Ралли «Золото Кагана»: финал!
Финал ралли «Золото Кагана 2023» выдался и исключительно напряженным. Основная интрига была в категории грузовиков. Сможет ли один МАЗ победить три КамАЗа?
В этом году ралли «Золото Кагана» сделали длиннее обычного — четыре гоночных дня из которых один пролог, а три — полноценные боевые. Добавили один день, а это 254 километра жесткой астраханской долбежки. Это, конечно не большой марафон типа Дакара, Шелкового пути или Africa Eco race. Но всё равно нагрузка серьезная — и на машины, и на экипажи и на механиков.
В Астрахани нашим механикам пришлось потрудиться, — говорит пилот команды ГАЗ Рейд Спорт Алексей Хлебов — Каждый день работали до часу ночи. И это без серьезных поломок, фактически просто обслуживание. Грузовик требует большего объема работ, чем легковой автомобиль или багги.
Первым на трассу финального дня вышел экипаж Андрея Каргинова (КАМАЗ Мастер). За ним экипаж Айрата Мардеева (КАМАЗ), следом Борис Гадасин на прототипе. Лидер гонки Сергей Вязович (МАЗ Спорт-авто) немного отстал в предыдущий день, показав только пятый результат. Вероятнее всего Вязович просто берег машину. Он в своей команде один единственный боец, а КамАЗов целых три. Малейшая поломка или ошибка — сожрут.
Перед финишным днем соревнований разница во времени между Вязовичем и Каргиновым составила всего 4 минуты 24 секунды — по ралли-рейдовым меркам зазор минимальный. И для обоих победа принципиальна. Вязович уже много лет безуспешно пытался победить в Астрахани, однако уровень команд, в первую очередь материальный, не сопоставим. Для КАМАЗа, как мы уже рассказывали в прошлых материалах, всё кроме победы — уже поражение.
Будем завтра пытаться бороться до последнего, — сказал Андрей Каргинов на финише предыдущего дня — Мы стараемся держать быстрый темп, и одна из целей на «Золото Кагана» — повышение мастерства пилотирования и уровня наших новичков штурманов и механиков. Молодые штурманы втягиваются очень быстро, в сезоне слишком мало соревнований, и приходится быстро учиться по ходу. Нет времени на большой срок обучения. Новые механики тоже стараются. Будем справляться со всеми задачами, которые мы для себя поставили. У меня новый механик, который пришел из картинг-клуба, он вообще первый раз оказался в кабине. Это наше подрастающее поколение. На месте штурмана едет бывший механик, который проехал со мной не одну гонку, но это его первый выезд в качестве штурмана. Ему пока в диковинку и тяжело. У нас есть хорошая школа штурманов внутри команды, поэтому процесс обучения идет семимильными шагами, и я уверен, что скоро ребята выйдут на более высокий уровень. Конечно, пока начинающим штурманам сложно подстроиться под темп быстрого пилота.
Рецепт победы
Наверняка у команды КАМАЗ Мастер был «совет в Филях», на котором продумывали тактику финального дня. Впрочем, рецепт очевиден: не ломаться, не делать навигационных ошибок, не пускать Вязовича вперед.
Экипаж Каргинова ехал первым. Спортсмены называют такую позицию «открывашкой». Особенно сложно в этом случае штурману. Нет следов впередиидущих экипажей и все навигационные загадки нужно решать самому. Сергей Вязович в предыдущий день отметил, что у него более выгодная позиция в финальный день, а у Каргинова — наоборот.
Мы наблюдали за проездом экипажей с вершины бархана Большой брат — самого высокого на маршруте. Соперничество МАЗа и КАМАЗа было впечатляющим! Машины видно издалека. Сперва появляются разноцветные точки. Синяя — КамАЗ Каргинова, красная — МАЗ Вязовича, черная — капотный КамАЗ Мардеева. Вскоре точки приобретают очертания машин. За каждой — шлейф песка и пыли. В степи жуткий ветер, который просто сдувает зрителей с барханов, но для мощных машин это скорее благо — ветер убирает пыль и сохраняет пилотам видимость. Грузовики скачут по барханам, извилистой змейкой мчатся друг за другом. Вязович к тому моменту уже обогнал и Мардеева, и Гадасина. Впереди него только экипаж Каргинова. Дистанция минимальная, все три машины друг за другом в 70–90 метрах.
Три стада буйволов
Заезд на бархан Большой брат — очень эффектное зрелище. Когда в нескольких метрах от тебя мчится мощный грузовик, земля трясется! Бегущий мимо слон по сравнению с грузовиком — котенок на мягких лапах. Спортивный грузовик — это стадо буйволов, сохранившее свою силу и мощь и сконцентрированное в одном корпусе. А здесь мимо пронеслось три стада с интервалом в 2 секунды — синее, красное и черное! Это был финал, по накалу страстей сходный с хоккейными противостояниями СССР-Канада. Когда в поединке сходятся принципиальные соперники, обеспечен исключительный накал страстей!
Жаль, что камеры не следовали за машинами весь этот день — ушли в небытие исторические кадры. О том, что творилось дальше, свидетельствовали только следы колес. На обратном пути разговорился с наблюдателем, стоящим в оцеплении. Рядом с ним была узкая степная дорожка, ограниченная метровым бруствером. Фактически канава в степи, изобилующей ямами и буграми. Именно по этой дорожке и мчались все спортивные машины. И прямо рядом с трассой следы грузовика пересекают двухметровую насыпь и уходят в небо! Я перевариваю увиденное и пытаюсь представить — что же здесь происходило? Спрашиваю у свидетелей на этой точке:
Это кто же так прыгнул? Сам-то как думаешь? Думаю, Вязович. Верно, он самый!
