Войти в почту

Возродиться, словно феникс : как уникальный центр помогает протестировать и внедрить инновационные технологии

В Москве открылся первый и пока единственный в России центр ассистивных технологий «Феникс». В нем люди с ограниченными возможностями могут не только потренироваться в использовании своих бионических протезов под руководством опытных инструкторов, но и принять участие в специальных соревнованиях на призы мэра Москвы. Корреспондент «Вечерней Москвы» побывал в новом пространстве и посмотрел на его работу.

Возродиться, словно феникс : как уникальный центр помогает протестировать и внедрить инновационные технологии
© Вечерняя Москва

На стартап приглашаются...

Центр ассистивных технологий «Феникс», который открылся в 37-м павильоне ВДНХ, встречает посетителей собственной выставкой достижений. Только не народного хозяйства: тут представлены передовые разработки технических средств, которые помогают адаптироваться людям с ограниченными возможностями.

И не только приспособиться к новым реалиям своей жизни, но и принять участие в соревнованиях в дисциплине «Кибатлон». Один из самых интересных экспонатов тут — кресло, способное поднимать и опускать своего хозяина по ступенькам. Только вместо колес там гусеничный ход.

По словам сотрудника центра «Феникс» Александра Шайкина, в этом кресле-коляске для доступной среды человек может перемещаться не только по лестнице, если лифт сломается.

— Оно также способно преодолевать пески, ухабы, бордюры, — говорит Шайкин. — Запаса хода при полной зарядке хватает на 50 километров. Так что на нем можно ездить, например, на работу в течение всей рабочей недели. А добравшись до своего рабочего места, человек может сменить «гусеничный» ход на колесный.

И таким образом удобно перемещаться по офису и другим помещениям.

— Кроме того, немаловажный факт, что наша коляска выполнена из отечественных деталей. По всему миру подобную продукцию производят всего три-четыре компании. Но наши образцы дешевле немецких и японских аналогов в три-четыре раза, — добавляет Александр Шайкин.

Рядом разложены другие всевозможные технические устройства, которые помогают людям с тем или иным нарушением зрения распознавать окружающие их предметы.

— Например, вот небольшая прямоугольная коробочка, которую человек может взять в руки и направить в нужную сторону. Кроме определения фонарных столбов, деревьев, движущихся машин устройство может запомнить до 50 лиц, — продолжает Александр. — И когда слабовидящий подходит к другому человеку, то прибор его «узнает». Для слабослышащих есть и другое устройство, которое сейчас очень активно распространяется в кассах РЖД, метро.

Оно способно перевести речь в обычный текст. И после вывести его на экран.

Но самым, наверное, любопытным можно считать небольшой ободок, надеваемый сзади на голову человека. С помощью установленных на нем датчиков он передает информацию одному из микрочипов, который вживляется в черепную коробку. И ничего не видящий человек сможет видеть! Всего же, по словам руководителя столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития Алексея Фурсина, сегодня в Москве работают уже более 150 стартапов, которые в общей сложности производят свыше 400 инновационных решений для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.

— Все они могут стать резидентами центра и объединить усилия по развитию рынка и повышению качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, а также стать более узнаваемыми, — говорит Фурсин. — Кроме того, новое пространство площадью свыше 4,5 тысячи квадратных метров будет оборудовано всем необходимым для проведения мероприятий для бизнеса и города, отраслевых выставок и фестивалей.

Игра начинается с центра

Представитель Агентства инновации Москвы, руководитель центра ассистивных технологий «Феникс» Татьяна Ларионова считает, что центр и был создан в первую очередь для того, чтобы производители могли прийти и проте- стировать свои новейшие разработки, призванные помочь оказавшимся в непростом положении людям.

— Во-первых, посмотреть на практике, как работает та или иная их идея, — говорит она. — А во-вторых — получить обратную связь от тех людей, которые постоянно пользуются такими гаджетами. И те сразу могут сказать, что для них удобно, а что — нет. И, может быть, дать какие-то советы, что надо доработать, — рассказывает Татьяна Ларионова.

Более того, по ее словам, эта площадка служит для информирования.

