Войти в почту

Как Алонсо проиграл Гран При Монако? Всё решил один-единственный сектор

Двукратный чемпион мира Формулы 1 Фернандо Алонсо и Aston Martin возлагали большие надежды на Гран При Монако и открыто называли этап в княжестве своим первым шансом на победу в сезоне-2023. Что же, они действительно были быстры весь уик-энд и могли выиграть. Не хватило совсем чуть-чуть.

Как Алонсо проиграл Гран При Монако? Всё решил один-единственный сектор
© autosport.com.ru

Если бы не концовка круга в квалификации…

Как ни странно, но то, что на бумаге давало Aston Martin преимущество над Red Bull Racing на городской трассе в Монако, на практике превратилось в недостаток и фактически стоило победы команде из Сильверстоуна.

Начнём с хорошего: AMR23 быстрее RB19 прогревает шины, и во многом благодаря этому качеству Фернандо Алонсо в финале квалификации 2/3 круга проехал лучше Макса Ферстаппена. Наглядное тому подтверждение – 3D-визуализация быстрых кругов двукратных чемпионов мира.

После второго сектора испанец вёз гонщику Red Bull Racing 0,204 секунды. Но дальше всё развалилось. За один короткий третий сектор, прохождение которого занимает какие-то 20 секунд, он проиграл голландцу 0,288 секунды. При том, что Фернандо чисто проехал концовку круга. Как так? Просто вот тут и сказался разный подход Aston Martin и RBR к шинам.

Одна из главных проблем по ходу круга в Монако – перегрев шин в виду специфики городского асфальта и нагрузки в медленных поворотах, где требуется максимальная прижимная сила. И получилось так, что весь уик-энд, ещё с пятничных тренировок, «Красные быки» мучались с прогревом шин на двух первых секторах, но зато к третьему прогревали резину и обретали скорость.

«Я знал, что всё решится на третьем секторе», – сказал Ферстаппен после успеха в квалификации.

Aston Martin оказалась в абсолютно противоположной ситуации: они сразу, в начале круга, прогревали шины, а к концу перегревали, и ничего не могли с этим поделать. На своём лучшем круге в квалификации Алонсо даже перестраховался при прохождении шиканы на выходе из туннеля, но не помогло.

«Легко прогреть шины, особенно при дополнительном прогревочном круге, но как их не перегреть к концу? Вот вопрос.

Третий сектор с двумя очень медленными поворотами был нашим слабым местом весь уик-энд. Мы были на этом участке трассы лишь восьмыми по скорости», – объяснил главный инженер Aston Martin Том Маккалоу.

Так испанский ветеран проиграл Ферстаппену 0,084 секунды, упустил поул, а вместе с ним и победу в гонке.

Фернандо Алонсо и Макс Ферстаппен после квалификацииФото: Red Bull Content Pool

Статистика в Монако была против Алонсо

Чисто со статистической точки зрения у Алонсо не было шансов отыграться за проигрыш в квалификации и вернуть должок Ферстаппену. И дело даже не в преимуществе Red Bull Racing, просто знаменитые слова «поул в Монако на вес золота» взяты не с потолка.

Знаете, сколько раз за последние 20 лет кто-нибудь опережал обладателя поула на старте в Монте-Карло? Один раз! В 2002 году, когда Дэвид Култхард обогнал Хуана-Пабло Монтойю перед первым поворотом. Но тогда машины Ф1 всё-таки были меньше по габаритам – примерно 4500 мм в длину и 1500 мм в ширину. С параметрами современной техники – 5000 мм и 2000 мм – просто физически не пройдёшь соперника. И тот факт, что на первом круге в воскресенье перестановки произошли лишь в конце топ-15, где не поделили трассу Лэнс Стролл и Алекс Албон – лучшее тому подтверждение.

Да и затем по ходу гонки Алонсо имел лишь 1% шансов выйти вперёд. Опять же, в последний раз в реальной борьбе на трассе в Монако лидер терял позицию... в 1996 году, когда в сумасшедшей дождевой гонке Жан Алези обогнал Деймона Хилла. А смена лидера на сухой трассе была в лучшем случае в конце 70-х – по крайней мере, настоящих обгонов в первой половине 90-х и 80-е при подготовке данного материала найти не удалось.

Обиднее всего, что вся эта кошмарная в плане зрелищности статистика могла сработать и в пользу Алонсо, если бы испанец стартовал с поул-позиции. Но такова разница между первым и вторым местом на стартовой решётке Гран При Монако.

Старт Гран При МонакоФото: Red Bull Content Pool

Как же ошибка со сликами под дождём?

По тактике Aston Martin и Фернандо Алонсо всё сделали правильно. Понимая, что шансов выйти в лидеры на старте всё равно нет, они выбрали жёсткие шины на первый отрезок в надежде на: а) дождь во второй половине гонки; б) сейфти-кар к концу отрезка. И при первом, и при втором сценарии получилось бы провести «бесплатный» пит-стоп. Но удалось бы переиграть Макса Ферстаппена? Нет!

Действующий чемпион держал ситуацию под контролем. За первые десять кругов он оторвался от Алонсо на 3 секунды, но при этом ехал с оглядкой на шины. Просто посмотрите на цифры: Серхио Перес после пит-стопа на первых кругах штамповал круги за 1.16, а Макс, который тоже находился на чистой трассе, придерживался отметки 1.18. При таком аккуратном академическом пилотировании голландец проехал на одном комплекте средних шин 55 кругов, на круг больше Алонсо на жёстких, и всё равно обеспечил себе задел в 10 секунд.

Отыграл бы Фернандо всё это отставание, если бы на 54-м круге сразу перешёл на промежуточные шины, а не взял бы новый Medium в расчёте на то, что дождь не усилится? С одной стороны, есть такой аргумент: мол, Юки Цунода, Алекс Албон, Валттери Боттас и Чжоу Гуаньюй проехали на промежуточных шинах на 10 секунд быстрее Ферстаппена на сликах на 55-м круге. Но надо понимать, что они переобулись несколькими кругами ранее, поэтому вкатились и понимали, как машина ведёт себя на этих шинах.

Отыграл бы Алонсо 10 секунд на круге выезда из боксов? На непрогретых шинах, на которых он выехал впервые за уик-энд, в постоянно меняющихся условиях и при неуверенности в правильности решения?

Почему Фернандо Алонсо поставили слики вместо промежуточных шин?

«Я думаю, Макс потерял бы 5-6 секунд и вернулся бы на трассу с отрывом 3-4 секунды», – говорит руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер.

Плюс, странная тактика главного преследователя позволила лидеру сбавить скорость и избежать риска по дороге на пит-лейн, которая становилась всё мокрее и опаснее. Окажись Алонсо сразу на правильных шинах, Ферстаппен наверняка взвинтил бы темп.

«Мы сильно удивились, когда Aston Martin поставили Алонсо слики, и сказали Максу: «Ладно, просто доедь до пит-лейна», – добавил Хорнер.

Так что ошибочное решение «зеленых» не повлияло на исход. Нет, гонку Алонсо и Aston Martin проиграли ещё в субботу…

Алонсо – самый возрастной гонщик на подиуме в Монако за последние 53 года

Фернандо Алонсо на Гран При МонакоФото: Aston Martin