Комментатор КСГО и КС2: интервью с liTTle, Анатолием Яшиным, тренером шутера Valve
О положении дел на профессиональной сцене и важности новой игры Valve.
В середине июня в Нижнем Новгороде прошёл финальный этап Всероссийской киберспортивной студенческой лиги. Матчи по шутеру CS:GO освещал известный экс-киберспортсмен и тренер Анатолий liTTle Яшин — мы побеседовали с ним о будущем Counter-Strike как дисциплины и текущем положении дел на про-сцене.
— Добрый день! Начнём, пожалуй, с впечатлений о городе, о турнире.
— На самом деле, город ещё не успел посмотреть, но я здесь не в первый раз. В принципе, всё классно. Наверное, просто погода хорошая, поэтому всё нравится, ха-ха.
По поводу турнира — да всё отлично. Радует, что каждый год всё больше людей приходит, и всё-таки сам уровень игроков растёт. Если в том году на ВКСЛ были в основном малоизвестные игроки, то тут уже есть люди, которых я знаю лично, с которыми пересекаюсь на профессиональной сцене.
— Если говорить о студенческих лигах по Counter-Strike, есть ли примеры игроков, которые после подобных турниров дорастали до топ-уровня?
— Есть, есть такие. Уже второй год их вижу на Студлиге, некоторые уже играют в профессиональных командах. Вот, например, Артём ct0m Максимов, есть такой парень, здесь он будет играть в финале. Мы с ним знакомы давно, он растёт — мне кажется, на ВКСЛ он в последний раз, потому что скоро выпускной.
— Насколько в целом такие турниры важны для профессиональных игроков или команд?
— Я думаю, это в первую очередь для игроков. Когда ты учишься в университете, это очень важно, когда университет сам проявляет желание и даёт тебе толчок к тому, что киберспорт — это всё-таки тоже часть твоей жизни, что можно и учиться, и заниматься киберспортом. В таком случае и сами игроки, и родители понимают, что в это не просто игрушки, если потратить достаточно времени и сил.
Поэтому для игроков это огромный буст в будущую карьеру. Здесь уже ты играешь на сцене — многие игроки, даже профессионалы, не всегда за всю свою жизнь сыграют на сцене. Здесь ты набираешься опыта.
— В начале года вы перешли с позиции тренера на работу в студиях освещения — это осознанный переход к новой роли или просто так сложилось?
— Я думаю, это временное явление, скоро вернусь на пост тренера. Сложилось так больше по семейным обстоятельствам, потому что родилась дочь и пришлось чуть-чуть… Ну, тренерство — это всегда путешествие, это постоянные поездки, это требует огромного количества времени. Пришла пора уделить больше времени семье, поэтому сделал небольшой перерыв.
— Какой должна быть ваша будущая команда?
— Имеется в виду, какие игроки там должны быть?
— Не только игроки. Может быть, стиль какой-то, который вам подходит, с каким было бы интересно поработать.
— Сейчас на самом деле происходит огромное количество шаффлов. Кто-то говорит, что у NAVI уходят Perfecto и electronic (интервью прошло до официального анонса. — Прим. «Чемпионата»). Вот сейчас у forZe освободились два игрока, Jerry и zorte. И создать идеальную команду, если всё это правда, если всё это будет — это не проблема. Вопрос больше в организации: надо найти хороший клуб, который сможет обеспечить всё это.
По поводу стиля, тут сложно сказать… нет такого стиля, который подходит идеально всем. Самое крутое — когда ты как тренер умеешь использовать разные стили игры. Поэтому тут неуместно говорить о том, какой я стиль хотел бы привить команде. Я бы хотел, чтобы все стили были, ха-ха.
— Возвращаясь к последним слухам. Как можно оценить идею NAVI, если это правда, с интернациональным составом, с заменой почти всех, кроме s1mple...
— Мы не знаем точно, правда это и нет — думаю, на днях всё узнаем. Интернациональный состав считаю нерабочей схемой, уже много раз пробовали — игроки в команде должны говорить на одном языке, это самое важное. Потому что у нас люди мыслят так, в Европе мыслят по-другому, в Америке — по-третьему.
У каждого свой стиль, и если встречаются разные менталитеты, то даже с идеальным английским в игре всё равно будет рассинхрон. Поэтому думаю, что брать игроков из разных регионов в одну команду — это не лучшее решение.
— Но разве в последнее время не стали появляться примеры обратного? FaZe Clan, OG с degster, m0NESY.
— В некоторых командах появилось по одному игроку из СНГ. Это m0NESY, это headtr1ck — и эти игроки играют чисто с позиции снайпера. Это нормальное явление, когда получается «4+1», и этот «1» — такой ключевой игрок. Опять же, это всё молодые игроки, которых ещё можно воспитать.
Но если мы берём команду с тремя состоявшимися игроками и добавляем ещё двух из другого региона — особенно если один из них капитан или ещё кто-то — это не будет работать.
В свое время FalleN со своим опытом тоже пробовал играть вместе с американцами в Liquid, и ничего не получилось, а с бразильцами, которые вроде бы ниже уровнем, он играет лучше.
— В Dota 2 сейчас чем-то похожая ситуация — считается, что в нашем регионе есть крутые исполнители, но команду построить очень трудно. И многие таланты уходят в европейские коллективы.
— На самом деле у нас крутые исполнители, это правда. Но эти же исполнители — это в основном недисциплинированные игроки. Когда у тебя 1-2 таких игрока, ещё как-то можно из этого сделать хорошую команду, как-то всё это устаканить. Но когда их три или больше, уже начинается хаос — кто-то начинает внутри игры неправильно действовать, неправильно общаться.
А если такого игрока берут в дисциплинированную команду, которых достаточно в Европе, то выходит такой хаос, которым можно управлять. Поэтому получается, что талантливые игроки, которые у нас есть, очень круто вписываются в европейские команды.
— Можно ли ждать, что, к примеру, electronic или Perfecto попадут в европейскую команду?
— Это зависит от желания самих игроков. Понятно, что это крутая тенденция, но… Сейчас в Европе голод, не так много талантливых игроков, а у нас постоянно они появляются. Но если игрок молодой — супер, классно, а вот если взять уже состоявшегося, то практика говорит, что это не всегда работает.
— Что касается наших команд. В последнее время они все не очень хорошо играют — и Virtus.pro, и Spirit, и Cloud9, и forZe. Это какая-то общая проблема или просто так совпало?
— Думаю, здесь вопрос в том, что команды не перешли на новую мету. Опять же, у нас не появилось новых игроков, только одна новая команда — 1win, и она тоже не суперкруто играет.
— Aurora ещё, например.
— На Aurora была надежда, они начали играть, сделали винстрик крутой. Но… У нас единственный хороший тренер, я считаю, это hooch. И у него в 1win неправильный подбор игроков был, я считаю — они взяли двух капитанов, ну и так далее.
У той же Aurora тренер ушёл, они сейчас нового взяли. Вообще, получается так, что пул тренеров — старые игроки. И, кажется, мы сами в этом виноваты. Мы, тренеры, сами не самосовершенствуемся, из-за этого страдают наши команды…
— Теперь про CS2, удалось ли попробовать новую версию Counter-Strike?
— Инвайт получил, попробовал, поиграл. Ну я скажу, что всё примерно то же самое. Да, есть какие-то нюансы, бонусы в виде прострелов в смок, но это всё стандартно.
Пока игра не доработана, очень много багов даже встречается. Будем считать, что это бета, но пока над игрой ещё много работать надо. Жду, когда CS2 выйдет уже официально, когда все команды пересядут на эту игру, потому что это уже что-то новое — как раз то, чего все ждут.
— Если глобальных изменений немного, правильно ли из этого сделать вывод, что на про-сцене особенно ничего не поменяется?
— Я думаю, да. Но будет такой в начале хайп среди ветеранов, очень много вернётся про-игроков, которым уже за 30. Все будут думать, мол, у нас есть огромный опыт, мыслим мы намного лучше, а стрелять научимся.
Поэтому в один момент, я думаю, какая-нибудь команда из старых игроков может даже выстрелить. Но в основном ничего не поменяется: все те команды, которые сейчас в топе находятся, там и останутся.
— Может быть, как-то повлияет подбор карт?
— Пока мы вообще не знаем, каким будет мап-пул. Вот недавно CPL Strike появился, старая карта, ещё в CS 1.6 появилась. Все остальные карты пока остаются — Dust и так далее. Но вообще, хотелось бы, чтобы мап-пул расширили до девяти карт, это была бы просто пушка. Топовым командам было бы труднее обыграть более слабые коллективы, это добавило бы интереса.
— Вы застали переход с CS 1.6 на CS:GO в роли игрока. Если сравнивать те времена и сейчас, можно ли какие-то параллели провести?
— Тогда это были абсолютно две разные игры. Была разная механика, к тому же CS:GO на тот момент требовал огромного количествв ресурсов, то есть тебе для игры нужен был более мощный компьютер.
Из-за этого многие не хотели переходить — у кого-то было слабое железо, кто-то не хотел новую механику изучать. Опять же, карты были плюс-минус такие же, но видоизменённые, это тоже влияло. Если CS:GO была совсем новой игрой, в CS2 в целом всё то же самое, тебе не нужен очень мощный ПК.
Кроме того, тогда киберспорт не был так сильно развит, не было каких-то огромных зарплат у игроков, не было такого огромного количества турниров. Игроки, которые переходили в CS:GO, делали это, можно сказать, наугад. Они не знали, что будет с киберспортом, какие будут турниры и так далее. Это не было основной работой.
Сейчас игроки, которые переходят, прекрасно понимают, что у них есть контракт и хорошая зарплата, поэтому бóльшая часть игроков перейдёт, 100%. Тогда же многие отвалились — все плевались, вплоть до того, что Zeus кричал, что в жизни не будет в это играть и так далее.
— Как, на ваш взгляд, должна выглядеть подготовка команд к такому переходу? Сейчас, например, одни говорят, что нужно уже привыкать, играть даже в бету. Другие — что пока можно играть типа спокойно турниры по CS:GO и не думать об этом.
— Да, сейчас два лагеря таких появилось. Вопрос в том, что никто не знает реальной даты выхода Counter-Strike 2. Все говорят наугад — октябрь, сентябрь… но точно не знает никто, мне кажется, даже сами разработчики из Valve.
Сейчас у всех небольшой отпуск, а потом будет IEM Cologne 2023, ESL Pro League S18 в сентябре… Тир-1 команды, у которых есть инвайты на эти турниры, ещё будут играть в CS:GO — понятно, что они хотят хорошо выступить.
А тир-2 и тир-3 – коллективы, которые в этих турнирах не участвуют – им, конечно же, лучше перейти сразу же на CS2 и уже начинать тренироваться, потому что тогда они будут на шаг впереди тех команд, которые играют в Global Offensive.
— Насколько важен этот отрыв, с учётом того, что новая игра не слишком отличается от CS:GO?
— Это даст большой буст на старте для команд, которые уже сейчас вместо отпуска сидят и занимаются тем, что играют в CS2, придумывают раунды и так далее. Хотя есть минус: ты не можешь тренироваться с сильными командами, потому что они в CS2 не играют. Не с кем тренироваться.
Но ты всё равно можешь тренироваться индивидуально, прорабатывать какие-то фишки. В первые 2–3 месяца после официального релиза Counter-Strike 2, я думаю, такие команды будут посильнее, чем тир-1, которые не тренировались. Но потом всё устаканится и вернётся на свои места.
— Недавно в разговоре со Smile услышал мнение, что командам сейчас нет смысла делать замены, потому что условно проверить свои силы в новом составе в CS2 пока нельзя. Действительно ли многие команды попытаются перейти так, а уже после решать проблемы с ростером?
— Ну, это правильно. Ты же не знаешь, кто как будет играть в CS2. Да, практически ничего не поменяется — не будет такого, что игрок, который в CS:GO был топовым, сразу же станет плохим игроком в CS2. Я думаю, всё останется на своих местах.
Но все игроки, которые начинают сейчас играть, они могут себе задать планку, чтобы их взяли в команду. Сейчас игроков ищут на лигах FPL или по рейтингу Эло на FACEIT. Мы не знаем, как будет — кто-то говорит, что после релиза CS2 всем уберут Эло до нуля, кто-то говорит, что просто рейтинг в два раза срежут. Значит, появится много прям новых игроков, которые будут больше всех играть и которые будут выделяться.
— Ну и в конце тогда — что будет значить релиз CS2 для простых игроков, непрофессионалов.
— Просто новая крутая игра, более прорисованная, более с крутыми скинами. Скины ведь тоже очень сильно влияют на игровую индустрию, и на киберспорт тоже. Сейчас вот появилась возможность самому рисовать скины в Мастерской, это тоже даст небольшой буст — насколько я знаю, в Доте это можно это было делать давно, а в Counter-Strike сделали только недавно.
Так что для обывателя это просто будет улучшенная версия CS:GO, более красочная, более яркая, более красивая. Для профессионалов – будет такой небольшой переход, но не суперсложный.
— Хорошо, большое спасибо! Может быть, какие-то приветы, пожелания?
— Привет бабушке передам, которая за меня болеет постоянно и переживает. А остальным — всем добра!