Оказалось, что дорога не позволяла Сергею Вязовичу обогнать Каргинова. В результате Вязович рискнул, махнул через насыпь и в полном смысле слова «на бреющем полете» обогнал КАМАЗ. Это была победа МАЗ Спорт-авто и в общем зачете, и в категории грузовиков! Экипаж Сергей Вязович/Павел Гаранин/Александр Швед преодолели дистанцию в 823 километра за 10 часов 41 минуту 50 секунд.
Борьба до самого финиша
В этом году для нас баха «Золото Кагана 2023» сложилась без проблем, выиграли три этапа из четырех, поэтому довольны, конечно, результатом — говорит Сергей Вязович — Хотя вчера нам пощекотали нервы, когда мы с первой позиции поехали и отдали довольно много времени. Но всё равно удержали лидерство и сегодня атаковали с первого километра прям очень сильно, на грани аварии, наверное. И вот только когда мы уже догнали экипаж Андрея Каргинова и поняли, что отыграли 12 минут, мы сбросили и отпустили его. Он проехал вперед, допустил ошибку в навигации, как и Айрат Мардеев, и мы приняли решение незадолго до финиша, что нужно удержать эту первую позицию и по времени, и по каналу, чтобы было прям красиво. Опять взвинтили темп и первыми в зачёте Т5 приехали на финиш.
Очень благодарен нашему штурману Павлу Гаранину, который в таком экстремальном темпе не допустил ни одной ошибки и даже в концовке, когда мы ехали втроем с Мардеевым и Каргиновым, сумел их обыграть. Это его заслуга и не только сегодня, а всю гонку. Например, вчера, когда мы ехали первыми, он провел хорошую работу — я не мог держать высокий темп, так как шли «открывашкой» и в траве многого не видно, но Павел не допускал никаких ошибок, и это сыграло в гонке ключевую роль.
Следом за двумя КамАЗами в турнирной таблице идут грузовики ГАЗ Садко Next.
Выступили хорошо, все машины пришли к финишу, — рассказал руководитель грузового отделения команды ГАЗ Рейд Спорт Михаил Шкляев — Основная особенность нашей техники в том, что мы едем на серийных машинах. Да, они доработаны и частично перестроены. Но все узлы и агрегаты — серийные. Такова принципиальная позиция Горьковского автомобильного завода. Для нас гонки — проверка в бою наших автомобилей. На ралли мы тестируем машины на прочность, проверяем верность новых инженерных решений. По энерговооруженности ГАЗ Садко Next отстает от спортивных болидов КАМАЗ Мастер и МАЗ Спорт-авто, но там другая история: машины имеют мало общего с серийными автомобилями. Сейчас будем готовить грузовики к гонке «Арчеда». Она пройдет в Волгоградской области 18–21 мая. Это кубок России, по статусу ниже Чемпионата России, но в прошлом году там гонялся топ Дакара — нас не пускают на международные соревнования, поэтому самые сильные экипажи едут на Кубок России.
В категории Т2 победил экипаж команды S&A RACING Андрей Сушенцов/Александр Щанов. В категории Т3 первое место у экипажа Дмитрий Мордкович/Иван Безденежных (TEAM MARIA OPARINA). Кстати категория Т3 — наиболее динамично развивающийся класс в российских ралли-рейдах. Раньше на багги выступало всего несколько экипажей, но от соревнования к соревнованию число их растет. Причем в этой категории наиболее честное соперничество: практически все выступают на BRP Maverick X3. Конечно, все багги перестроены, но технические возможности сходны.
В категории R (рейд-спорт) победил экипаж Константина Иванова и Александра Горькова на Toyota Land Cruiser 200. Второе и третье места в рейд-спорте заняли экипажи команды ГАЗ Рейд Спорт на спортивных Газелях NN.
Ралли — проверка боем
В этом сезоне мы экспериментируем с нашими машинами, — рассказал спортивный директор команды ГАЗ Рейд Спорт Вячеслав Субботин. Новинка — новая Газель NN с независимой передней подвеской, новым мотором Евро-6 и новой турбиной. На обе Газели поставили новые кулачковые коробки с h-образным выбором передач. Благодаря этим решениям скорость Газели NN серьезно выросла. Мы можем составить очень серьезную конкуренцию прототипам.
Ралли — проверка боем наших машин и нашей работы. Не всё прошло гладко. У экипажа Алексея Игнатова на второй день полетела коробка передач. Были поломки и у экипажа Александра Русанова. Поэтому мы завоевали серебро и бронзу. Впереди основной марафон сезона — Шелковый путь 2023. Старт в Казани 5 июля, финиш в Москве 15 июля. Общий пробег 5230 километров, из которых 2350 — боевые. В прошлом году все пять наших экипажей успешно финишировали, чего не смогло сделать более трети участников. Причем финишировали не абы как, с валидольчиком под языком — бились с сильнейшими экипажами мира и вошли в призеры. Сейчас сделаем выводы из астраханской гонки, внесем необходимые изменения и снова в бой. На Шелковый путь 2023 мы едем побеждать! /m
«Золото Кагана»: гонка становится драматичнее
Ралли «Золото Кагана»: сенсации на второй день
Гонки грузовиков: в Астрахань за «Золотом Кагана»