Сложная дорога «Шелкового пути»
Ралли-марафон Шелковый путь — одно из самых сложных автомобильных соревнований планеты, получившее прозвище «Евразийский Дакар». Марафон проводится с 2009 года, маршрут меняется каждый год, и каждое соревнование не похоже на остальные. Вспомним гонки прошлых лет, чтобы понять, чем интересна эта спортивная дисциплина и почему стоит следить за российскими ралли-рейдами.
Впервые ралли-марафон Шелковый путь стартовал в 2009 году по маршруту Казань-Ашхабад. Считается, что авторами и организаторами стали президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов и руководитель команды КАМАЗ Мастер Семен Якубов. Отсюда и точки старта и финиша первого Шелкового пути — столицы Татарстана и Туркмении. Ралли поддержали президенты России и Казахстана. Протяженность маршрута впечатляла: 4356 км, из которых 3208 км — спецучастки. Треть трассы приходилась на тяжелые пески, в первую очередь пустыню Каракумы. В классе легковых внедорожников победил знаменитый испанец Карлос Сайнс (Volkswagen Motorsport, Volkswagen Race Touareg), а в грузовом зачете - Фирдаус Кабиров (КАМАЗ Мастер, КамАЗ 4326). Первые три года, с 2009-го по 2011-й, ралли Шелковый путь существовало под патронажем Amaury Sport Organisation (организует спортивные соревнования, включая марафоны, Тур де Франс и Дакар) и входило в серию Dakar.
В 2010–2013 годах маршрут проходил только по территории нашей страны:
- 2010: Санкт-Петербург — Сочи. В категории легковых машин вновь победил Карлос Сайнс, а среди грузовиков первым был экипаж Эдуарда Николаева на КамАЗе.
- 2011: Москва — Сочи. Ближе к финалу начались проливные дожди, уровень реки Шаха катастрофически поднялся, и финальный этап решили не проводить, заменив его лиазоном. Победители: экипажи поляка Кшиштофа Холовчика, (Orlen X-Raid Team, BMW X3), в зачете грузовиков — чеха Алеша Лопрайса (InstaForex Loprais Team, Tatra T815-2).
- 2012: Москва — Майкоп. Планировали финишировать в Геленджике, но погода внесла коррективы: ливни размыли дороги, и марафон финишировал в Майкопе. Победили экипажи Бориса Гадасина (G-Force) и Айрата Мардеева (КамАЗ Мастер).
- 2013: Москва — Астрахань. Победили экипажи Жан-Луи Шлессера и Дмитрия Сотникова.
Затем последовал двухлетний перерыв. Основная причина — финансовая. Что вполне объяснимо: в 2014-м проходила зимняя олимпиада в Сочи.
Шестой Шелковый путь состоялся лишь в 2016 году. Это было событие. Старт в Москве, финиш в Пекине. Общая протяженность 10 735 км, из которых 4105 км — боевые. Горы Казахстана и пески пустыни Гоби. Победили экипажи француза Сириля Депре (Peugeot) и Айрата Мардеева (КАМАЗ Мастер). Шелковый путь вновь стал международным!
В 2017-м Шелковый путь вновь направился из Москвы в Китай. Финиш в Сиане. В пути опять лупили дожди, но участникам удалось преодолеть все этапы. В городе Урумчи к марафону присоединились участники национального китайского чемпионата Grand China Rally. Победители экипажи Сириля Депре (Peugeot) и Дмитрия Сотникова (КАМАЗ). Тогда журналисты «Мотора» впервые посмотрели на китайскую часть гонки своими глазами.
2018-й год стал достаточно сложным для ралли-марафона. Число участников снизилось почти в два раза. Начались организационные проблемы. Изначально планировали старт в Сиане и пять этапов в Китае. Затем хотели перебросить машины тяжелыми транспортными самолетами в Россию, провести несколько этапов и финишировать в Москве. За месяц до старта неожиданно выяснилось, что аэропорт в Урумчи не в состоянии обеспечить вылеты АН-124 «Руслан». Марафон стали перекраивать. В результате приняли достаточно странное и спорное решение. Шелковый путь разбили на две части: первая половина прошла в июле в России по маршруту Астрахань-Москва, а вторая в сентябре в Китае. В Росси пробежали семь этапов. Осенью в Китай прибыло лишь несколько машин КАМАЗ Мастер. До сих пор непонятно — что это было?
