Войти в почту

Баха Арчеда: за кем и чем следить?

Стартовал Кубок России по ралли-рейдам — баха Арчеда. Первый этап прошел в Волгоградской области. Статус Кубка России ниже, чем Чемпионата, поэтому обычно лидеры нашего автоспорта на Кубке выступают редко. Однако современные реалии внесли изменения. Уже в прошлом году на российских спортсменов наложили серьезные ограничения, сделав их фактически невыездными. Для гонщиков закрыли самый значимый марафон года — Дакар. Впрочем, в каком-то смысле от этого выиграли «домашние» соревнования. Звезд ралли-рейдов теперь можно увидеть на российских трассах.

Баха Арчеда: за кем и чем следить?
© Motor.ru

В условиях санкций сложнее всего приходится лидерам. Совсем недавно они были первыми, а сейчас становятся лишь удаленными зрителями основных соревнований. Таким зрителем стала «КАМАЗ Мастер» — команда, заточенная под Дакар, очевидный лидер Дакара и не имеющая сейчас возможности выступать на Дакаре. Но ставить машины в гараж и вешать шлем на гвоздик никто не собирается. В условиях изоляции, российские соревнования становятся особенно интересными и массовыми. Как в поговорке — «за неимением гербовой пишут на простой».

© Фото: Александр Жихарев

Руководитель команды «КАМАЗ мастер» и ралли «Шёлковый путь» Владимир Чагин выступает против участия российских команд под нейтральным флагом.

— В данной ситуации для того, чтобы не потерять спортивный уровень и скоростной барьер наших гонщиков, надо ещё больше внимания уделить проведению внутренних чемпионатов — и регионов, и России. Чтобы наши спортсмены не отстали в развитии и победили соперников, когда встретятся с ними на международных соревнованиях.

© Фото: Александр Жихарев

Мы уже рассказывали об исключительно напряженном этапе Чемпионата России «Золото Кагана 2023», прошедшем в апреле. Тогда команде МАЗ СПОРТавто в лице единственного спортивного МАЗа под управлением Сергея Вязовича удалось вырвать победу у трех КАМАЗов. Сенсация? Вместо громких слов заметим: на «Золоте Кагана» камазовцы обкатывали новых штурманов. Большинство спортсменов всё же считает, что если бы были основные экипажи «КАМАЗ Мастер», то Вязовичу победить не удалось бы. Впрочем, это лишь теоретические рассуждения.

Топ Дакара в России

На этап Кубка России «Арчеда» команда КАМАЗ Мастер не приехала, хотя в прошлом году в пески Арчеды прибыло аж пять спортивных КАМАЗов и три МАЗа — гонялся топ Дакара. Зато прибыло два МАЗа. Сергей Вязович не приехал. Участвуют экипажи Алексея Вишневского и Виталия Мурылева.

© Фото: Александр Жихарев

Баха Арчеда двухдневная. Первый день — 20-километровый пролог. Затем основной день, состоящий из двух этапов общей протяженностью 220 км. Но гонка на этом не заканчивается. Часть участников заявлены в Кубке России и в Чемпионате Волгоградской области. А в областном чемпионате предусмотрен третий гоночный день, во многом повторяющий маршрут второго дня.

— Баха Арчеда для нашей команды — соревнования хорошие и полезные, — рассказывает руководитель спортивного отдела Горьковского автозавода Михаил Шкляев — Тут важен даже не статус, а место, где проходят соревнования. Пески Арчеды разнообразные. Есть чистые пески, есть заросшие пески. Как правило, здесь интересное ориентирование. Для каждого экипажа очень важен опыт песков — если ты достойно покажешь себя в песчаных ваннах, то ты в целом отлично выступишь в ралли-рейдах. Команда ГАЗ Рейд Спорт выступает тремя гоночными машинами. В категории рейд-спорт едет Газель NN - экипаж Александра Семёнова и Александра Куприянова. В категории рейд-спорт заявлено семь автомобилей, так что соперничество будет интересным! Два грузовика ГАЗ Садко Next едут в категории Т5. Экипажи: Александр Филякин и Александр Шелудько, Владимир Моисеев и Александр Лагута. Наши пилоты и штурманы получают бесценный опыт. Мы «накатываем» новые экипажи. Для нас баха Арчеда — боевая подготовка к супер-марафону «Шелковый путь» который пройдет в июле.

© Фото: Александр Жихарев

В соревнованиях принял участие 21 экипаж, причем команда МАЗ СПОРТавто едет только в открытом Чемпионате Волгоградской области. Это связано с административными формальностями. Для участия в Кубке России необходимо иметь российскую спортивную лицензию, которой у белорусской команды нет.

© Фото: Александр Жихарев

Пролог бахи гоняли недалеко от города Фролово. Интересная 20-километровая трасса с перепадом высот позволила спортсменам «почувствовать» условия и продумать следующий день.

© Фото: Александр Жихарев
© Фото: Александр Жихарев
© Фото: Александр Жихарев

— Песок влажный и тяжелый, — рассказал пилот команды ГАЗ Рейд Спорт Александр Филякин. У многих на песке было такое ощущение, что машина не тянет. Затем выезжаешь на твердый участок, и всё меняется — едет хорошо. Так что завтра ждем повышенную нагрузку. Лучший результат на прологе показал экипаж Алексея Вишневского, а в рамках Кубка России — Бориса Гадасина. Они же первыми будут стартовать на следующий, основной гоночный день.

Самая северная пустыня России

Второй день гонки — по сути, единственный полноценный гоночный день — готовит участникам два непростых скоростных участка протяженностью 100 и 90 километров. Маршрут проходит по Арчединско-Донским пескам — самой северной пустыне России, занимающей территорию около 200 тысяч гектаров. Этот песчаный массив расположен в устьях рек Дон, Медведица, Арчеда, на территории Фроловского и Серафимовичского районов Волгоградской области. Это, конечно не Гоби и не Сахара, но барханы достигают в высоту около 3–7 метров, а порой встречаются переростки в 10–11 метров.

© Фото: Александр Жихарев

Арчединско-Донские пески сложные. Сверху они сухие, а в низинах на небольшой глубине проходят грунтовые воды. Они располагаются под песочным пластом в слое водонепроницаемого грунта, который не дает воде полностью раствориться в песках. В результате во впадинах появляются заболоченные участки. Встречаются и небольшие водоемы, в том числе и соленые. Такой разнообразный ландшафт позволят проложить интересный и сложный маршрут.

Организаторы отвели много времени на два спецучастка (СУ) второго, основного дня. Так что всем стало ясно — день ожидается сложный. Частично трассы СУ повторяются, но поработать, судя по первому дню, придется всем: пилотам, штурманам, механикам. Организаторы обещают сложную навигацию, много песчаных участков и это будет полноценное и интересное испытание — и для машин, и для экипажей. За это все любят ралли-рейды! /m

Ралли «Золото Кагана»: финал!

«Золото Кагана»: гонка становится драматичнее

Ралли «Золото Кагана»: сенсации на второй день