Войти в почту

«Спектакля не будет, расходимся!» Гонки Формулы 1, отмененные в последний момент

Воскресенье, 21 мая, на часах 16:00 по московскому времени. В эти самые минуты на автодроме имени Энцо и Дино Феррари в Имоле стартовала бы шестая гонка сезона Формулы 1 2023 года. К сожалению, из-за наводнения на севере Италии этап был в срочном порядке отменен и пополнил печальный список Гран При, которые не состоялись по тем или иным причинам. Давайте вспомним эти основные гонки и обстоятельства их срыва.

«Спектакля не будет, расходимся!» Гонки Формулы 1, отмененные в последний момент
© autosport.com.ru

Гонка Формулы 1 в Имоле отменена и не состоится в 2023 году. Хроника

Реймс, Нюрбургринг, Бремгартен и Педральбес в 1955-м: Эхо трагедии в Ле-Мане

Гран При Франции-1954Фото: F1

Исторически так сложилось, что как только Формула 1 собирается провести рекордное количество гонок за сезон, непременно что-то случается и срывает все амбициозные планы. Финансовые проблемы организаторов, пандемия, стихийное бедствие… Первый такой прецедент случился ещё в далеком 1955 году.

Изначально в календаре было одиннадцать гонок против девяти в предыдущем сезоне. Но всё перевернулось 11 июня, когда в результате чудовищной трагедии в «24 часах Ле-Мана» погибли свыше 80 болельщиков и французский пилот Пьер Левег. Шокированные и напуганные катастрофой, которую мировой автоспорт не видел ни до, ни после, организаторы один за одним отменили свои гонки. Первым из расписания сезона-1955 выбыл Реймс, затем последовали Нюрбургринг, Бремгартен и Педральбес, который должен был принять финал сезона 23 октября.

В конечном итоге в календаре осталось всего три гонки – Зандворт, Эйнтри и Монца, где укороченный сезон и завершился 11 сентября.

Пять самых драматичных развязок гонки "24 часа Ле-Мана" 12 документальных фильмов о 24 часах Ле-Мана

Спа и Зандворт в 1957-м: Бойкот из-за призовых

Гран При Нидерландов-1955Фото: F1

Формула 1 ещё на заре своего существования, не будучи глобальным медиапродуктом и в целом раскрученной индустрией, была подвержена различным негативным влияниям извне. Один из самых наглядных примеров – Суэцкий кризис на Ближнем Востоке в 1957-м.

Казалось бы, где Ф1 образца 50-х и где Ближний Восток, да? Но из-за проблем с доставкой нефти в Европе резко взлетели цены на бензин и разгорелся экономический кризис. Организаторы сразу двух гонок, в Спа и Зандворте, сократили призовые, что категорически не понравилось участникам. В конце концов после долгих 11-часовых переговоров оба этапа отменили.

Календарю Формулы 1 – 70 лет. История изменений с 1950 по 2019 год

Спа-1969: Безопасность превыше всего

Попросите любого гонщика Формулы 1 назвать топ-3 любимых трасс, и, наверное, каждый включит Спа-Франкоршам в этот список. Однако так было далеко не всегда: 40-50 лет назад бельгийский автодром, протяжённость которого тогда составляла 14 км, наводил ужас на пилотов, и в 1969 году участники даже отказались гоняться.

Протест был вполне обоснован. Трасса не соответствовала мерам безопасности, о чём свидетельствовали пять смертельных аварий с 1967 по 1969 год. Не хватало маршалов, пожарных, а на некоторых участках, проложенных по обычным улицам, отсутствовали ограждения. Не трасса Формулы 1, а раллийный доп!

Владельцы не спешили прислушаться к гонщикам и принять меры. При этом они явно недооценили решимость Ассоциации пилотов Гран При под предводительством Джеки Стюарта, тремя годами ранее едва не погибшего на бельгийской трассе.

«Кажется, на этой трассе ничего не меняли с 1930 года», – сказал недовольный будущий трёхкратный чемпион мира Формулы 1.

В результате после долгих препирательств c организаторами, которые ни в какую не шли навстречу пилотам, GPDA бойкотировала бельгийский этап за несколько дней до начала пятничных тренировок.

Что не так в Спа? Разбираемся, как сделать «Красную воду» безопаснее и не потерять легендарный поворот

Спа-1985: Худший асфальт в истории Формулы 1

Гран При Бельгии-1985Фото: F1

И опять Спа! «Везёт» знаменитому бельгийскому автодрому на отмены. Причём случай в 1985 году уникален тем, что первый и, дай бог, единственный раз в истории гонку Ф1 отменили прямо по ходу уик-энда. Причина? Новый асфальт, уложенный по всей длине 7-километровой трассы, оказался настолько некачественным, что к концу пятничных тренировок рассыпался в крошку. Причём в отдельных поворотах покрытие было уничтожено по всей ширине трассы.

В ночь с пятницы на субботу организаторы в спешном порядке подтянули дорожников и провели ремонтные работы, но это уже был, скорее, жест отчаяния, нежели реальные меры по устранению проблем. Свежий асфальт просто-напросто не успел затвердеть. В таких условиях в субботних тренировках пилоты проехали на 25 секунд (!) медленнее, чем накануне.

