«А что, так можно было, что ли?» Масса попробует отсудить титул у Хэмилтона
Не проходит, наверное, и года без жалоб Фелипе Массы на то, что команда Renault и Нельсон Пике-младший лишили его победы в чемпионате мира Формулы 1 в 2008 году. Если бы не подстроенная авария его соотечественника на 14-м круге Гран При Сингапура, то он не заехал бы на внеплановый пит-стоп, не уехал впопыхах с заправочным шлангом и не потерял бы очки, которых ему в конце сезона, через три гонки, не хватило до титула. А уж теперь, после слов бывшего босса Формулы 1 Берни Экклстоуна, можно вывести эту избитую тему на новый уровень.
«Есть такое правило: после вручения кубка чемпиону итоги сезона уже не изменить, даже если станет известно о каких-либо махинациях пилота и команды. Но теперь вдруг спустя 15 лет выяснилось, что генеральный промоутер Формулы 1 и президент FIA были в курсе скандала ещё в 2008 году, но ничего не сделали. Они должны были аннулировать результаты в Сингапуре, и тогда я стал бы чемпионом.
Конечно, спустя 15 лет будет сложно что-то изменить. Но я попробую: изучу законы, регламент. Посмотрим с юристами, что можно сделать.
Не поймите меня неправильно, дело не в деньгах. Я просто хочу, чтобы справедливость восторжествовала. Я пострадал ни за что, результаты той гонки подтасовали, меня обокрали. Было бы справедливо аннулировать эти результаты», – высказался бразильский гонщик.
Опомнился или просто хайпанул?
На самом деле Берни не сделал никакого никакого открытия в документальном фильме «Счастливчик». В книжке-биографии об Экклстоуне «Не ангел», опубликованной в 2011 году, тоже рассказывается, что в финале сезона-2008 в Бразилии Нельсон Пике-старший проговорился в беседе с Чарли Уайтингом о сговоре Renault в Сингапуре.
Затем эту историю экс-гоночный директор и бывший президент FIA Макс Мосли пересказали в интервью для документального фильма «Мосли», вышедшем в 2021-м уже после смерти обоих.
«Нельсон зашёл ко мне в кабинет в паддоке Интерлагоса, подпёр дверь ногой, чтобы никто не вошёл и рассказал, что произошло в Сингапуре. Он не хотел навредить репутации сына и попросил никому не рассказывать, хотя, наверное, понимал, что я сообщу Максу», – поведал Уайтинг авторам фильма.
Гоночный директор действительно разговор Мосли, и, посовещавшись, они решили не принимать меры. Телеметрии с машины и признательных показаний от Нельсона-младшего у них не было, а рассказа отца гонщика было мало, тем более учитывая его болтливость.
«Слова Пике-старшего не тянули на доказательства», – сказал Мосли в фильме.
В общем, если Масса так радеет за справедливость, то почему не спохватился раньше, ведь все факты, получается, лежали на поверхности десять лет? Знаете, больше похоже на хайп вокруг темы и очередную попытку напомнить о своей старой обиде.
Фелипе Масса на пит-стопе Гран При Сингапура-2008Фото: Ferrari
С чем Масса собрался в суд?
Хорошо, давайте представим, собрал Фелипе Масса группу юристов и адвокатов и пошёл в Спортивный Арбитражный суд в Лозанне. С какой доказательной базой он туда придёт? Скажет: «Здравствуйте, я бывший гонщик Формулы 1, у вот меня 15 лет назад отобрали чемпионство. Руководство чемпионата всё знало о скандале, стоившем мне титула, но ничего не сделало». Есть только пара нюансов:
а) Где документы и записи разговоров, свидетельствующие о том, что Уайтинг и Мосли всё знали и договорились скрыть скандал? Не понесёт же Фелипе в суд выдержки из книжек и документальных фильмов! Да и из основных фигурантов допрашивать уже некого. Позвать Нельсона Пике? Не он ведь решил не давать ход делу и поставить точку в результатах чемпионата.
У Берни вообще позиция, противоположная тому, что утверждали Мосли и Уайтинг. По его словам, информации было достаточно, чтобы сходу начать расследование. Тем более, вроде как, он в 2008-м был не в курсе истории от Пике-старшего, хотя сейчас и говорит об обратном. Так что расхождение даже в неофициальных данных.
б) Попробуй докажи в суде, что именно из-за аварии в Сингапуре чемпионат закончился не так, как должен был. Пике разбил машину на 14-м из 61 кругов. Да, Фелипе лидировал с отрывом 4,5 секунды. Но на оставшихся 47 кругах были возможны десятки сценариев: поломка машины, прокол, авария. И где гарантии, что заминка на пит-стопе, связанная со сбоем в работе светофора в боксах Ferrari, не произошла бы всё равно?
Единственный возможный вариант – потребовать зафиксировать результаты гонки по состоянию на 14-й круг, но с помощью каких аргументов? FIA в одной гонке-то не знает, в каком порядке дать рестарт, и решает полчаса, а тут события 15-летней давности! Кому это надо, кроме Фелипе и его обиженного эго?
в) Утверждать на суде «вот если бы результаты Гран При Сингапура-2008 аннулировали, то я стал бы чемпионом» то же такое себе – не очень профессионально. Чем это не личная выгода Массы от скандала с Пике?
Так что CAS или куда-то там обратится бывший гонщик Ferrari и Williams, лишь посмеются над таким обращением.
Старт Гран При Сингапура-2008Фото: Ferrari
А, может, чемпионом всё-таки стал правильный гонщик?
Наверное, мало кто помнит, что выезд автомобиля из-за аварии Нельсиньо Пике ударил и по Льюису Хэмилтону. Британец оказался лишь восьмым на рестарте, тогда как Масса был 18-м. При таком результате на финише Льюис проиграл бы титул в конце сезона, потому что счёт по очкам был бы 93 на 97. Так что тут ещё вопрос, кто сильнее пострадал от сговора в Renault.
Но Хэмилтон собрался и прорвался на третье место, набрав важные очки. А что Масса? Бразилец заработал штраф за опасный выезд с пит-лейна, трижды вылетел с трассы, пусть и без повреждений машины, и занял только 13-е место. Ну и какой бразильцу титул? Да и зачем? Просто ради приставки к фамилии?
Одним словом, детский сад, да и только. Лучше бы Масса гонялся бы где-нибудь в свой 41 год, а не занимался такой ерундой…
Фелипе Масса на подиуме Гран При Бразилии-2008Фото: Ferrari