Войти в почту

Что такое Тройная корона автоспорта?

Тройная корона автоспорта — пусть и не официальный, но при этом достаточно ценный титул. Его присуждают пилоту, который на протяжении карьеры смог добиться абсолютных побед в трех гонках: 500 миль Индианаполиса (можно просто «Инди-500»), 24 часа Ле-Мана и Гран-при Монако. Звучит как будто не запредельно сложно, но это не так. На самом деле за всю историю автогонок выбить заветный хет-трик удалось только одному-единственному человеку! Впрочем, оставим чествование короля напоследок...

Что такое Тройная корона автоспорта?
© Motor.ru

Нам уже доводилось рассказывать, как устроены мировые гонки на выносливость, чего стоит рекорд Пайкс-Пика, почему Нюрбургринг так важен и каково проехать гонку в РСКГ. А сегодня мы закроем один важный вопрос из мира моторного спорта, который на протяжении десятилетий остаётся скорее теоретическим. Итак, что нужно знать о Тройной короне автоспорта?

24 часа Ле-Мана: перед стартом легендарного суточного марафона

Почему все три гонки «Тройной короны» относятся к кольцевой дисциплине? Почему в зачете не учитываются, например, ралли, кросс или дрэг-рэйсинг?

Не взыщите, поклонники WRC и NHRA, но именно кольцевые гонки самые престижные в мире виды автоспорта. Здесь самое большое многообразие чемпионатов, здесь самый большой зрительский интерес. Логично, что и «Тройная корона автоспорта» — чисто кольцевой междусобойчик. Нам это кажется вполне справедливым.

Гран-при Монако — исторически главная городская гонка мира

Как получилось, что в список трех вошли именно Инди-500, Гран-при Монако и Ле-Ман? Есть же и другие известнейшие соревнования. 500 миль Дайтоны, 24 часа Нюрбургринга или Гран-при Макао, например…

Для начала — три гонки вполне достаточное число. Если добавлять условия в задачу, то имя победителя можно не узнать никогда. Что до самого выбора, он выглядит естественным и логичным.

500 миль Индианаполиса

«Инди-500» — одна из старейших гонок мира. Впервые она состоялась еще в 1911-м и с тех пор проводится каждый год, делая вынужденные паузы лишь на мировые войны. Кроме статуса самой известной и, пожалуй, самой престижной гонки США, «500 миль Индианаполиса» в лучшем виде представляют любимый за океаном формат овальных автодромов с профилированными поворотами. О магии «Инди-500» можно сто раз услышать, но если нет возможности увидеть, то непременно стоит прочитать репортаж Конончука.

500 миль Индианаполиса: гонка 1911 года
Открытка с раскрашенным фото Инди-500 1930-х годов

Затычное Гран-при Монако, где так мало возможностей для обгона и так высока цена малейшей ошибки, в свою очередь отлично передает эстетский и дорогой запах Формулы-1. Пусть даже самые грандиозные гонки по улицам карликового княжества остались в прошлом.

Ну и 24 часа Ле-Мана — вершина гонок спорткаров и жесточайшее испытание на выносливость, где даже просто добраться до финиша невероятно сложно. Здесь и добавить нечего. Тем более что о Ле-Мане мы писали миллон раз. Чтобы освежить главное, рекомендуем вот этот материал Василия Костина.

24 часа Ле-Мана. Питстоп российской команды G-Drive Racing
«Кузовные» машины в Ле-Мане едут одновременно с прототипами серий LMP
Невероятно драматичная история: в 2018 году Ле-Ман впервые в истории выиграла российская команда — G-Drive Racing... и была дисквалифицирована после техкомиссии. Причина: несоответствие техническому регламенту заправочных установок. В течение того же месяца абсолютный рекорд легендарной гонки Пайкс-Пик впервые перешёл к электромобилю, а кроме того пал 35-летний абсолютный рекорд Нюрбургринга. Почему эти важнейшие автоспортивные события прошли незамеченными? Потому что в Москве проходил Чемпионат мира по футболу.
Зрители на суточной гонке в Ле-Мане

Какую гонку из трех выиграть сложнее всего?

Ответ вполне очевиден — ту, которой пилоту не хватает до полного комплекта.

Ну а если серьезно, то американским пилотам, с пеленок привыкшим гоняться на овалах, после бэнкинга Индианаполиса приходится традиционно сложно на трассах, где есть не одни только левые повороты. Точно также европейским пилотам непросто привыкать к овальной специфике. Все это делает обладание «Тройной короной» еще более значимым и престижным.

Вечер на автодроме Сартэ. 24 часа Ле-Мана

Может быть престиж «Тройной короны» сильно преувеличен? И в действительности она важна только болельщикам, а не самим пилотам?

За всех, конечно, не ручаемся, но вот вам мнение некоего Фернандо Алонсо, высказанное еще в 2017 году. «Я уже дважды побеждал в Монако и готов признать, что одна из целей моей карьеры — «Тройная корона», — заявил испанец накануне дебюта в «Инди-500» — Не знаю когда мне удастся стартовать в Ле-Мане, но, думаю, шанс еще представится. Мне всего 35 лет».

Фернандо Алонсо в Ле-Мане, 2018 год

Шанс действительно представился — на сегодняшний день 42-летний Фернандо уже двукратный победитель Ле-Мана. До желанной короны остается один шаг — победа в Индианаполисе. Правда, за океаном Алонсо пока не везет. Три старта, ноль побед и 21-е место как лучший результат. Последний шаг — он трудный самый.