Продолжать заезды было нецелесообразно и небезопасно, и в субботу вечером Ф1 и FIA объявили, что гоночный уик-энд закончен. Организаторы получили денежный штраф, а гонку в итоге всё-таки провели через три месяца на новом покрытии.

Сахир-2011: Арабская весна

Гран При Бахрейна-2011Фото: F1

Старт сезона-2011 в Мельбурне, конечно, памятен российским болельщикам благодаря подиуму Виталия Петрова. Но уже, наверное, мало кто помнит, что изначально первый этап чемпионата должен был состояться не в Австралии, а в Бахрейне двумя неделями ранее.

«Не хочу даже говорить, на каком он месте». 10 лет подиуму Виталия Петрова в Формуле 1

Буквально за три недели до начала сезона Ф1 во всему Ближнему Востоку прокатилась волна антиправительственных протестов, получивших название «арабская весна», и местные власти в одностороннем порядке объявили об отмене Гран При.

Формуле 1 ещё повезло, поскольку команды только готовили оборудование к отправке в Сахир, тогда как предсезонные тесты прошли в Европе. А вот пилоты и команды зимней серии GP2 Asia, приехавшие в конце февраля на этап в Бахрейне, оказались в самом эпицентре событий.

«Я проснулся от выстрела танка по соседнему зданию, позиция которого была под окном гостиницы – удовольствие ниже среднего», – рассказал Михаил Алёшин, участвовавший в то время в азиатской GP2.

К счастью, никто из участников в беспорядках не пострадал – все благополучно покинули Бахрейн. Вернулась Ф1 со своими молодёжками в Королевство только год спустя, несмотря на то, что вплоть до осени 2011-го промоутеры этапа и боссы чемпионата вели переговоры о переносе гонки.

Мельбурн-2020: За 1,5 часа до тренировки

Гран При Австралии-2020Фото: F1

Отмахать 15 тысяч км на другой конец света, чтобы отменить Гран При за 1,5 часа до начала первой тренировки, когда у входа на трибуны собралась многотысячная толпа болельщиков. Подобное безумие, пожалуй, было возможно только весной 2020-го, когда грянула пандемия коронавируса.

Как раз когда Всемирная организация здравоохранения объявила чрезвычайную ситуацию в мире в связи с Covid-19, караван Формулы 1 добрался до Австралию. Рекламные мероприятия, интервью и пресс-конференции в четверг прошли в штатном режиме, хотя и не без нервов. Так, Льюис Хэмилтон в открытую раскритиковал промоутеров чемпионата за решение провести Гран При Австралии в столь неспокойной обстановке. А вечером того же дня прилетела «молния» из McLaren: два сотрудника заболели коронавирусом, команда снимается с этапа!

Полная хроника отмены Гран При Австралии

Это сейчас, по прошествии трёх лет, кажется, заболели и заболели, с кем не бывает? Но тогда никто не понимал, что за это болезнь такая, каковы её последствия и что делать, тем более работники McLaren находились в четверг в паддоке и контактировали с большим количеством людей. В итоге после бессонной ночи и почти десяти часов обсуждения ситуации руководство Ф1, команды и промоутеры гонки объявили, что этап не состоится. Интересно, что некоторые пилоты, как Себастьян Феттель и Кими Райкконен, улетели домой ещё даже до официального заявления.

За Австралией последовал ещё десяток отмен, и сезон в результате стартовал только спустя четыре месяца. Но в имиджевом плане история с гонкой в Мельбурне стала наиболее тяжёлой для Ф1 в тот безумный ковидный год.

Спа-2021: Гонка, которой не было

Гран При Бельгии-2021Фото: F1

Да-да, формально Гран При Бельгии-2021 состоялся: пилоты заработали половинчатые очки, первая тройка – Макс Ферстаппен, Джордж Рассел и Льюис Хэмилтон – поднялась на подиум и получила (не)заслуженные кубки, а болельщикам отказали в возврате денег за билеты. Только вот из-за проливного дождя и практически нулевой видимости гонка не стартовала по-настоящему, пелотон просто проехал два круга за автомобилем безопасности, и на этом всё. Можно ли назвать подобное действо гонкой? Вопрос риторический.

Ждала бы подобная участь Гран При Эмилии-Романьи? Может, пилоты тоже просидели бы несколько часов в боксах и никуда в итоге не поехали бы? Точно нет. С утра воскресенья в Имоле светит солнышко, и от ливней, обрушившихся на регион во вторник и среду, не осталось и следа. Но отменили итальянский этап, как известно, не из-за плохой погоды, а по причине катастрофических последствий стихии, на устранение которых были брошены все аварийные службы. Городу просто оказалось не до гонки – выбора у Ф1 не было.

Джентльмены, глушите моторы. Самые громкие отмены Гран При Формулы 1

По материалам motorsportmagazine.com/articles/single-seaters/f1/the-races-that-never-happened-f1s-cancelled-grands-prix и gpblog.com/en/news/205621/which-formula-1-races-have-been-cancelled-in-the-past