В 2019-м марафон вновь стал набирать обороты. Организаторы проложили маршрут через Россию, Монголию и Китай. Пожалуй, это был один из самых лучших и хорошо организованных марафонов. Стартовали в Иркутске. Через Байкал и Бурятию проехали в Монголию. Затем пустыня Гоби и финиш в городе Дуньхуан. Впервые на старт Шелкового пути вышли участники на мотоциклах и квадроциклах. В легковом зачете победил экипаж Нассера Аль-Аттия (редкий случай — выиграл все (!) этапы), в грузовом — Антона Шабалова (КАМАЗ Мастер).
2020-м Шелковый путь отменили из-за ковида. Но по непонятной причине марафон 2020-го все равно значится как десятый Шелковый путь. Хотя он и не проходил. По причине такой чудной арифметики Шелковый путь 2023 года считается тринадцатым, хотя по факту он 12-й.
В 2021 году Шелковый путь состоялся, но он оказался очень странным. Планировали красиво: Россия – Монголия – Китай, как в 2019-м. Причем в 2021 году Шелковый путь стал этапом чемпионата мира, повысился как статус самого ралли, так и уровень участников. Старт в Омске, все настроены на борьбу. Но в Горно-Алтайске организаторы проводят пресс-конференцию и заявляют, что в Монголии вспышка бубонной чумы и марафон российские границы пересекать не будет. Существенно урезан маршрут, а потому и баллы победителей также урезают. В этот вечер бивуак ралли услышал грязные ругательства на многих языках. Отказалось от дальнейшего участия около десяти экипажей, в том числе победитель 2019-го года Нассер Аль-Аттия. В общем, в 2021 году марафон вышел корявым, карму себе Шелковый путь подпортил изрядно. В легковом зачете победил экипаж Герлена Чишерита (Guerlain Chicherit), в грузовом — Антона Сотникова (КАМАЗ Мастер).
На Улан-Батор! Ралли-марафон Шелковый путь стартовал
«Шелковый путь» меняет курс — но продолжается
«Шёлковый путь»: неудавшийся Дакар по-сибирски
Организаторы всеми силами пытались поправить пошатнувшийся авторитет, но свои коррективы внесла политика. Марафон 2022 года проходил уже в иной геополитической ситуации — только на территории России. Иностранцы были, но это уже совсем не первые раллисты планеты. Организаторы постарались увеличить число участников, введя категорию Гранд тур. В ней едут туристы, наблюдая за ралли и отгадывая дорожный квест. Участниками марафона Шелковый путь их назвать можно было с очень большой натяжкой, но все-таки назвали. Старт в Астрахани, финиш в Москве.
В легковом зачете победил экипаж Дениса Кротова. Серебро и бронзу заняла команда ГАЗ Рейд Спорт — экипажи Александра Русанова и Евгения Суховенко на спортивных Газелях NN. В грузовом зачете победил экипаж Дмитрия Сотникова (КАМАЗ Мастер).
2023 год сложный — для всего российского спорта и автомобильного в частности. Нас не пускают практически на международные соревнования, ставя неприемлемые условия. На Дакар в этом году наши спортсмены ехать не решились — прямого запрета вроде как нет, но барьеры для участия на практике представляются непреодолимыми и умножают риски. Также возникают большие сложности с логистикой транспорта.
Марафон Шелковый путь для российских команд сейчас стал самым значимым соревнованием сезона. И к этому соревнованию команды приходят в мыле, засучив рукава. Проблем хватает. В автоспорте сейчас наблюдаются сложности с приобретением запасных частей к автомобилям.
— У нас более 80% элементов спортивного болида — серийные детали, — рассказал спортивный директор команды ГАЗ Рейд Спорт Вячеслав Субботин. И даже у нас по некоторым позициям возникают вопросы. У наших некоторых коллег — заводских команд — спортивные болиды вообще не имеют ничего общего с серийной продукцией. Понятное дело, есть старые запасы, но они заканчиваются, и уже в ближайшее время данные вопросы нужно решать. В общем, для Шелкового пути 2023 года оснащенность запчастями стала особенно значимой. Всем необходимо тщательно рассчитывать свои силы на такой большой марафон. Цена поломки и раньше была высока, а сейчас стала особенно значимой! /m
Приключения журналиста в летающем Камазе
Пайкс-Пик: в Америке прошла самая высокогорная гонка в мире