Dallara, на которой Фернандо Алонсо стартовал в Индианаполисе

Кто еще из пилотов близок к достижению?

Из продолжающих карьеру пилотов — Алонсо и Хуан-Пабло Монтойя. Колумбийцу, дважды выигравшему «Инди-500» и Гран-при Монако, не хватает как раз Ле-Мана. В главной 24-часовой гонке мира Монтойя стартовал трижды. При этом ни разу в распоряжении Хуана-Пабло не было техники, которая бы реально позволяла претендовать на победу в абсолюте. Пока лучший результат — 7-е место, но шансы еще есть.

Хуан-Пабло Монтойя за рулем Bugatti Chiron

Даже если считать еще и легенды прошлых лет, список всё равно получится небольшой. Два из трех в свое время выбивали:

Тацио Нуволари (Ле-Ман 1933, Гран-при Монако 1932, не хватает «Инди-500»)

Морис Тринтиньян (Ле-Ман 1954, Гран-при Монако 1955 и 1958, не хватает «Инди-500»)

Эй-Джей Фойт («Инди-500» 1961, 1964, 1967 и 1977, Ле-Ман 1967, не хватает Гран-при Монако)

Брюс Макларен (Ле-Ман 1966, Гран-при Монако 1961, не хватает «Инди-500»)

Йохен Риндт (Ле-Ман 1965, Гран-при Монако 1970, не хватает «Инди-500»)

Вот собственно и всё.

Эй Джей Фойт пересекает финиш Инди-500 1977 года. Тогда он стал первым пилотом, выигравшим эту гонку четыре раза

Подождите, раньше необходимым условием для «Тройной короны» было не Гран-при Монако, но титул чемпиона мира F1. Это так, или я что-то путаю?

Вы совершенно правы. Поскольку «Тройная корона автоспорта» всё-таки неофициальный титул, то и в правилах случались разночтения. Действительно, достаточно долгое время вместо Гран-при Монако в списке необходимых для короны достижений шел титул в Формуле-1. Споры вообще-то не утихают до сих пор. Одни резонно считают, что чемпионат сложнее выиграть, чем один Гран-при. Раз так, то и для самого престижного звания в мире гонок разумно применить это условие.

Есть и не менее убедительное обратное мнение. Поскольку «Инди-500» и Ле-Ман входят в условия получения короны как отдельно стоящие гонки, то и в «Формуле-1» имеет смысл придерживаться той же схемы. Последний довод, если честно, и нам кажется более убедительным.

Так выглядит легендарная трасса в Монте-Карло в обычный день. Рекорд по числу выигранных Гран-при Монако принадлежит Айртону Сенне: шесть. На счету Грэма Хилла и Михаэля Шумахера по пять, у Алена Проста — четыре

Но если заменить Гран-при Монако чемпионским титулом F1, то список претендентов на «трипл краун» расширится?

Совсем не намного. Из звезд прошлых лет добавятся шестеро:

Майкл Хоторн (титул Ф-1 в 1958, Ле-Ман 1955, не хватает «Инди-500»)

Фил Хилл (титул Ф-1 в 1961, Ле-Ман 1958, 1961 и 1962, не хватает «Инди-500»)

Джим Кларк (титул Ф-1 в 1963 и 1965, «Инди-500» 1965, не хватает Ле-Мана)

Эмерсон Фиттипальди (титул Ф-1 в 1972 и 1974, «Инди-500» 1989 и 1993, не хватает Ле-Мана)

Марио Андретти (титул Ф-1 в 1978, «Инди-500» 1968, не хватает Ле-Мана)

Жак Вильнев (титул Ф-1 в 1997, «Инди-500» 1995, не хватает Ле-Мана)

Любопытно, что Вильнев-младший и Андретти-старший остановились буквально в шаге от этого варианта «короны». У обоих есть серебро в абсолютном зачете Ле-Мана. При этом Жак достаточно спокойно относится к суете вокруг «трипл краун». Зато легендарный Марио долго и упорно пытался украсить свою корону недостающим бриллиантом.

82-летний Марио Андретти на гонке ветеранов Legends Day в 2022 году, Индианаполис

Боевое крещение в Ле-Мане американец принял еще в 1966-м, а последний (на сегодняшний день, во всяком случае) раз на старт кольца Сартэ выходил в 2000-м. И ни разу не выиграл!

Ну так кто же тот гений, что добился невозможного?

Вы еще не догадались? Конечно же, это Грэм Хилл — единственный в истории человек, выигравший все главные гонки мира.

Грэм Хилл во время Гран-при Нидерландов, 1971 год

Англичанин пять раз побеждал в Монако (больше побед только у Айртона Сенны), в 1969-м объехал всех на овале Индианаполиса, а еще через три года поднялся на высшую ступеньку пьедестала в Ле-Мане. Таким образом, чемпионский норматив Хилл выполнил полвека назад!

Грэм Хилл пилотирует British Racing Motors P57, 1962 год

Кстати, сам Грэм был приверженцем альтернативных правил «Тройной короны». Чемпионский титул F1 он ставил выше победы в Гран-при Монако. Но и с этим у него тоже все хорошо — на счету Хилла два выигранных чемпионата в сезонах 1962 и 1968 годов.

Что тут скажешь — великий! /m

Тени остаются в полночь

Десять ответов на нестыдные вопросы про Нюрбургринг

Хроники сбитых кенгуру: история ралли «Лондон–Сидней» 1977 года