Автогонщик Дмитрий Сотников: Мир остался без сильнейших команд
Сегодня известный российский гонщик Дмитрий Сотников вместе со своей командой «КАМАЗ-мастер» готовится к очередному ралли «Шелковый путь», которое пройдет 5 июля по маршруту Казань — Оренбург — Москва. Торжественный финиш гонки состоится 15 июля на Красной площади. Накануне заезда «Вечерка» пообщалась со спортсменом.
— Дмитрий, вы последний российский чемпион двух ралли в классе грузовиков «Дакар» в Саудовской Аравии в 2021 и 2022 годах. В 2023-м Россия в турнире не участвовала из-за политической ситуации и победила команда Iveco PowerStar из Нидерландов. Как думаете, по силам вам было стать чемпионом третий раз подряд?
— Да, наша команда готовилась и, я думаю, выглядела бы очень неплохо, но тем не менее мы гонку вынуждены были пропустить. А что касается перспектив победы: у нас в истории команды есть два человека, которые три раза подряд выигрывали «Дакар». Это Владимир Чагин и Эдуард Николаев, поэтому мне было бы к чему стремиться.
— Команда Iveco PowerStar была когда-то нам хоть мало-мальски конкурентом?
— Да, она много лет является одним из наших самых сильных конкурентов. Считаю, что это одна из самых технологичных и продвинутых команд в зачете грузовиков. Она продолжает совершенствовать свои автомобили, готовить новых пилотов. С каждым годом они все сильнее и сильнее. К примеру, в 2022 году мы заняли первые четыре места, но на следующих восьми строчках были автомобили Iveco. Это машины с серьезной подготовкой.
— Как считаете, много «Дакар» потерял без лучших команд планеты — российских?
— Я думаю, любое соревнование украшают сильнейшие спортсмены. Они показывают свое мастерство и делают состязания зрелищными. И вообще, ни один чемпионат мира не может называть себя чемпионатом мира, если там не участвуют лучшие спортсмены планеты.
— Когда нашим спортсменам вернут возможность выступать под российской символикой, с гимном, мы вновь будем участвовать в «Дакаре»?
— Да, безусловно, без гимна, без символики и без флага мы выступать не согласны. В последний раз гимн звучал на подиуме в 2022 году, но мы надеемся на возвращение в «Дакар» и, соответственно, на возвращение полноценной символики для всех россиян.
— Сейчас на соревнованиях вы вынуждены бороться с весьма неплохими соперниками из Белоруссии — командой «МАЗ-СПОРТавто». А кто еще держит россиян в тонусе?
— Да, действительно, МАЗ очень неплохо выглядит в последние годы. И могу сказать, что это одна из сильнейших команд на планете. Ну а кроме них, на чемпионате России в общем зачете выступает еще команда ГАЗ. Могу сказать, что еще сами заявленные на гонку экипажи «КАМАЗ-мастер» — а у нас пять действующих экипажей — конкурируют между собой. Все пилоты очень высокого уровня, что заставляет держать нас в тонусе.
— А как обстоит дело с китайцами? Они вроде стремительно догоняют «гоночный бомонд»?
— Китай очень быстро развивается в автомобильном спорте. Даже есть уже представители в «Формуле-1». У них свой приличный чемпионат по ралли-рейдам с хорошим составом участников. Выступали представители КНР и на «Дакаре». С учетом развития автопромышленности в этой стране в ближайшее время можно смело ждать появление новых команд и сильных спортсменов из Китая.
— Россиянин Константин Жильцов ради участия в гонках «Дакар» сменил гражданство. Это единичный случай? Как с этим обстоят дела в команде?
— Да, действительно, некоторые спортсмены были вынуждены менять гражданство — точнее, получать второе, чтобы выступать по лицензии другой стороны. И это не единичный случай. Но сейчас этот способ уже стал неактуален, потому что, например, Международная федерация автомобильного спорта требует такую же подписку (об осуждении СВО. — «Москва Вечерняя»), если у спортсмена есть двойное гражданство, одно из которых российское.
— Почему маленький Дима Сотников выбрал не футбол, не хоккей, а именно автогонки?
