Пилоты с искусственным интеллектом в ближайшее время поступят на службу в авиакомпании
Пассажирские самолеты в ближайшем будущем будут использовать пилотов с искусственным интеллектом. Такую версию высказал президент авиакомпании Emirates Тим Кларк. Об этом он сообщил телеканалу CNBC. По его словам, технологии с искусственным интеллектом будут использоваться авиакомпаниями в качестве второго пилота, который будет доставлять пассажиров к месту назначения.
«Вы можете увидеть самолет с одним пилотом. Можно ли управлять самолетом на полностью автоматизированной основе? Да, можно, технологии сейчас на высоте. Но пассажирам нравится думать, что там два пилота. На мой взгляд, всегда будет кто-то в кабине экипажа», - заявил Тим Кларк.
Технологии будущего
Заявление президента Emirates было сделано на фоне развернувшихся дебатов о том, насколько далеко и быстро следует развивать технологию искусственного интеллекта.
Глава отдела безопасности полетов в британском профсоюзе пилотов BALPA, в свою очередь, заявил о неоценимом вкладе пилота-человека. По его словам, пилот – это нечто большее, чем «водитель самолета». Он является частью системы безопасности.
«Квалифицированный пилот является частью сложной системы безопасности, которая снижает риски и обеспечивает безопасность пассажиров. Пилоты — это гораздо больше, чем просто водители самолетов, это опытные профессионалы, которые являются частью жизненно важной системы безопасности, обеспечивающей прибытие пассажиров, экипажа и груза в пункт назначения. По мере того как в некоторых частях отрасли растет давление в отношении дальнейшего сокращения численности экипажа (что в конечном итоге приведет к полностью автономным операциям), осознание и признание этих функций и дополнительной безопасности воздушного судна с двумя пилотами намного важнее, чем когда-либо», - заявил он.
По словам эксперта, пилоты должны быть штурманами, инженерами, техниками, метеорологами и менеджерами по обслуживанию клиентов.
«В обычный день пилоты имеют дело с другими членами экипажа, наземным экипажем, кабинным экипажем, авиадиспетчерской службой и пассажирами. Это лишь некоторые из них. Пилот должен уметь хорошо общаться не только с коллегами, используя авиационные термины, но и на межличностном уровне», - добавил специалист.
По его словам, пилоты летают с таким количеством разных экипажей, что они должны быть в состоянии легко наладить отношения с другими летными и кабинными экипажами, а также должны иметь возможность четко обмениваться информацией с людьми, которых никогда раньше не встречали. Пилот также должен передавать информацию пассажирам.
«Помимо того, что он несет ответственность за своих пассажиров, пилот несет полную ответственность за весь экипаж на борту. Понимание их потребностей, ограничений по времени полета, требований к отдыху, производственных соглашений и поддержка их в отношениях с пассажирами является жизненно важной частью работы», - заключил он.
Гражданская авиация и ИИ
При этом российские представители авиации считают, что искусственный интеллект уже выполняет большую часть работы, однако он никогда не сможет полностью заменить пилота-человека.
Как заявили руководители программы Superjet 100, из всего объема работы 90% за пилота уже сегодня выполняет искусственный интеллект. Они отмечают, что с точки зрения техники ничего невозможного нет, поэтому масштабное внедрение искусственного интеллекта уже не за горами. При этом разработки на основе искусственного интеллекта работают в четко поставленных рамках для реализации определенных целей.
«Важно не как это сделать, а что именно нужно сделать в части применения ИИ. Нужно понять, каким критериям по надежности, безопасности и прочему должна соответствовать его деятельность на борту ВС вместо летчика. Надо прописать в законах и других нормативных актах критерии, которым должно соответствовать это нечто, что будет заменять собой пилота. Без этого внедрение невозможно», - заявил главный конструктор программы SSJ100 Владимир Лавров.
Сможет ли ИИ заменить человека?
Как отметил другой отечественный эксперт, заместитель директора по разработке филиала «Региональные самолеты» корпорации «Иркут» Александр Долотовский, сегодня пилот в штатном режиме уже не выполняет никаких функций с точки зрения пилотирования, начиная с высоты 30 метров и до посадки, т. е. касания шасси взлетной полосы.
«Дальше функция пилотирования, т. е. управления органами, которые заставляют самолет изменять положение в пространстве, полностью возложена на автоматику. Самолет разбежался, взлетел, набрал 30 м, и дальше летим на автомате», - заявил он.
Он отметил, что сегодня пилот выполняет совершенно другую задачу – формирования и следования плану полета, т. е. взаимодействия с окружающим миром в виде системы воздушного движения, другими самолетами, оценивает метеорологическую обстановку по курсу. Эта функция за пилотом останется, наверное, навсегда, полагает эксперт. По его мнению, искусственный интеллект должен решать задачу экипажа – непосредственно управлять движением ВС, а пилот – задавать направление этому движению.
«Сегодня функция управления самолетом покрывается компьютером на 90%. По большому счету осталось реализовать автоматическое руление и автоматический взлет», - заключил он.
Фото: Unsplash.com