Большое интервью Эдуарда Николаева: командные ценности пилотов "Камаз-мастера" превыше личных результатов

Пятикратный победитель ралли-марафона "Дакар" Эдуард Николаев на прошлой неделе занял второе место в общем зачете ралли-рейда в классе грузовиков. В интервью ТАСС он рассказал о начале карьеры в автоспорте, о новых грузовиках команды, о традициях "Камаз-мастера" и об увлечениях другими видами спорта. — Как вы пришли в автоспорт и занимались ли чем-то еще? — Мое детство началось со спортивной гимнастики, я очень люблю этот вид спорта по сегодняшний день, слежу за нашими спортсменами, олимпийскими чемпионами, очень радуюсь их победам. Мне это очень сильно помогло в спортивной жизни и до сих пор помогает: в плане размяться, растянуться. Это помогает всегда быть готовым к старту, так как у нас очень серьезные физические нагрузки идут на тело, позвоночник, шею, руки, и мы должны готовить не только автомобили, но и себя. Восемь лет у меня спортивной гимнастики, я дошел до второго взрослого разряда, но потом звуки мотора меня перетянули. У моего папы, который является для меня примером для подражания, карьера началась с мотокросса, затем начал заниматься специально подготовленными автомобилями багги. Это не те багги, двухместные, как сейчас, а одноместные. Был такой класс D-3600 в автокроссе, и он является в нем шестикратным чемпионом нашей страны. Он меня брал всегда на соревнования, и я начал влюбляться в автомобильный спорт. Тогда же я узнал, что у нас есть картодром, и меня туда стало перетягивать. Родители не хотели, чтобы я бросал гимнастику, и некоторое время я совмещал ее с картингом, но потом на это оставалось все меньше времени, началась учеба, пришлось закончить занятия гимнастикой. Карьера гонщика началась с 11 лет. Мы стали активно готовиться к стартам, выезжать на чемпионаты России, мой лучший результат — третье место на чемпионате России. В 16 лет я поступил в автомеханический техникум и уже знал, что есть такая легендарная команда, как "Камаз-мастер". — Расскажите, как вы стали пилотом "Камаз-мастера". — На одно из соревнований приехал посмотреть тогдашний руководитель команды Семен Семенович Якубов. Я занял на тех соревнованиях два первых места. После финиша меня спросили, как я смотрю в сторону грузовиков, есть ли у меня желание выступать за "Камаз-мастер". Конечно же, любой мальчишка, который занимается автомобильным спортом и находится только в начале своего пути, хотел бы попасть в команду, потому что грузовики ездят по странам Африки, все это было здорово и круто. Сразу предупредили, что за руль не посадят, нужно, как в армии, проявить себя, пройти огонь и воду. Все равно глаза горели, и я потихонечку начал привлекаться, приходить, помогать, смотреть, готовить автомобили к соревнованиям. После того как окончил университет, я в 2006 году впервые поехал на "Дакар" в качестве механика, а с 2011 года выступаю на ралли, защищаю титул России на международной арене. — Какие сложности у вас возникли при переходе с карта на грузовик? — Когда ты профессионально занимаешься спортом, переход с карта на грузовик — это все равно что пересесть с велосипеда на машину. Картинг — это два сантиметра от земли, а грузовик находится очень высоко. Это разные дисциплины. Сейчас для меня картинг — это хобби, увлечение. Наверное, когда нужно получить адреналин, то это картинг, и зимой мы устраиваем соревнования, готовим детей к этому виду спорта. Я сам организовывал соревнования, мне это очень нравится, как и работа с подрастающим поколением. Это друг другу не мешает. — Вы говорите, что были механиком. Есть ли сейчас механики, которые в будущем могут стать пилотами? — Да, и я являюсь наставником одного из, надеюсь, будущих пилотов Богдана Каримова. Начал с ним заниматься два года назад. Это была моя инициатива, увидел мальчишку и, понимая, что время летит, неизвестно, сколько еще мы поездим, осознал, что надо уже заниматься с молодыми. Я видел его отношение к делу, любовь к спорту, понимал, что он