Я в этом спорте с самого детства, мой отец был с ним связан. Мы всегда смотрели вместе гонки «Формулы-1». Как-то потихоньку меня затянуло сперва в картинг (гонки на картах — простейших гоночных автомобилях без кузова. — «Москва Вечерняя»). И потом жизнь постепенно подводила к автоспорту. Это довольно дорогое направление, но отец меня поддерживал. Он сам всю жизнь проработал в автоспорте — был механиком в «КАМАЗ-мастер». Так что своей карьерой я во многом обязан ему.
— Какие проблемы автоспорта в стране сегодня?
Я думаю, проблемы всем известны: наши сильные спортсмены не имеют возможности выступать полноценно в международных соревнованиях. Ну и, соответственно, к нам ехать боятся или не могут приехать известные иностранные спортсмены. Например, на то же ралли «Шелковый путь». Ну и одна из проблем, как я думаю, у многих — это комплектующие для машин: либо их не хватает, либо цена растет. И в результате наш спорт становится менее доступен. Но, к счастью, мы занимаемся импортозамещением, и уже производство многих узлов и агрегатов запускаем у себя.
— Расскажите, к чему сейчас готовитесь? Когда и где за вас можно будет поболеть?
— Наша команда готовится активно к ралли «Шелковый путь», которое пройдет полностью по России. Старт будет 5 июля в Казани, а финиш — в Москве. Мы проедем через такие города, как Уфа, Оренбург, Самара, Саратов, Магнитогорск, Липецк, Волгоград. Поэтому все, у кого будет возможность, обязательно приходите на торжественный финиш на Красную площадь 15 июля. Мы будем очень рады всех видеть.
ДОСЬЕ
Дмитрий Сотников родился 29 мая 1985 года в Набережных Челнах (Татарстан). Раллирейдовый гонщик, специализируется в категории грузовиков. Двукратный победитель ралли «Дакар» (2021, 2022 гг.) и четырехкратный чемпион ралли «Шелковый путь» ( 2013, 2017, 2021, 2022 гг.). Победитель ралли «Золото Кагана» (2015 год) и Ралли Казахстана (2019 год).
Детали к портрету Дмитрия Сотникова
Личная жизнь в соцсетях. Сотников женат на девушке по имени Олеся. В декабре 2015 года у них родился сын Данил. Поклонники спортсмена могут наблюдать за жизнью Дмитрия в соцсетях. Там он разместил видео, на котором 4-летний сын в июле 2019 года впервые проехался на гоночном грузовом автомобиле. А зимой 2021-го подписчики могли видеть фотоотчет с отдыха семьи на горнолыжном курорте в Приэльбрусье.Хотел выиграть телевизор. Когда будущему спортсмену было пять лет, отец Сергей Сотников стал брать его с собой на зимние гонки. Но Диму заезды особенно не интересовали — ему больше нравилось возиться в снегу. Желание участвовать пришло, когда мальчик увидел, что в качестве приза можно выиграть телевизор. Когда Дмитрию было девять лет, отец записал его на картинг (гонки на картах — простейших гоночных автомобилях без кузова. — «Москва Вечерняя»). Вскоре гонщик стал получать призовые места в соревнованиях. В 15 лет Сотников начал выступать за юниорскую команду по кольцевым гонкам микролитражных автомобилей.Был механиком. В биографии Дмитрия титул чемпиона России впервые появился в гонках класса багги (небольшой легкий автомобиль для езды по бездорожью. — «МВ») в 2010 году. В грузовых ралли он прошел путь от механика до старшего пилота.Увлекается бегом. Гонщик — большой поклонник бега. Иногда он принимает участие в благотворительных забегах. Сотников уверен, что бег не только дает возможность держать себя в хорошей физической форме, но и отвлекает от проблем внешнего мира, позволяя обдумать текущие дела.Заливал лед перед хоккейным матчем. Дмитрий болеет за хоккейные и футбольные клубы Республики Татарстан. В начале 2021 года он даже сам сел за руль комбайна и залил хоккейный лед. Произошло это в Казани на матче Континентальной лиги «Ак Барс» — «Локомотив».