Сто лет Ле-Мана
В минувшие выходные отгремел юбилейный Ле-Ман. Самой известной 24-часовой гонке мира исполнилось 100 лет. Мы решили перелистнуть золотые страницы из летописи Ле-Мана. Конечно, их больше десяти, но надо с чего-то начинать…
Самый первый раз
26–27 мая 1923 года - Стартовало: 33 экипажа - Финишировало: 30 экипажей - Победители: Андр Лагаш/Рене Леонар (F) Chenard-Walcker Type U3 15CV Sport
То, что 100 лет назад Ле-Ман был совсем другим, не удивительно. В 1923 году всё было совершенно иное. Современного болельщика первая в истории 24-часовая гонка в окрестностях Ле-Мана, уездного и не слишком примечательного городка, шокировала бы до основания. Загибаем пальцы!
Первый Ле-Ман счастливо обходился без асфальта, например. По-настоящему твердое покрытие появится здесь много позже. Пока же пилоты гоняли по утрамбованной щебенке. Квалификация в привычном понимании отсутствовала — машины выстраивали на старте в порядке… подачи заявок на участие. Знаменитая процедура «старт Ле-Ман», когда гонщики выстраивались напротив своих машин, срывались с места по сигналу стартера и прыгали за руль, тоже появится только через два года — в 1925-м…
Можно еще долго перечислять чего не было на первом Ле-Мане. Приличного освещения, дворников на машинах участников, порядка в организации... Но классными гонки были с самого начала!
Пусть 24-часовой марафон задумывался состязанием прежде всего на выносливость и экономичность, но заруба за победу между «шенар-валькерами», «бентли», «эксцельсиорами» и «лорен-дитрихами» показала — в мае 1923-го в Ле-Мане родилось нечто, что изменит мир автогонок навсегда.
Один на всех
14–15 июня 1952 года - Стартовало: 58 экипажей - Финишировало: 17 экипажей - Победитель: Херманн Ланг/Фритц Рисс (D) Mercedes-Benz 300 SL W194
Обычно Ле-Ман 1952 года вспоминают как триумф Mercedes-Benz. Прямо идеальный сюжет — пришли-увидели-победили. Кто помнит, что за час до финиша 24-часовой гонки лучшая из «серебряных стрел» проигрывала лидеру больше четырех кругов...
Удивительно, но впереди шел не кто-то из заводских пилотов Jaguar, Aston Martin или Ferrari. Нет-нет, всех опытом и скоростью давил француз Пьер Левег на видавшем виды «Тальбо».
Самое удивительное — почти сутки Пьер не покидал кокпит. Незадолго до старта он принял решение откатать 24 часа Ле-Мана в одно лицо…
Тогда официально это не было запрещено, но все понимали: сутки за рулем гоночного автомобиля — за пределами человеческих возможностей.
Так оно и вышло. Когда до финиша оставалось меньше часа мотор Talbot испустил дух… Может просто поломка, а может уставший Левег промахнулся передачей и перекрутил двигатель.
У Пьера не было сил даже выбраться из машины. «Тальбо» замер у обочины, а пилот заснул прямо за рулем, не замечая мчавшиеся к победе «мерседесы»…
Еще по одной!
13–14 июня 1953 года - Стартовало : 60 экипажей - Финишировало : 26 экипажей - Победитель : Тони Рольт/Данкан Фергюсон (GB) Jaguar C-Type
Ни в одном официальном справочнике вы не найдете подтверждение этой истории. Просто потому что она не слишком этичная. Зато очень-очень веселая.
Сыр-бор закрутился, когда механики «ягуара» во время тренировочного заезда по недосмотру и глупости выпустили на трассу две машины с одним стартовым номером — 18. Тогда, к слову, и квалификации по-прежнему не было — в ее привычном виде она появится в Ле-Мане только в 1963-м. Никакого злого умысла, никакой попытки получить какое-то преимущество, один только человеческий фактор.
Но лишняя машина на трассе не воробей — ее заметили глазастые парни из Ferrari и накатали протест. Организаторы пожали плечами и дисквалифицировали экипаж Тони Рольта и Данкана Хэмилтона. Закон есть закон.
Парни жутко расстроились. Показали лучшее время в тренировке и такой обидный «дисквал» из-за кляузников-итальяшек! Горе заливали всю ночь. Отнюдь не тархуном, разумеется.
На утро менеджер «Ягуара» Лофти Ингланд обнаружил своих пилотов в баре, с трудом поднимающими брови. Теперь уже он сам готов был напиться! Всю ночь, употребив все свое красноречие и связи, Лофти бегал по инстанциям и добился-таки отмены дисквалификации для экипажа номер 18...
Теперь вы понимаете, почему «Ягуар» официально открещивается от этой истории?! Если называть все своими именами, Рольт и Хэмилтон стартовали очень сильно подшофе. С медкомиссиями в то время были куда как проще…
Самое удивительно, что C-type веселых британских пьянчужек выиграл тот Ле-Ман в абсолюте! Полагаем, никогда ни до, ни после в истории автогонок шампанское на подиуме не было настолько к месту.