— Сейчас многие люди не знают, какими бывают средства реабилитации, и сидят дома, потому что не знакомы с технологиями, которые позволяют им встать на экзоскелете и начать двигаться. Более того, не только инвалиды об этом не знают, но и профессиональные пользователи — врачи-реабилитологи, представители социальных служб, чиновники... — отмечает Ларионова. — Все те, кто профессионально должен ориентироваться в этом продукте. И тут выигрывают все: и население, и разработчики, и государство, которое должно заботиться о своих гражданах. Наша миссия — соединить на площадке все три целевые аудитории. Плюс у нас есть трасса для занятий кибатлетикой, которая позволяет людям с протезированием попробовать свои силы, научиться передвигаться, ходить, манипулировать своими новыми устройствами. Тем более что тут есть инструкторы.

Эта трасса, кстати, была подготовлена специально для первого открытого чемпионата Москвы по кибатлетике на премию мэра. И пилоты, победившие в этих соревнованиях, получили премии. Золотые призеры стали богаче на один миллион рублей. Серебряные и бронзовые призеры получили по 500 и 250 тысяч рублей соответственно.

Но и после окончания соревнования «полоса препятствий» не пустует.

На трассу приглашаются...

Преграды для подобных трасс были разработаны в Швейцарии целым коллективом профессоров и академиков. Полоса, которую преодолевают пилоты (а именно так принято называть кибатлетов), состоит из целого ряда препятствий, для которых были научным путем выбраны определенные размеры.

Так, для кибатлетов, выступающих на протезах ног или пользующихся экзоскелетами, специально рассчитана высота и размер деревянных ящиков, в которые им предстоит поочередно наступать. Равно как и высота ступенек, расстояние между стойками, расположение дверных ручек... Но некоторые элементы были придуманы российскими организаторами.

Например, одним из препятствий для людей, передвигающихся на колясках, стал... футбол.

Кибатлету предстоит объехать три фанерные фигуры игроков и вогнать мяч в ворота. Несмотря на то что трасса в первую очередь предназначена для соревнований, ею можно и нужно пользоваться обычным людям. В первую очередь для того, чтобы они могли отрабатывать какие-то бытовые навыки, полезные в самой обычной, повседневной жизни.

Одно из заданий: подъезжать к столикам в кафе так, чтобы не задеть других посетителей заведения или официантов. Или — ловко «припарковать» свою коляску в лифте, или въехать на пандус.

Слабовидящие же люди учатся на ощупь определять те или иные предметы.

А для парализованных предусмотрены разные приставки, благодаря которым они могут, без преувеличения, силой мысли управлять дисплеем и передавать разные команды. Прийти на тренировку может абсолютно любой желающий.

Во всем нужна сноровка, закалка,тренировка...

Усомниться в том, что «Феникс» пустует в промежутках между соревнованиями, нам помешали Ольга Персианова и Дмитрий Фролов. Они оба были участниками недавнего первенства Москвы на призы мэра. Причем Дмитрий выиграл золотую медаль, а Ольга стала третьей.

— Я попал в автомобильную аварию в 1996 году, — говорит Дмитрий. — И мне пришлось ампутировать часть ноги. Поэтому я принял участие в соревнованиях для людях с протезами.

Мужчина демонстрирует, как надо проходить трассу. — Сначала надо достать из деревянного ящика макет яблока на блюдце, — демонстрирует он. — А потом пройти, наступая в каждый пустой ящик по очереди. Затем нужно вернуться и вытащить второй фрукт из другого ящика.

А для этого я даже придумал собственное «ноухау» — обратно двигаться спиной вперед. Это существенно сокращает время прохождения этапа.

Потом спортсменам предстоит пройти по брускам, которые, как железнодорожные шпалы, уложены перпендикулярно направлению движения. При этом те торцы «шпал», на которые предстояло наступать протезом, окрашены в синий цвет. Сами же они расположены таким образом, что кибатлету приходится чередовать шаги здоровой ногой и протезом. В этом упражнении, по словам Дмитрия Фролова, есть два вида зачетов. Первый — для протеза бедра, а второй — голени.

— У меня искусственная коленка. И для нас очень важна точность, — поясняет он. — А с протезом голени важнее скорость.

На следующем этапе нужно пройти, перешагивая через препятствие, и не задеть при этом стойки. И сразу преодолеть диски, которые расположены на полу в шахматном порядке. Но вся сложность в том, что они закреплены не жестко и могут менять наклон.

А потом спортсмены, по словам Дмитрия Фролова, должны подняться на стремянку, чтобы снять со столба высотой около двух метров «яблоко», лежащее на блюдце.

