«Он жив!» Катастрофа и триумф Роберта Кубицы в Монреале

Взлёты и падения в Формуле 1, как и в любом другом виде спорта, всегда идут бок о бок. Но наш сегодняшний рассказ уникален тем, что два противоположных события произошли с разницей 12 месяцев на одной трассе с одним и тем же гонщиком – потрясающее совпадение. О тех двух абсолютно разных сценариях вспоминает экс-глава пресс-службы McLaren Мэтт Бишоп.

«Он жив!» Катастрофа и триумф Роберта Кубицы в Монреале
© autosport.com.ru

Итак, давайте начнём с хорошего. Я отлично помню, в каком нервозном состоянии приехал на Гран При Канады в 2008 году. Я лишь несколько месяцев возглавлял пресс-службу McLaren. Наш гонщик Льюис Хэмилтон хоть и выиграл две из шести состоявшихся гонок, лидировал в чемпионате с отрывом 3 очка от Кими Райкконена и 2 – от второго пилота Ferrari Фелипе Массы. Он завоевал поул в тот уик-энд, но вместе с ним на первой линии оказались отнюдь не пилоты Скудерии, а гонщик BMW-Sauber Роберта Кубица.

Диспозиция между двумя соседями по первой линии стартового поля не изменилась после старта. Они шли на двух первых местах до 20-го круга, пока Льюис не отправился на пит-стоп, где при выезде столкнулся с Райкконеном и сошёл с дистанции. Роберт вышел в лидеры и умчался к победе – первой как для BMW-Sauber, так и для себя. Кроме того, поляк ещё и возглавил чемпионат с 42 очками против 38 у Хэмилтона и Массы.

Роберт Кубица на подиуме Гран При Канады-2008Фото: F1

Что было дальше? Ни Роберт, ни BMW-Sauber больше ни разу не победили в Формуле 1. Бытует мнение, что перед началом сезона-2008 совет директоров баварского концерна поставил перед командой цель – выиграть гонку. И так как цель была достигнута, после успеха в Монреале сверху поступило жёсткое указание: немедленно перебросить все технические и финансовые ресурсы на разработку машины 2009 года. Следующей задачей была ни много ни мало победа в чемпионате.

Сработала ли стратегия BMW? Нет от слова «совсем». По итогам чемпионата 2008 года Кубица стал четвёртым, и дальше – хуже. Новая машина получилась просто никакой, и поляк занял лишь 14-е место в личном зачёте следующего сезона. А в конце года немецкая компания обратно продала команду Петеру Зауберу и с концами ушла из Больших Призов.

Знаете, есть такая избитая фраза: гоночной командой должны управлять гонщики по натуре, а не белые воротнички. Банально, но так оно и есть. Ведь если бы правление в Мюнхене не вмешалось после Гран При Канады, то с огромной долей вероятности Кубица вышел бы на старт финальной гонки сезона-2008 в Интерлагосе в качестве третьего претендента на титул наряду с Хэмилтоном и Массой.

Пилоты и руководство BWM-Sauber на презентации зимой 2009 годаФото: BMW

А теперь о плохом. Отмотаем плёнку на год назад и вернёмся в июнь 2007-го, когда Кубица угодил в катастрофу – славу богу, до трагедии не дошло. Он стартовал восьмым, достаточно далековато от своего напарника по команде Ника Хайдфельда, который был третьим на решётке. По ходу первого отрезка Роберт отыграл пару позиций и в целом выглядел неплохо до нейтрализации гонки на 22-м круге, когда в четвёртом повороте разбил машину Адриан Сутиль. Ну а спустя четыре круга дали рестарт…

На первом круге после возобновления заезда Кубица при попытке обгона задел гонщика Toyota Ярно Трулли, вылетел на траву, ударился о кочку и на сумасшедшей скорости влетел в бетонную стену. Удар был такой силы, что машину отрикошетило и бросило обратно на трассу.

Машина Роберта Кубицы после удара о бетонную стенуФото: F1

Попутно BMW Sauber F1.07 потеряла три колеса, передний обтекатель, а боковые понтоны были просто уничтожены под ноль. После того как искореженная машина наконец-то остановилась у ограждения с обратной стороны трассы, образовалась ужасающая картина: сквозь зияющую дыру в передней части кокпита свисали ноги Роберта, а его голова была неподвижна.

Тогда я ещё не работал в McLaren, но присутствовал в медиа-центре канадского автодрома в качестве журналиста. Помню, как в маленьком и переполненном прессой помещении воцарилась гробовая тишина. Мы сидели и молча смотрели на телеэкраны, никто из нас не решался озвучить вслух страшные мысли: неужели погиб?

Роберта Кубица в первые секунды после аварии на Гран При Канады-2007Фото: F1

На место аварии прибыла медицинская машина. Врачи столпились вокруг пилота, и их торопливые движения наводиди ещё больше беспокойства. И эти пять минут, которые потребовались для эвакуации поляка в карету скорой помощи, показались мне вечностью.

На ряд впереди меня в пресс-центре в тот день сидел Пино Аллиеви, ветеран журналистики из La Gazzetta dello Sport, человек, которого сам Энцо Феррари считал своим другом. Я видел, как он набрал номер на своём мобильном и после того как на другом конце провода ответили, начал что-то шептать, чтобы его никто не услышал даже в этой жуткой тишине.

«Думаю, он разговаривает с одним из инженеров BMW-Sauber», – сказал кто-то.

Мы с коллегами сидели и ждали. Алливие перестал говорить, но оставался на связи со своим собеседником. Мы подождали ещё. Внезапно он изменили посадку, распрямив спину, и спросил: «Si? [верно – c итальянского]. «Si?» – спросил он снова. Затем громче: «Si?? Si?? Si??» Затем он встал, обернулся, улыбнулся во все 32 зуба и закричал во весь голос по-английски: «ОН ЖИВ!»

*** В то время Кубица был поистине выдающимся гонщиком. И если бы не травма руки в другой тяжёлой аварии, на ралли Ронде ди Андорра в феврале 2011-го, польский пилот, вполне вероятно, гонялся бы в Формуле 1 до сих пор. Он конкурентоспособен и сейчас: в прошлое воскресенье второй раз за год финишировал вторым в LMP2 в Ле-Мане, а в начале мая победил в своём классе в шестичасовом марафоне в Спа.

К своим 38 годам победитель Гран При Канады-2008, конечно, мог добиться намного большего. Жаль, что так сложились обстоятельства. Но и жутких аварий у Роберта было немало за карьеру, поэтому давайте просто будем благодарны небесам за то, что закончились они без трагических последствий…

Источник: motorsportmagazine.com/articles/single-seaters/f1/from-f1-disaster-to-triumph-robert-kubicas-two-monumental-montreal-years

Роберт Кубица на финише Гран При Канады-2008Фото: F1