Автоэксперт объяснил, почему зимнюю резину можно ставить уже сейчас
Автомобилистов столичного региона предупредили о первых заморозках. Им напомнили о необходимости сменить летнюю резину на зимнюю. О том, как выбрать правильные зимние шины, телеканал «МИР 24» спросил руководителя экспертного центра «Движение без опасности» Вадима Мельникова.
- Народная мудрость гласит, что, чтобы не ехать к жестянщику, нужно вовремя съездить на шиномонтаж. В этой мудрости, конечно, никто не сомневается, вопрос в другом: точно уже пора? Если заморозков не будет или, скажем, день-два заморозки, а дальше опять сухой асфальт. Хорошо ли будет на зимней резине по сухому асфальту?
Вадим Мельников: На самом деле, здесь, конечно, мудрость народная, но она должна быть достаточно четко дифференцирована. Потому что у всех у нас разные машины, разная резина. Собственно говоря, задуматься о ее смене нужно тем, у кого, во-первых, стоит летняя резина, а не всесезонная. Потому что те, у кого всесезонная, соответственно, могут продолжать и дальше ездить.
Дальше, есть история, связанная с тем, что у кого-то есть липучка, у кого-то есть шипы. Здесь тоже важно принимать решение относительно того, что у тебя происходит. Но и в том и в другом случае принципе важно принимать решение о замене резины, когда средняя суточная температура будет в районе пяти градусов. Далее вопрос в том, где вы ездите. Потому что иногда бывают такие ситуации, что вы двигаетесь в основном днем, по городу, то есть, скажем, выезжая после 12 дня, когда температура воздуха 12-15 градусов. Особенно если мы говорим про юг, страна у нас большая. И важно опираться на предыдущий опыт, вспомнить, что вы делали в прошлый год. Ну и чтобы избежать очередей, можно сделать простое действие: посмотреть прогноз погоды на ближайший месяц вперед, посмотреть, где устанавливаются заморозки, и где-нибудь за недельку до этого поменять резину для того, чтобы не было проблем.
- А вот по поводу всесезонки. Некоторые так говорят: «Я не меняю резину, у меня всесезонная». А есть специалисты, которые говорят, что не бывает всесезонной резины, это такое самоуспокоение.
Вадим Мельников: Я, на самом деле, думаю, что здесь много маркетинга. Я как человек, который активно управляет транспортом, склонен к тому, что должен быть специальный тип для зимы и специальный для лета. Потому что все-таки это вопрос химических свойств резины, сцепления и так далее. И в принципе здесь большой выбор того, что, может быть, подойдет и по кошельку, и по дизайну, и по чему угодно. Сейчас можно выбрать резину зимнюю, летнюю и, в принципе, так вам будет безопаснее и спокойнее. И вы не будете гадать, когда моя всесезонность закончится.
- Зимняя резина – это все-таки зимняя резина. Ваш выбор: липучка или шипы? И почему именно они?
Вадим Мельников: Знаете, мой выбор – это резина, которая соответствует техническим характеристикам. Здесь это важно, потому что шипованная резина может быть убитая полностью, у нее может не быть шипов. И, соответственно, она может десятилетия откатала, хотя шипы могут быть на месте, но резина потеряла свои свойства. Здесь вопрос в том, что резина должна быть в нормальном состоянии. Опять-таки, если вы делаете шиномонтаж на специальном сервисе, можно проконсультироваться у специалистов, они вам подскажут. И дальше принимать решение.
Что касается моего личного впечатления, шипы либо липучка, здесь, наверное, вопрос некой, скорее, громкости. Потому что я передвигался и на той, и на другой резине. По большому счету, с точки зрения движения, комфортно в зимнее время и на той, и на той ехать.
- Почему я сейчас спрашиваю, потому что периодически в разных регионах поднимается эта тема: а давайте мы запретим передвижение по асфальтовым дорогам на шипах, потому что шипы – это металл, они портят асфальт, они портят дорожное покрытие. Настолько серьезно портят?
Вадим Мельников: Знаете, я тоже не раз слышал и даже участвовал в таких дискуссиях. Мне кажется, это немного от лукавого. Потому что, на мой взгляд, например, весогабаритный контроль за грузовиками, которые двигаются, разрушая дороги, сильнее должен быть. Потому что, собственно говоря, эффект от массы, когда она движется по дороге, на порядок сильнее и больше. Плюс дороги надо чистить, в нормальном состоянии держать и так далее. Конечно, иногда очень удобно, когда собственник получил по итогам года дорогу в ненадлежащем состоянии, сказать, что это автомобилисты нацепили шипов, раскатали всю дорогу, а я тут белый и пушистый. На самом деле, зимняя резина с шипами делалась и делается и в странах, где есть большой опыт сохранения дорог. И там люди тоже ездят на шипах. И там, почему-то, нет этого гласа о том, что уберите шипы. Мне кажется, это как-то странно и не честно, если мы до этого десять или 15 лет говорили о том, что шипованная резина максимально безопасна, потому что может вгрызться. А когда появилась технология, что зимняя резина может быть и без шипа, все начали кричать, что шипы убивают дорогу. Это коммерческие войны тех, кто хочет продвинуть технологию.