— Самое трудное в этом этапе то, что это условное яблоко на самом деле легче, чем реальный фрукт, — улыбается Дмитрий. — По правилам на блюдце должно находиться что-то круглое, чтобы его было сложнее удержать. Это может быть любой другой фрукт или даже самый обыкновенный теннисный мячик. В «Фениксе» же используются муляжи. А у ребят после прохождения предыдущих непростых этапов могут немного дрожать руки. Также это может происходить и от обыкновенного волнения. Но блюдце запросто можно уронить. Бронзовая призерка соревнований на колясках Ольга Персианова рассказывает и показывает, как устроена трасса для кибатлетов в этой категории.

— Тут сначала к коляске крепится «швабра», — делится она. — А мне дается футбольный мяч.

И, обведя фанерные фигуры игроков в полный рост, я должна забить его в ворота. Для этого есть специальная линия, которую нельзя пересекать. Дальше, — продолжает кибатлетка, — надо открыть дверь и проехать в проем, подъехать к столу. Упражнение считается выполненным, когда я въезжаю под него как минимум до половины бедра. А потом нужно заехать на рампу и не задеть при этом красный сектор, который там нарисован. Задняя и передняя «парковка» пригодятся для того, чтобы можно было свободно заехать на коляске в туалет или лифт.

Главное при выполнении задания — не задеть стойки.

По словам Ольги, на прохождение полосы отводится восемь минут. Но при этом каждое нарушение правила влечет за собой начисление штрафных баллов. Вторая попытка, несмотря на существующий на выполнение задания «лимит времени», не предусмотрена.

— За моим проходом наблюдал муж,— вспоминает Персианова. — Он советовал, как лучше въехать в тот или иной сектор трассы. Пытался таким образом оптимизировать мой маршрут.

По словам Татьяны Ларионовой, правила соревнований можно применить для обучения тех, кто оказался в непростой жизненной ситуации и еще не адаптировался к своему изменившемуся состоянию.

— Любой человек, в том числе который не собирается участвовать в каких-то соревнованиях, может зайти на наш сайт и записаться на тренировку, — говорит она. — Посмотреть, что он умеет. Буквально в эти выходные к нам заходила семья, у которой ребенок передвигается на коляске. И он, получив возможность пройти маршрут по трассе, был очень вдохновлен.

Реплика

Соревнования по особым правилам

Александр Любинский, генеральный директор союза «Кибатлетика»:

— Правительство Москвы предоставило нам превосходную площадку, где мы можем постоянно дислоцироваться. И привлекать сюда людей как для тренировок, так и испытаний технических средств реабилитации. Мэр Москвы своим приказом утвердил, что такие соревнования будут ежегодными, в отличие от зарубежных, которые проходят раз в четыре года. Сегодня в российской кибатлетике семь дисциплин. Соревнования проводятся для участников, использующих протезы рук, ног — отдельно для протезов бедра и голени. Дисциплины есть для электроколясок, пилотов с экзоскелетами. Есть и нейроинтерфейсы, когда с помощью нейрогарнитуры считывается сигнал головного мозга и человек управляет либо компьютерной игрой, либо — электроколяской. И тифлотехника.

СПРАВКА

Ассистивные технологии — это собирательный термин, охватывающий разнообразные ассистивные средства и услуги. Они нужны для того, чтобы поддерживать на прежнем уровне или повысить функциональные возможности и автономность людей, способствуя их благополучию. Например, к таким технологиям можно отнести слуховые аппараты, инвалидные кресла, вспомогательные средства коммуникации, очки, протезы и средства напоминания. В новом центре разработчики смогут протестировать свои технические новинки, а также найти новых партнеров и единомышленников, с которыми можно будет обсудить идеи или даже создать какой-то совместный проект на благо людей.

КАК У НИХ

Кибатлон — международное спортивное соревнование для спортсменов-инвалидов, которые используют бионические протезы или другие механические устройства, которые заменяют потерянные или безвозвратно поврежденные части тела. Свои команды кибатлетов, в состав которых кроме пилотов входят ученые, конструкторы и медики, есть при Школе медицинских профессий Бернского университета прикладных наук, французской Сорбонне и других университетах. Но в большинстве своем в зарубежных странах нет специально подготовленных стационарных центров, таких как «Феникс». Для каждого соревнования монтируется специальная трасса, оборудованная по принятым стандартам. А после проведения соревнований она демонтируется.