительном спецучастке сумел-таки вытеснить Алексея Миронова с третьей позиции абсолюта – петербуржец взял «бронзу», а уроженец Асбеста на своей домашней гонке стал четвертым в абсолюте и победил в зачете N4.
Победа Миронова в «серийном» зачете – первая сенсация финального этапа российского чемпионата. Четыре из пяти предварительных гонок сезона выиграл Алексей Петров, а еще в одной – после схода ярославца – первенствовал Артемий Лякин. Но в Асбесте петербуржец выступал впервые, а на этой трассе дебютировать всегда непросто, поэтому бороться с местным пилотом Лякину оказалось не под силу. Тем не менее, он финишировал пятым в абсолюте и вторым в N4.
А Петров остановился еще на первом спецучастке гонки из-за проблем с трансмиссией, и его – казавшееся почти стопроцентно завоеванным – чемпионство внезапно оказалось под вопросом. Во второй день ярославский пилот вернулся на трассу и довел гонку до финиша на десятом месте абсолютного зачета и третьем в зачете N4. Этого ему хватило для того, чтобы стать чемпионом России по ралли в своем классе.
В пятерке сильнейших мог финишировать еще один местный гонщик Александр Семёнов. Однако прокол колеса на заключительном спецучастке, и его замена прямо на трассе привели к потере почти пяти минут. К счастью, в таблице результатов по итогам всей гонки Семёнов опустился всего на одну позицию и стал шестым.
Места с седьмого по девятое на финише ралли «Эковер» 2022 заняли представители младшего моноприводного зачета R2. Имя победителя гонки в этом классе никого не удивило – им стал Вячеслав Никонов. А вот отсутствие в призерах Степана Демьянчука – вторая и не самая приятная сенсация гонки.
Петербуржец начал ралли с победы на первом спецучастке – и с седьмого времени в абсолюте. К слову, темп Степана отметили даже пилоты, выступавшие на полноприводной технике. На втором допе он пропустил вперед своего главного соперника по борьбе за титул Вячеслава Никонова. По итогам первого дня Никонов лидировал, опережая Демьянчука на три с половиной секунды. А на втором спецучастке заключительного дня автомобиль Степана перевернулся и превратился в металлолом. Сход.
Вячеславу Никонову оставалось лишь добраться до финиша, что он с успехом и сделал – одержав очередную победу в R2. Вслед за ним гонку закончили местные гонщики Марат Камалов и Антон Евсеев – они заняли второе и третье места в моноприводе.
Но самым насыщенным событиями оказался мощный моноприводный зачет R3. И пускай его лидеры закончили гонку за пределами десятки лучших абсолютного зачета – такого накала страстей российское ралли не видело давно.
Перед стартом ралли «Эковер» 2022 на чемпионское звание претендовали три петербуржца – выступавшие за одну команду Олег Марков и Александр Донец, а также Максим Белюков. Последний в Асбест не приехал, и двум товарищам по команде предстояло сражаться за чемпионское звание один на один.
Но титул титулом, а на старт гонки вышли и еще несколько пилотов зачета R3. Они сразу же продемонстрировали высокий темп. Со старта лидерство в классе захватил уроженец Ижевска Константин Тарасов. Но на третьем спецучастке он сошел, и на первое место вышел Александр Донец. Он лидировал до предпоследнего спецучастка, когда его опередили Владимир Трегубов и державшийся до этого момента в тени Олег Марков.
На последнем допе Трегубов перевернул свою «Ладу» – уже в четвертый раз в сезоне. Представитель известной пермской спортивной династии смог завершить прохождение спецучастка, заняв по итогам гонки последнее место в своем зачете.
А Марков даже не смог выйти на старт финального спецучастка! При выезде из парка сервиса двигатель его Honda Civic заглох и отказался заводиться. Механики до последнего пытались устранить неисправность, однако в отведенное время сделать это им не удалось. Экипаж руками вытолкал автомобиль из зоны сервиса и продолжил работу самостоятельно – механики уже не имели права оказывать помощь гонщикам, а могли лишь наблюдать со стороны и помогать советами. За работой спортсменов наблюдал весь парк сервиса – механики других команд также пытались хоть чем-то помочь гонщикам. Однако все усилия оказались тщетны – Олегу Маркову и его штурману Михаилу Афонькину пришлось сдать контрольную карту
Александр Донец узнал об этих событиях только на финише – о том, что он стал чемпионом России по ралли в зачете R3, ему рассказали журналисты. И пятнадцатое место в абсолюте по итогам ралли его вряд ли расстроило!
В рамках финального этапа чемпионата России прошел также четвертый этап чемпионата УрФО по ралли. Победителем ралли «Эковер» в этом зачете стал Алексей Миронов. Александр Семёнов стал вторым, а Марат Камалов – третьим.
Финальный этап чемпионата России по ралли 2022 года – ралли «Эковер» – остался позади. По предварительным результатам чемпионом России по ралли в абсолютном зачете стал екатеринбуржец Денис Ростилов. Вице-чемпионом стал Артур Мурадян, а Дмитрий Воронов закончил сезон на третьем месте. По итогам гонки сменился обладатель четвертой позиции в чемпионате – им стал Артемий Лякин, опередивший Алексея Петрова.
Алексей Петров стал чемпионом в «серийном» зачете N4. Алексей Миронов и Артемий Лякин набрали по итогам сезона одинаковое количество очков. В этом случае по правилам преимущество имеет тот пилот, который занял высшее место на финальном этапе, и им стал Миронов.
В зачете R2 чемпионское звание получил Вячеслав Никонов. Степан Демьянчук не смог закончить ралли «Эковер», но, тем не менее, в его активе вице-чемпионское звание. Алексей Ковальчук взял бронзу чемпионата.
Александр Донец – чемпион в зачете R3. Олег Марков сошел на ралли «Эковер», но по итогам чемпионата стал вторым. А Владимир Трегубов благодаря третьему месту на уральской гонке смог с шестого места в чемпионате подняться на третье.
Любопытный факт – для каждого из чемпионов страны 2022 года титул стал в чем-то первым. Денис Ростилов ранее никогда не был чемпионом России по ралли в абсолюте, Алексей Петров ни разу не был чемпионом страны в полноприводном зачете, а для Вячеслава Никонова и Александра Донца это и вовсе первые титулы в высшей лиге российского ралли.
Посмотреть результаты ралли «Эвокер» можно сайте – как с главной страницы, так и в разделе результатов, а также на странице чемпионата России по ралли в социальной сети VK.
Чемпионат России по ралли 2022 года завершен, а это значит, что совсем скоро нас ждет чемпионат 2023 года! До скорых встреч!
Фотографии можно листать и увеличивать по клику: