«Машины бились со всех сторон». 50 лет одному из самых массовых завалов в Формуле 1
Первый и пока единственный чемпион Формулы 1 из Южной Африки Джоди Шектер стремительно дебютировал в начале 70-х. Он мог выиграть уже в своем третьем старте, на Гран При Франции-1973 в Поль-Рикаре, если бы не столкнулся с Эмерсоном Фиттипальди за 11 кругов до финиша. Четвертый старт сложился ещё хуже и вообще едва не оборвал карьеру будущего десятикратного победителя Гран При.
23-летний новичок был шестым на решетке и по ходу первого круга поднялся на четвертое место, обогнав в последнем повороте своего напарника по McLaren, чемпиона мира 1967 года Денни Хьюма. Ну а ещё через пару секунд оранжевая M23 под номером 30 ушла в занос, влетела в стену между трассой и пит-лейном и отскочила обратно – в самую гущу пелотона. И если шедшие сразу позади Хьюм, Франсуа Север, Джеймс Хант, Питер Ревсон и Клей Регаццони избежали столкновения с машиной, оказавшейся поперек трека, то восьми другим пилотам повезло куда меньше. В считанные мгновения стартовая прямая превратилась в арену массового завала из девяти автомобилей!
«На первом круге я атаковал во всех поворотах и Woodcote проехал, как обычно, а перед этим ещё и обогнал Денни. Затем машину занесло и бросило в стену. Мне казалось, что без задействия педали тормоза меня по инерции развернет в направлении движения, и я продолжу гонку. Но, к сожалению, меня вынесло обратно на трассу…
Машины бились со всех сторон, и я просто опустил голову. В какой-то миг всё стихло, я осмотрелся по сторонам, но понял, что ничего ещё не закончилось – столкновения продолжались. Мне очень, очень повезло».
Горячему южноафриканскому новичку и его команде доставалось и раньше, а после происшествия на Гран При Великобритании и подавно. Особо негодовал экс-пилот Формулы 1 и на тот момент владелец команды Джон Сертис: ещё бы, сразу три его автомобиля попали в завал.
«Когда после красных флагов я вернулся в боксы и спросил «Где моя запасная машина?», менеджер McLaren Фил Керр сказал: «Иди в моторхоум! Спрячься, пожалуйста».
Сравниваем стили пилотирования в Ф1
Так что, наверное, команда поступила правильно, отправив своего нерадивого гонщика на лето в американские Формулу 5000 и Can-Am – подальше от Больших Призов.
«Я даже обрадовался, но ненадолго. Первое, о чем меня спросили на пресс-конференции в США: что произошло в Сильверстоуне?»
Вопреки широко распространенному мнению, Шектер утверждает, что Сёртис никогда не злился за него за три списанные машины и фактически начало конца своего коллектива. По крайней мере со слов самого виновника инцидента, два чемпиона Ferrari всегда ладили между собой. Однако доподлинно известно, что один участник заварушки на первом круге Гран При Великобритании-1973 так и не простил Джоди.
«Андреа де Адамич – единственный гонщик, который получил травму в той аварии, но я об этом даже не знал. Спустя годы мы встретились на праздновании 60-летия Ferrari, и он отказался со мной разговаривать», – вспоминает южноафриканец.
Массовый завал в Сильверстоуне-1973Фото: F1
Репутация Шектера, конечно, оставляла желать лучшего после события 14 июля 1973 года, но самого гонщика мнения коллег и формульной общественности мало волновали:
«Скажу честно, я не особо переживал на этот счёт. Я был быстр и обогнал Хьюма, а это самое было главным. Авария могло случиться с кем угодно. Переживать стоило, если бы я был медленным и неконкурентоспособным».
10 громких провалов действующих чемпионов Формулы 1 на старте сезона
Спустя шесть лет Шектер, уже будучи ветераном Ф1, стал чемпионом мира и 21 год остался последним пилотом Скудерии с титулом, пока, наконец, в 2000-м Михаэль Шумахер не принес красным следующую победу.
Жизнь остальных участников массовой аварии в Сильверстоуне-1973 сложилась по-разному. Андреа де Адамич, Джордж Фоллмер, Йохен Масс, как и Шектер, живут и здравствуют. Пятерых с нами уже нет: Роджер Уильямсон погиб в следующей же гонке после Сильверстоуна – в пожаре в Зандворте, Грэм Хилл и Карлос Пасе разбились в авиакатастрофах с разницей в четыре года, Майк Хейлвуд попал в смертельное ДТП в 1981-м, а Жан-Пьер Бельтуаз скончался в 2015-м по естественным причинам в возрасте 77 лет. Такая вот разная судьба девяти гонщиков, которых объединил массовый завал в июле 1973 года…
Трагедия, заставившая уйти из гонок первого победителя Ferrari в Ф1
Все участники завала в Сильверстоуне-1973 на прямой HangarФото: motorsportmagazine.com
1 – Джоди Шектер; 2 – Андреа де Адамич; 3 – Жан-Пьер Бельтуаз; 4 – Джордж Фоллмер; 5 – Грэм Хилл; 6 – Майк Хейлвуд; 7 – Йохен Масс; 8 – Карлос Пасе; 9 – Роджер Уильямсон.