Ралли «Золото Кагана»: сенсации на второй день
Уже на второй день гонки «Золото Кагана» произошла сенсация — выбыл явный лидер соревнования! Но в автоспорте, как и при смене царствующих особ — лидер выбыл, да здравствует новый лидер! Продолжаем следить за борьбой внедорожной техники в астраханских степях.
Второй день гонки Золото Кагана прошел на Пасху. Есть примета, что если в этот день пришли морозы, то год будет хорошим. В Астрахани, в южной и теплой Астрахани, утром на стеклах машин лежал слой изморози. Так что надеемся на лучшее!
О том, как началось ралли «Золото Кагана», мы уже рассказали. На второй день, несмотря на праздник, участники были скорее собранными и сосредоточенными, нежели радостными. Шутка ли — после короткого 20-километрового спецучастка в первый день команлам предстояло преодолеть уже 316 километров боевой трассы! Маршрут проходил Наримановскому и Енотаевскому районам Астраханской области.
История названия
Астраханская область идеально подходит для проведения ралли-рейдов. Большие, не особо населённые и засеянные просторы, много степных пустых дорожек. Земля твердая, и машины не особо портят эти дорожки. Хотя эти же твердые степные дорожки со множеством ухабов и канав вытрясают душу из экипажей и машин.
Название ралли — Золото Кагана — произошло от старинной хазарской легенды, в значительной степени основанной на реальных исторических событиях. В IX веке в прикаспийских землях правил Хазарский каганат, но было немало охотников что-то у него оттяпать. История, в общем-то стандартная. Каганат лавировал между Византией, кочевниками и отдельными русскими княжествами. Для атаки на хазар Византия смогла собрать коалицию из печенегов, чёрных булгар и нескольких других кочевых племен. Однако хазары при поддержке алан разбили войско коалиции. Затем хазары поругались с аланами, разбили и их, а заодно пленили аланского царя. После чего вновь помирились, и аланский царь решил отдать свою дочь (разумеется, исключительной красоты) замуж за Иосифа Хазарского.
Это история, а дальше уже начинается легенда. Обоз с прекрасной царевной вместе с несметными сокровищами — аланский царь не поскупился на приданное дочери — двинулся из Алании (предгорья Северного Кавказа) в Итиль (столица Хазарского Каганата находилась в дельте Волги). Здесь по традиции легенд и сказок появляется нехороший человек — таковым стал каган Язид Булаш. Темной ночью он со своим отрядом напал на послов Аланского царя и перебил всех. Осталась одна прекрасная девушка, которую бандиты решили обесчестить. Она взмолилась богу, грянул гром, гигантская молнии ослепила Язида и весь его отряд. Золото превратилось в песок, который покрыл всю территорию от Итиля до Каспийского моря. Затем аланская царевна превратилась в орлицу, ударила Язида в темя острым золотым клювом и улетела прочь.
Примерно так же развивался сюжет в «Сказке о золотом петушке» Александра Пушкина:
И царю на темя сел, Встрепенулся, клюнул в темя И взвился… и в то же время С колесницы пал Дадон — Охнул раз, — и умер он. А царица вдруг пропала, Будто вовсе не бывало.
Язид, как и Дадон, рухнул на землю и остался лежать в золотых приволжских песках. С тех пор многие нашли свою смерть в приитильских барханах…
Африка в Астраханской области
Самые известные Астраханские барханы — Большой брат, Африка, Краснопесчаный. Они и вошли в маршрут второго дня соревнований.
Пески в Астрахани есть, но они не такие уж страшные, — рассказал руководитель грузового отдания команды ГАЗ Рейд Спорт Михаил Шкляев. У нашей команды в активе много пустынь. Действительно серьезные — Гоби и Сахара. Там бескрайние пески и гигантские барханы. Иногда точка, которую нужно преодолет, расположена за гигантским песчаным валом. В лоб такой не взять. Приходится ехать вдоль стенки и искать лазейку. В астраханских песках попроще. Они не такие уж и большие. Чаще всего есть возможность взять точку, не штурмуя бархан в лоб по самому сложному маршруту. Мы гоняемся здесь давно, и создается впечатление, что песков становится меньше. Они постепенно зарастают зеленым низкорослым кустарником. Да, и в этих песках можно застрять. В том числе и с нами на этой гонке такое произошло. Но легко выбрались самостоятельно. Ралли-рейдов без трудностей не бывает!
Вряд ли кто-то усомнится, что ралли-рейды — сложный вид спорта. Экипаж должен постоянно думать. Штурман прокладывает маршрут. Одаренные штурманы не идут очевидным путем от точки к точке, а выискивают возможность немного сократить путь. Найти так называемые «срезочки». Иногда это удается, и в копилку экипажу уходят сэкономленные секунды и минуты. Но путь по срезочке неизвестен, там могут быть ямы и канавы, преодолеть которые непросто. Для пилота важно сохранить машину и при этом пройти весь маршрут максимально быстро. Понимание границы возможностей автомобиля очень важно.