подходит, и на "Дакаре" он был у нас ночным механиком. В прошлом году Каримов принял участие в чемпионате России за рулем и на ралли "Шелковый путь", это было для него первое международное ралли, где он тоже хорошо проехал. Он набирается опыта, застревает, это все классно. В их возрасте чем больше столкнешься с какими-то суровыми историями, тем больше пользы, чем если они все будут проходить ровно и гладко. Пусть лучше сейчас, чем потом. Я вижу его потенциал и думаю, у него все получится. Пока парень идет верным путем, слушает старших, прислушивается к другим пилотам. Следующий — сын руководителя команды Владимира Чагина Игорь Чагин, который также хорошо себя зарекомендовал в классе багги, в том году он стал чемпионом России, и сейчас он помогал экипажу Дмитрия Сотникова, его отправили, как когда-то нас, пройти весь путь, знать всю матчасть. Для нас в первую очередь важен командный результат, кто из нас будет на подиуме — вторично, главное, чтобы был "Камаз-мастер", и, когда свой в беде, мы всегда спешим помочь, даже если это влияет на личный результат — За счет чего "Камаз-мастер" на протяжении долгих лет показывает высокие результаты? — Нам удается так долго побеждать за счет правильной стратегии, которую у истоков поставили основатели команды, сейчас Владимир Геннадьевич все держит под контролем, нас учит. Он видит, что дальше мы должны перенимать опыт и вести команду. Мы делаем все возможное, чтобы все было по-командному. Так мы и говорим: "Это по-командному, это традиции" — начиная с подготовки людей, их работы, отношения и немаловажно — чистоты и порядка. Мы много уделяем этому внимания при подготовке. Многие, кто к нам приезжает, всегда удивляются, как у нас все чисто, аккуратно. В целом стратегии, как добиться результата, вести борьбу на трассе, и командному духу. В этом году многие задают вопрос по поводу того, что мы вытащили экипаж Дмитрия Сотникова, выдернули его из песков. Нам говорят, что можно было проехать мимо и наш экипаж занял бы первое место, но это было бы не по-нашему. Мы реально команда, для нас это не просто слова, мы тем самым подаем пример для будущих поколений. — Может ли доминирование команды оттолкнуть болельщиков от соревнований в классе грузовиков? — Думаю, лидерство нашей команды не оттолкнет болельщиков, потому что у нас появляются новые кадры и болельщикам интересна ротация. То же самое касается экипажей. Если я еду на чемпионат России или на ралли "Шелковый путь", я не везу этот состав на "Дакар". Мы используем эти соревнования, чтобы подтянуть штурманов, механиков. Мне как опытному пилоту важно знать, что у нас будет дальше: какие у нас штурманы на скамейке запасных. Организаторы стараются всех уравнять. В скором будущем будут прогрессировать электрические и водородные технологии. Когда будут рождены новые автомобили, всем будет сложно. Мы, конечно, будем стараться собрать быстрые машины. Плюс ко всему мы стали вести личные страницы в социальных сетях, чтобы дать людям что-то новое. Мы стали больше показывать нашу внутреннюю жизнь и получили много хороших отзывов. Не все знают, что такое "Дакар", "Камаз-мастер", и благодаря всем новым технологиям, СМИ есть возможность показать, как живет команда, готовится к стартам, чем занимается. Проекты с нашими партнерами, в том числе "Ред Булл", — это очень зрелищно и интересно. Здорово, что нам дают развиваться в разных направлениях, и это поднимает уровень команды, России, и болельщики видят нас не только в гонках. — В прошлом году вы пропустили ралли-марафон. Как оцените свое возвращение на "Дакар"? — Возвращение на "Дакар" прошло отлично. Мы пропустили год, и это сказалось на нашем экипаже, мы увидели, как взвинтили наши ребята, и тогда я понял, что не готов ехать в таком темпе. В любом профессиональном спорте, чтобы быть на вершине, надо заниматься каждый день, ездить, но стоит немного уйти в сторону — это очень сильно сказывается. В первые дни я привыкал к новой машине, но и в принципе я перешел за ту грань, за