Войти в почту

Уничтожить и победить. Как проводятся гонки на выживание

МОСКВА, 22 сентября. /ТАСС/. Всемирный день без автомобилей, когда всем водителям предлагается отказаться от личного транспорта, отмечается 22 сентября. ТАСС рассказывает о гонках на выживание, которые способствуют разрушению машин.

Уничтожить и победить. Как проводятся гонки на выживание
© ТАСС

Во Всемирный день без автомобилей проводятся разные акции и мероприятия, пропагандирующие идею пешего и велосипедного видов передвижения. Предлагается в этот день отказаться от автомобилей и использовать хотя бы общественный транспорт. В России этот день отмечается с 2008 года. Лучшей пропагандой неиспользования автомобилей являются гонки на выживание. Более известное название этого развлечения - дерби по сносу или дерби по уничтожению.

Такие соревнования впервые стали проводиться в США в 1950-е годы, существует также версия, что зародились гонки на выживание в 1930-40-х годах, однако эти данные не подтверждены. Гонщик Ларри Мендельсон понял, что обычные гонки не такие зрелищные, болельщикам интереснее наблюдать за столкновениями машин. Чаще всего в соревнованиях принимают участие пять водителей на пяти машинах на песочной или земляной закрытой территории. Побеждает тот, чья машина останется на ходу последней.

Для участия в соревнованиях водитель должен иметь права и быть старше 16 лет. Сначала машины выстраиваются в одну очередь на трассе или ездят по овальной дорожке. Обычно каждый водитель должен врезаться в другого каждые 2 минуты, если за каким-то участником наблюдается бездействие, то его дисквалифицируют. Также водителей могут дисквалифицировать за намеренное попадание в дверь машины соперника. После поломки машины у водителя есть от 30 секунд до 1 минуты, чтобы реанимировать автомобиль, если аппарат не заводится, то участник заканчивает гонку. У каждого водителя с передней стороны закреплена деревянная палка с флагом, чтобы при желании водитель мог объявить о завершении гонки, а также для того, чтобы пометить машину дисквалифицированного. Помимо самого победителя, в таком соревновании даются призы зрительских симпатий, например, болельщики могут выбрать номинанта на "Безумную собаку", приз вручается тому, кто показал самое захватывающее представление.

С 1960-х годов популярность этого вида спорта росла, гонки на выживание часто проводились на окружных ярмарках, а такое занятие стало субкультурой в США. С течением времени гонки на выживание стали транслироваться по телевидению, благодаря чему интерес у болельщиков к данному виду спорта рос. В 1972 году было проведено отдельное дерби по сносу с участием чемпиона мира по автогонкам в классе машин "Формулы-1" американца Марио Андретти, а также других бывших гонщиков Энтони Джозефа Фойта - младшего и Бобби Ансера. Однако интерес к гонкам на выживание был не таким долгим, в 1980-х годах дерби на выживание стал менее привлекать болельщиков, в том числе из-за того, что программа "Широкоформатный мир спорта" на ABC, которая транслировала шоу, перестала освещать данные мероприятия.

Возвращение популярности и виды машин

Для участия в гонках на выживание нужны были специальные автомобили. Изначально водители соревновались на машинах класса "седан", то есть самые обычные легковые автомобили. Часто машины покупались на каких-то свалках, после этого немного приводились в порядок и рвались в дерби по сносу. При этом после соревнований машины еще не раз могли использоваться на свой страх и риск. Часто автомобиль мог отслужить до пяти гонок на выживание.

Кроме этого, машины проходили специальную подготовку. Например, у автомобиля заваривались задние двери, убирались стекла и фары, перемещались бензобаки и радиаторы. Все это сделано для того, чтобы в том числе машина не взорвалась. Чтобы машины прослужили дольше, иногда каркас немного прогибается, а задние бамперы снимаются. Водители стараются справляться сразу с двумя задачами: сохранить действие машины и обезопасить ее.

Изначально водители соревновались на седанах, но позднее популярными стали компактные машины с передним приводом, так как они дольше могли сохранять возможность передвижения. Со временем появлялись новые форматы. Далее начались дерби по сносу с использованием комбайнов, пикапов, внедорожников и даже автобусов. Именно соревнования по гонкам на выживание на автобусах стали самыми просматриваемыми.

Популярность к дерби по уничтожению вернулась в 2000-е годы. В 2001 году стало известно, что от 150 до 225 тыс. водителей приняли участие хотя бы в одном из 2 000 соревнований, проводимых в США. В наши дни эти мероприятия также остаются хорошим развлечением для болельщиков, но интересны соревнования в основном на школьных автобусах, трейлерах. Особенно гонки на выживание любят в США, интерес также остается в Австралии. В Европе такое развлечение менее популярно среди водителей и болельщиков.

Похожие виды спорта

Также среди любителей дерби популярны соревнования по ролловеру. Главной задачей является перевернуть автомобиль большее количество раз. На трассе размещается специальная рампа, водитель проезжает по ней колесами одной стороны и совершает переворот машины. Побеждает тот, кто сделал больше переворотов на автомобиле, пока машина не сломалась. В таких соревнованиях уже используются компактные автомобили и хэтчбэки, меньший вес таких автомобилей позволяет легче ездить. Однако отдельно проводятся соревнования и на других машинах.

В России данные форматы не проводятся. Однако нашелся новый способ времяпрепровождения. В стране проводят чемпионат по гонкам на выживание, главной задачей которого является первым завершить гонку. Водители на своих специально прокаченных автомобилях проходят на скорость трассу, во время гонки можно выталкивать соперника с дороги. Сначала проводятся три предварительных заезда, которые являются квалификационными. В финальном заезде определятся победитель соревнований. Одним из наиболее известных турниров является открытый чемпионат по гонкам на выживание в Ленинградской области. Эти соревнования похожи на контактный автокросс.

Дерби по сносу довольны популярны и интересны. Это отличный способ сломать свою машину, если она не нужна. Во Всемирный день без автомобилей можно было бы отлично провести время, посмотрев, как другие уничтожают четырехколесные средства передвижения.