Бойня номер 1955
11–12 июня 1955 года - Стартовало: 60 экипажей - Финишировало: 21 экипаж - Победитель: Майкл Хоторн/Айвор Бьюб (GB) Jaguar D-type
Почти выигранный Пьером Левегом в одно лицо Ле-Ман-1952 впечатлил многих. В том числе и гоночного директора Mercedes-Benz Альфреда Нойбауэра. Подбирая состав на гонку 1955 года, реннляйтер вспомнил про опытного француза. Левег был на седьмом небе от счастья — у него снова будет шанс побороться за победу! Если бы он только знал, чем все кончится…
Кончилось же все самой страшной аварией за всю историю автоспорта. В ней погибли 84 зрителя и один гонщик. Уже догадались кто именно? Да-да, именно Левег.
Он не был виноват в инциденте. Никто вообще не был виноват. Просто катастрофическое стечение обстоятельств.
Заканчивался всего второй час гонки. Отличная погода, идеальная видимость. Все хорошо. Лидер Майкл Хоторн на Jaguar только обогнал Austin Healey 3000 Лэнса Маклина и тут же заметил, что механики зазывают его в боксы. Чтобы не проскочить въезд в пит-лейн Майк резко ударил по тормозам, и это стало полной неожиданностью для Маклина. Уходя от столкновения Лэнс, вывернул руль влево — прямо под обгоняющий его Mercedes-Benz 300 SLR Левега…
Переднее колесо «мерседеса» француза наскочило на заднее «остина» британца и серебряную стрелу, мгновенно превратившуюся в серебряную ракету, вышвырнуло прямиком в трибуны.
Ford против Ferrari
10–11 июня 1967 года - Стартовало : 54 экипажа - Финишировало : 16 экипажей - Победитель : Дэн Гёрни/Эй-Джей Фойт (USA) Ford GT40 Mk.IV
История которая кажется легендой — уж настолько всё картинно происходило! В противостоянии Форда и Феррари, многие видели соперничество Америки и Европы и даже поединок денег против таланта. Хотя с последним мы не можем согласиться в полной мере. Талантливые и увлеченные люди были и в стане «Голубого овала», а «Феррари» отнюдь не жила впроголодь.
Это было эпично. И отлуп, который Генри Форд Второй получил от Энцо. И полное экспрессии и страсти заявление Генри, решившего поставить итальянского «наглеца» на место. И великолепный Ford GT40, который стоил компании кучу денег, но со своей задачей справился, обыграв Ferrari в Ле-Мане. Правда, не сразу — предварительно пару раз проиграв.
Есть что почитать: главная книга года для автомобильных фанатов уже в продаже
Пересказывать сюжет не имеет смысла. Можно просто пересмотреть Ford против Ferrari. Сама картина довольно точно передает нерв знаменитого противостояния. Если чего не хватает ленте для звания абсолютного шедевра — более удачно снятых гоночных сцен.
Забавно, но полвека назад о другом фильме, посвященном Ле-Ману, говорили всё в точности до наоборот…
Ле-Ман в Ле-Мане
13–14 июня 1970 года - Стартовало: 51 экипаж - Финишировало: 16 экипажей - Победитель: Ханс Херманн/Ричард Этвуд (D/GB) Porsche 917K
Взлет Стива МакКуина в Голливуде был стремительно-вертикальным. В начале шестидесятых об этом парне никто толком не слышал, на рубеже семидесятых он самый высокооплачиваемый актер мира, лично решавший где, с кем и что снимать.
Один в магазине игрушек. Стив МакКуин и его любовь к автомобилям
Почему Mustang легендарного киногероя стоит 3 миллиона долларов
Классический Ferrari Стива Маккуина появился в продаже
Автоспортом МакКуин болел на всю катушку. Неудивительно, что именно он продвинул идею снять кино про самые крутые гонки в мире — про 24 часа Ле-Мана, естественно.
Картина получилась неоднозначной. Очень приблизительный сценарий, ходульные диалоги, зато сами гонки сняты — любо-дорого! Потому что снимали их по-настоящему.
«Ле-Ман» вышел в прокат летом 1971-го, а годом раньше гоночные сцены снимали по ходу реального Ле-Мана. Студия Solar Productions заявила на гонку Porsche 908/2 (стартовый номер 29) с кинокамерой на переднем обтекателе. Никогда еще Ле-Ман не выглядел так правдоподобно!
Никто не идеален
18–19 июня 1983 года - Стартовало: 51 экипаж - Финишировало: 24 экипажа - Победитель: Верн Шуппан/Харли Хэйвуд/Эл Холберт (AUS/USA/USA) Porsche 956
В истории Ле-Мана много чемпионских серий, когда одна команда доминирует на протяжении нескольких лет. Сейчас мы живем в эпоху Toyota, до этого долгое время не было равных Audi. В 80-х же главной ударной силой Ле-Мана считались спортпрототипы Porsche.
Быстрые, надежные и очень красивые Porsche 956, а чуть позже и Porsche 962, оставляли соперникам мало шансов. Порой не оставляли совсем ничего.