Выигравший в предыдущий день пролог Сергей Вязович имел право выбора позиции, но не стал стартовать первым, а выбрал четвертое место. Видимо он посчитал, что ехать по чужим следам разумнее. Первым на трассу ушел экипаж Андрея Каргинова (КАМАЗ Мастер). Следом за ним отправились экипажи Айрата Мардеева (КАМАЗ) и Владимира Васильева.
Без поломок не бывает
Вскоре после старта начались остановки. Сбился с маршрута экипаж Айрата Мардеева (КАМАЗ), потеряли время в песках Александр Русанов (ГАЗ Рейд Спорт) и Андрей Новиков (G-FORCE Motorsport). Дважды останавливался Владимир Васильев на MINI, один из самых именитых российских пилотов (обладатель Кубка мира по бахам 2014 и 2020 годов, неоднократный участник Дакара) и основной претендент на победу на этом ралли. Уже в 9:52 пришло сообщение, что экипаж Владимира Васильева оформил сход — поломка двигателя. Таким образом, уже в начале гонки из нее выбыл лидер! Основная борьба в абсолюте предстояла между КамАЗом и МАЗом.
Стартовавший четвертым Вязович смог нагнать стартовавшего первым Каргинова. На 235 километре экипажи практически одновременно заехали в зону сервиса, пробыли положенные 15 минут — в это время машину заправляют и при необходимости проводят какие-то работы — и стартовали. Им оставалось пройти около 80 километров.
За несколько километров до финиша встал экипаж Алексея Игнатов и Евгения Павлова (ГАЗ Рейд Спорт) — поломка коробки передач. Его дотянули товарищи по команде, но времени они потеряли катастрофически много.
День сегодня был трудный для всех, даже лидеры столкнулись с техническими сложностями, — рассказал пилот команды ГАЗ Рейд Спорт Александр Русанов на финише. На 104-м километре, когда заехали в первую песочницу, машина отказалась преодолевать песок, сразу завязли. И это меня сильно удивило. Пока выезжали, заметили, что одно колесо не крутится. Оказалось, лопнула полуось на каком-то из предыдущих километров. Ну и преодоление всех остальных песочниц оказалось нелегким делом. Но наша задача была доехать до финиша и уложиться в норматив исходя из обстоятельств. Мы это сделали, чем я и доволен.
После зоны сервиса был самый значимый бархан в этой гонке — Большой брат. Именно на нем КамАЗ Андрея Каргинова немного застрял, и МАЗ Сергея Вязовича вырвался вперед.
В результате экипаж Сергея Вязовича стал лидером гонки. Ближайший соперник — Андрей Каргинов — отстает на 12 минут!
Для нас спецучасток сегодня сложился хорошо, победили в общем зачете, — сказал Сергей Вязович на финише — По результатам пролога мы также победили, и у нас было право выбора позиции. Мы на жеребьевке выбрали четвертую позицию, чтобы у нас был временной гандикап от наших соперников как можно больше. И, думаю, можно было бы еще дальше встать.
В итоге, нам удалось догнать экипаж Андрея Каргинова, который стартовал первым и на 9 минут раньше нас. На 100-м километре мы его догнали, видно было, что они совершали ошибки в навигации. Айрат Мардеев стоял, Владимир Васильев тоже стоял. А с момента, как догнали Каргинова, мы практически до финиша ехали, постоянно обгоняя с ним друг друга. Первым ехать не очень комфортно, и мы меняли позиции: на бездорожье был впереди Андрей, а на быстрых секциях — я. Но мы не старались держать максимальный темп, понимая, что есть запас и ехать «на хвосте» было даже более комфортно, чем на первой позиции. Так и ехали до финиша, пока на Большом брате, уже почти на выходе с бархана, соперник не совершил ошибку, подсев на скорости на песке. Нам в очередной раз удалось его обойти и на последний 30-километровый отрезок мы вышли первыми. Дороги быстрые, пыльные.
И там мы свое не упустили, а к нам уже подойти было очень трудно из-за высоких скоростей и пыли. Мы пересекли финишную черту первыми. С машиной пока все хорошо. Мы испытываем на этой гонке шины белорусского производства «БелШина», будем ездить на них целый сезон. И элементы подвески новые. Для Астрахани это сложная задача, чтобы выдержала подвеска, а так как она у нас еще и экспериментальная, то мы, конечно, переживаем. Пока она нам позволяет ехать быстро, но вопрос её ресурса остается открытым, впереди еще два дня гонки. Мы сегодня не ошибались, проехали чисто и без потерь. Для штурмана была непростая задача, но он справился, и мы везде попадали на позиции отлично. Сам спецучасток был интересный, но мне кажется, другим будет тяжеловато.
Вязович лидирует, но так было на многих гонках, а сейчас далеко даже до экватора ралли. В команде КАМАЗ МАСТЕР три машины, они поддерживают друг друга. В случае поломки сокомандник поможет и займет место отстающего. МАЗ же только один. Сергей Вязович права на поломку и ошибку не имеет. Сможет ли он победить в одиночку? /m
Гонки грузовиков: в Астрахань за «Золотом Кагана»
Живые и мертвые: история ралли, в котором до финиша не добрался никто