Гонки грузовиков: в Астрахань за «Золотом Кагана»

На юге нашей страны проходит ралли «Золото Кагана» — этап Чемпионата России по ралли-рейдам. Пилоты и любят, и боятся «Золото Кагана» — это одна из самых жестких и убойных гонок сезона. Мы наблюдаем за прыжками и полетами грузовиков, можно сказать, прямо из штаба команды ГАЗ Рейд Спорт.

Гонки грузовиков: в Астрахань за «Золотом Кагана»
© Motor.ru

В Астрахани стартовала первая летняя гонка по ралли-рейдам сезона 2023 года — «Золото Кагана 2023». Вроде бы весна, но гонка все равно считается летней. Так уж повелось в ралли-рейдах. Есть зимние гонки, когда машины мчатся по снегу и льду на шипованной резине. Всё остальное — летнее. Как в советской армии: демисезонной одежды нет, есть летняя и зимняя. В зимних соревнованиях принимают участие только легковые машины. Основная зимняя гонка «Северный лес 2023» прошла в феврале этого года в Ленинградской области. Трасса ее проложена по лесам и полям, ее специально расчищают в снегу. Огромным грузовикам там не развернуться. Да и раздолбают они ее так, что потом лишь грузовик и проедет…

Поэтому «Золото Кагана» — вторая гонка сезона для легковых автомобилей и первая для грузовиков. Приехали лучшие спортсмены страны: 43 экипажа на автомобилях и 10 человек на мотоциклах и квадроциклах. Астраханская гонка считается одной из самых сложных и опасных гонок сезона. Причины нам пояснил Евгений Павлов — штурман команды ГАЗ Рейд Спорт. Евгений — восьмикратный Чемпион России, один из самых опытных штурманов нашей страны. Павлов уже много раз откатал Астрахань. Но каждый раз — как с чистого листа:

«Золото Кагана» — очень интересная и тяжелая гонка. Астраханские гонки всегда сложные, поскольку дороги убойные. Количество ям на погонный километр дороги превышает все мыслимые пределы! Я удивляюсь, как техника выдерживает такие нагрузки. Хотя не всегда выдерживает. Поэтому результаты астраханской гонки непредсказуемы — не все доезжают до финиша.

Навигацию заранее оценить сложно. От гонки к гонке — по-разному. Иногда совсем халява — едешь по знакомым местам и роуд бук смотришь одним глазом. А иногда сложно-сложно. Скоро увидим, как в этот раз.

Наша спортивная Газель Next — очень достойный автомобиль, позволяющий держать более высокий темп, чем большинство соперников. На ровных степных прямиках более резвая машина может нас опередить. Но здесь, в Астрахани, постоянная «подвесочная работа». Важна живучесть машины, и здесь наши Газелии и Садко проявляют свои лучшие качества! Экипажу, конечно, достается, но это уже мелочи. А для машины и победы такая трасса хороша! В активе ГАЗ Рейд Спорт уже есть победы в Астрахани. Приложим все усилия, чтобы побед прибавилось!

В автомобильном зачете, как уже было сказано, выступает 43 экипажа. Распределение следующее:

три прототипа категории Т1 «Супер продакшн»;

по 8 экипажей в категориях Т2 («Продакшн») и «Рейд Спорт»

13 экипажей в зачете мотовездеходов (Т3)

7 грузовиков

7 мотовездеходов класса N2.

Основные лидеры в абсолютном зачете — Владимир Васильев с Олегом Уперенко на спортивном Mini.

Интересен состав грузовиков. КамАЗ и МАЗ — топ Дакара. КамАЗов три, при этом один из них на метане — им управляет, кстати, пресс-секретарь Газпрома Сергей Куприянов. И один капотный КамАЗ с мереседесовской кабиной. После введения санкций кабина стала «вне закона», поэтому фирменного шильдика Kamaz на черном капотном грузовике нет, хотя надписи «КАМАЗ», разумеется, присутствуют. Такие сложные разделения на «можно» и «нельзя», непонятные для человека, не варящегося в санкционном соку…

В былые годы и «Камаз Мастер» и «МАЗ Спорт-авто» выкатывали на подобные соревнования весь свой спортивный состав — 5–7 КамАЗов и 2–3 МАЗа. В этом году машин гораздо меньше. Объясняется это нехваткой запчастей. Обе команды используют очень специфические узлы и агрегаты — амортизаторы, коробки передач, мосты… Все они импортные и изготавливаются малыми тиражами на специализированных производствах. После введения санкций производители закрыли калитку. Пробовали заходить со стороны, но по составу заказа сразу становится очевиден конечный потребитель. Поэтому сейчас идет активная перестройка машин и поиск замен. А существующий запас экономят для Шелкового пути.

В гонке также едут три грузовика ГАЗ Садко next — весь грузовой состав спортивной команды Горьковского автозавода.

Отличительная особенность наших спортивных машин в том, что они собраны из стандартных узлов и агрегатов, — пояснил руководитель спортивного отдела Горьковского автозавода Михаил Шкляев — Такова принципиальная позиция завода: мы в боевых условиях проводим ресурсные испытания, проверяем верность новых инженерных и конструкторских решений.

«Золото Кагана» обычно проходит в конце апреля, и в эти дни в Астрахани уже жарко. Солнце лупит нещадно, экипажи с собой берут побольше воды. Однако в этом году погода преподнесла сюрприз! Перед гонкой два дня лил дождь, а ночью температура опускалась ниже нуля. Ко всему прочему поднялся сильнейший ветер. В общем, народ утеплялся как мог, натягивая на себя все теплые вещи. А некоторые рванули закупать дополнительное термобелье.

Первый день — 20-километровый пролог. Результаты его определяют стартовку на следующий, полноценный гоночный день. Более быстрые стартуют первыми. Лучший результат на прологе показал экипаж команды МАЗ Спорт-авто.

Участок очень быстрый, новая трасса, хорошо накручена, — сказал на финише пролога пилот Сергей Вязович. Нам удалось проехать с хорошим темпом. Практически догнали стартовавший перед нами экипаж Айрата Мардеева на капотном КамАЗе. Очень холодно на улице, но для нас хорошо — не так потеем. Основная гонка начнется завтра!

Уже на прологе начались первые потери. На старт не вышел экипаж Андрея Рудского на прототипе G-Force Bars. Машина интересная, но выступления у этого экипажа крайне нестабильные. Так, в прошлом году, Андрей Рудской хорошо стартовал в той же Астрахани на ралли Шелковый путь, но после двух дней гонки поломался. Починился, доехал до Грозного, там сломался окончательно и выбыл из гонки. В этот раз он привез свой G-Force Bars в Астрахань, но так и не проехал на нем, не выйдя на старт.

Маршрут пролога по ралли-рейдовым меркам копеечный — всего 20 км. Но и там организаторы смогли создать навигационные ловушки, в которые влетела часть участников. — Все прошло нормально, вкатились, — рассказал пилот команды ГАЗ Рейд Спорт Александр Русанов. Было над чем подумать — пара заковыристых мест, не совсем разобрались с дорожной книгой. Но в целом все хорошо. Машину протрясли, хорошо ехала техника. Я доволен. Гонка только начинается! /m

Приключения журналиста в летающем Камазе

Мэперство — допинг в ралли-рейдах

Хроники сбитых кенгуру: история ралли «Лондон–Сидней» 1977 года