которую не должен был перешагивать, иначе отставание было бы еще большим. Это, наверное, единственный "Дакар", где у меня с первого специального участка была внутренняя борьба. Именно внутренняя, потому что поначалу конкуренцию составляли наши соперники, но потом представители других команд говорили нам, что не готовы поддерживать такой высокий темп. Многие люди приезжают от "Дакара" к "Дакару", у них техника позволяет ездить быстро, но они физически не готовы к ралли, им нужно больше заниматься спортом. — Вы сказали, что управляли новым грузовиком. Чем новые машины отличаются от предыдущих версий? — На сегодняшний день мы используем семейство новых автомобилей К-5 с новой кабиной. На "Дакаре" этими машинами управлял наш экипаж и экипаж Сотникова. Мы изменили множество технических решений, связанных с развесовкой машины, это за собой потянуло изменение кабины, подвески, основной подвески, распределение тормозов, ну и внешний вид. Мы перешли на композитные материалы — это стекловолокно, карбон — они более легкие. Много работы проделали мотористы, двигатель Cummins тот же, но внутри очень хорошо поработали над надежностью. В том году были с этим проблемы, нам пробило прокладку газового стыка, и это случалось не раз, здорово, что мотористы поработали хорошо. Также велась работа с изменением и усилением лонжеронов, кронштейнов, модернизация узлов трансмиссии, редукторов. Разница есть, модель К-5 на определенных участках трассы едет быстрее, чем предыдущая, но есть еще потенциал для развития. — Планирует ли команда их использование в дальнейших соревнованиях? — Команда планирует полностью перейти на эти модели. На "Дакаре" было два грузовика, сейчас работаем над построением третьей машины, и мы строим капотную версию, чтобы видеть и понимать, на чем ездят наши конкуренты, возможно, капотный грузовик на следующий год поедет на "Дакар". — Вы пятикратный победитель "Дакара", есть ли у вас еще какие-то цели в карьере? — Я ни от кого не скрываю, нам Владимир Геннадьевич ее поставил. Он семикратный победитель "Дакара", и ему, как любому учителю, тренеру, хотелось бы, чтобы ученик его превзошел, и он нам в этом помогает. Поэтому для меня задача — его догнать и, если получится, перегнать. Мы будем стараться, но, если не получится, значит, так должно быть. А так хотелось бы быть полезным команде в подготовке следующего поколения пилотов, чем сейчас уже занимаюсь. — Вы видите себя руководителем "Камаз-мастера" в будущем? — Если судьба так распорядится, то, может быть, когда-нибудь буду в руководстве. Я в команде уже много лет, и сейчас она для меня на первом месте. Я очень хотел бы дальше там работать в любом качестве. Понимаете, пилоты мы только на соревнованиях, в повседневной жизни мы ходим на работу и занимаемся каждый своим делом. Я отвечаю за испытания и модернизацию наших спортивных автомобилей — это все, что связано с новыми узлами-агрегатами, новинками, где их нужно испытать, на каком полигоне, кто будет это делать, на какой машине. Штурман у меня — начальник конструкторского отдела Евгений Яковлев, нам очень полезно вместе ездить. Дай бог, чтобы команда жила и процветала, ну а мы будем делать для этого все возможное. — Будете следить за зимней Олимпиадой? — Буду следить, если ничто не помешает. Я люблю многие виды спорта, и зимние, и летние, больше летние — спортивную гимнастику, легкую атлетику. Спортсменам полезно не только смотреть свои дисциплины, но и наблюдать, как люди готовятся, переживают, поэтому будем болеть за нашу команду. — Есть ли такой спортсмен, за которым вы персонально следите в летних и зимних видах? — Персонально в зимних видах спорта ни за кем не слежу. В летнем переживаю за спортивную гимнастику, легкую атлетику, давно знаком с Никитой Нагорным, слежу за ним. За женской командой тоже слежу, за синхронным плаванием. Мне нравятся многие виды спорта. Даниил Сорокин

Большое интервью Эдуарда Николаева: командные ценности пилотов "Камаз-мастера" превыше личных результатов
© wrc-info.ru