В 1983-м случилось нечто из ряда вон. Если в квалификации казалось, что скорость прототипов Lancia LC2 с моторами Ferrari — это сила, с которой нужно считаться, то сама гонка расставила все по местам. Последний из итальянских прототипов группы С сошел еще под утро, а на финише нарисовалась идеальная картинка для рекламной публикации.
Porsche показала спорткар 963, с которым вернётся в Ле-Ман
Porsche собрал вместе легендарные прототипы 956 и 962
Porsche сделала арт-кары для марафона в Ле-Мане
Porsche не просто оккупировала пьедестал — берите выше. В топ-10 попал всего один автомобиль другой марки — Sauber C7 BMW экипажа Диего Монтойи — дяди Хуана-Пабло — финишировал девятым.
Роторное безумие
22–23 июня 1991 года - Стартовало : 38 экипажей - Финишировало : 16 экипажей - Победитель : Джонни Херберт/Бернар Гашо/Фолькер Вайлдер (GB/B/D) Mazda 767B
Сегодня и не поймешь, почему автомобильные фирмы на протяжении более чем 40 лет, начиная с шестидесятых и заканчивая нулевыми, тратили несметные деньги на то, чтобы довести до ума конструкцию двигателя Ванкеля. Видимо плюсы роторно-поршневого ДВС казались очень привлекательными, а минусы вполне преодолимыми. В бессмысленном и болезненном поедании кактуса замечены такие уважаемые фирмы как General Motors, Citroen, AMC и даже Delorean.
Но никто не вложился в разработку РПД больше японской Mazda. Единственной наградой за все страдания и расходы оказалась неожиданная победа в Ле-Мане.
В 1991 году Mazda 767B стала первым японским автомобилем, выигравшем лемановский марафон. Также как и первым автомобилем-победителем без традиционного поршневого мотора.
Хотя, если честно, заслуга РПД в успехе экипажа Херберт/Гашо/Вайдлер минимальна. Благодаря роторному, то есть безнаддувному мотору, Mazda имела преимущество по массе, означавшее меньшее количество остановок для дозаправки. Ну и не забудем сход сразу пяти лидирующих машин — двух Peugeot и трех Mercedes-Benz — расчистивший 767-й путь к виктории.
Но победа есть победа. Без малого 30 лет после этого болельщики разворачивали перед боксами других японских команд плакаты — Mazda единственный японский автомобиль, выигравший Ле-Ман.
Тройная корона
17–18 июня 1995 года - Стартовало: 48 экипажей - Финишировало: 23 экипажа - Победитель: Янник Дальма/Джей-Джей Лехто/Масанори Секия (F/FIN/J) McLaren F1 GTR LM
Совсем недавно мы рассказывали о том, что такое тройная корона автоспорта. Единственный в истории пилот, который выигрывал Ле-Ман, Инди-500 и Гран-при Монако F1, это Грэм Хилл. По крайней мере, пока. А скольким гоночным командам покорилось это достижение?
Одной-единственной. В 1995 году тройную корону для автопроизводителей примерил McLaren. До этого у английской конюшни были триумфы в «Индианаполисе» (М16В, 1972) и Монако (MP4/2, 1984). Победу в Ле-Мане англичанам принес первый дорожный автомобиль бренда — McLaren F1.
Успех пришел к детищу Гордона Марри в первой же гонке. Более того на финише четыре «макларена» оказались в пятерке лучших! Самым быстрым же стал экипаж Дальма/Лехто/Секия на машине со стартовыми номерами 51 и рекламными наклейками Ueno Clinic на кузове.
Погуглите чем знаменито это японское медучреждение. Это, во всяком случае, забавно и слегка символично.
Знай наших!
17–18 июня 2018 года - Стартовало: 60 - Финишировало: 41 - Победитель: Себастьян Буэми/Фернандо Алонсо/Кадзуки Накаджима (CH/E/J) Toyota TS050 Hybrid
Русский след в Ле-Мане не то чтобы очень велик. Можно вспомнить сильные выступления графа Игоря Трубецкого — русского эмигранта после революции уехавшего в Европу — в 30-х годах. На счету графа было даже второе место в общем зачете!
Не забудем и про почти состоявшийся лемановский дебют автомобиля MiG. К авиационной фирме Микояна и Гуревича он не имел отношения, а название означало «Мирианашвили и Грузия». Правда, MIG-автомобиль был настолько медленным, что даже не прошел квалификацию.
Самой же близкой к нам по времени русской страничкой Ле-Мана стала гонка 2018 года. Помните сенсационную победу команды G-Drive в категории LMP2? Тогда наш Роман Русинов на прототипе Oreca 07 порвал соперников на трассе и открыл чемпионское шампанское на пьедестале. Увы, только для того, чтобы узнать о дисквалификации из-за непройденной техкомиссии.
Верим — на нашей улице еще будет праздник. Мы дождемся! /m
Что такое Тройная корона автоспорта?
Десять ответов на нестыдные вопросы про Нюрбургринг
Прощаемся с легендой мирового автоспорта Стирлингом Моссом