- А давайте еще вернусь чуть назад к выбору зимних шин. Если говорить о принципиальной разнице между производителями, потому что кто-то говорит: «А я только европейскую покупаю», а другой кто-то: «А я только российскую». А кто-то говорит, что и в Китае неплохо делают. Есть принципиальная разница между производителями?
Вадим Мельников: Мне кажется, здесь большое заблуждение о том, что мы ориентируемся на страну производства. В первую очередь, тут вопрос технологий. Потому что, собственно говоря, та же резина, или тот же аксессуар одежды, например, пиджак, может быть сшит здесь в стране из ткани, произведенной в другом государстве. Ровно то же самое с шинами. Технология может быть разработана где-то в другом месте, не у нас. Каучук или какие-то средства для резины произведены где-то.
И дальше, если в России есть технология, нормальный контроль за производством, собственно говоря, организовано нормальное производство, то шины тоже прекрасные. Потому что вопрос ровно в том, чтобы они действительно были сделаны нормально. Я прекрасно понимаю, что, конечно, есть рыночные ниши. И у отечественных, и у зарубежных брендов есть крайне дешевая резина, а есть крайне дорогая. Это вопрос инвестиций, которые вкладывают. Повторю, что, на мой взгляд, здесь крайне важно выбирать именно по характеристикам, состоянию и тому, что рекомендуется в различных тестах, которые вы можете увидеть в сети интернет. В общем, можно посмотреть, можно посоветоваться в магазине, почему нет? И опять-таки, учитывая тенденции, направленные на импортозамещение и фактическую локацию большого количества заводов здесь у нас в стране. Например, шины известных международных брендов, которые делаются здесь, они иностранные или российские?
Здесь еще важный момент, для кого мы смотрим резину? Потому что есть же легковой транспорт, а есть грузовики, автобусы, какой-то еще более габаритный транспорт. Там ведь тоже этот вопрос актуален. Здесь я хочу сказать, что ранее наши производители были впереди планеты всей. В общем, здесь тоже нужно смотреть, что выбираешь. А дальше смотреть на то, как она ведет себя на вашем автомобиле. Потому что, если вдруг вы видите, что резина иностранного производства стерлась за полгода, значит, она не сильно хорошая.
- То есть получается, есть же достаточно большой разброс по ценам на ту же зимнюю резину? Что не всегда резина крутой марки по высокой цене – это не гарантия того, что она будет качественной и на наших дорогах хорошо себя чувствовать?
Вадим Мельников: Чем круче, как вы говорите, бренд, тем больше он инвестирует в рекламу.
- Тем дороже стоит его резина.
Вадим Мельников: Совершенно верно. Что касается некой средней технологии, понятно, что там были предыдущие инвестиции в технологию, масштаб производства и так далее. Но смысл в том, что иногда мы действительно переплачиваем за бренд, даже не удосуживаясь сделать какой-то анализ, посоветоваться с представителями индустрии.
- Получается, что даже, несмотря на санкционное давление, проблем с качественной резиной на российском рынке нет?
Вадим Мельников: Знаете, я думаю, что сейчас сезон покажет. Но сообщения со стороны министерства промышленности и торговли и в целом со стороны рынка, на мой взгляд, указывает на то, что склады уже достаточно заполнены, проблемы не должно быть. Если они будут, мы все с вами об этом услышим в ближайшие полторы-две-три недели, когда пойдет активная смена резины по всей стране.
- Тогда, резюмируя все то, о чем мы говорили. Вспоминая все эти аспекты. Какими критериями руководствоваться, выбирая обувку для своего стального коня на зиму?
Вадим Мельников: Я бы рекомендовал сделать следующее. Приехать на шиномонтаж, где есть возможность также приобрести резину, если это понадобится. Там попросить посмотреть состояние вашей резины, если вы ее привезли, чтобы переобуть, или она у вас хранилась на складе. Попросить там же, на месте, дать оценку того, насколько новая резина, которую вы планируете одеть на сезон, находится в адекватном техническом состоянии с точки зрения износа. Если специалисты скажут, что нормальная, можно ездить один-два-три сезона, то спокойно меняем. Если вам рекомендуют сделать замену, то дальше нормальный диалог со специалистом на месте. Потому что он учтет ваши ограничения по бюджету, он посмотрит автомобиль с точки зрения его динамических характеристик в целом. И на основании этих переговоров, ознакомления со статистикой, информацией, принять решение. Потому что надо взять хорошую, подходящую для вашего автомобиля резину.