7 пилотов, одержавших победы в дебютном сезоне Формулы-1: Хэмилтон, Вильнёв, Монтойя и другие
Может, Пиастри ещё присоединится к ним без всяких «спринтерских» оговорок.
В минувший гоночный уикенд Оскар Пиастри одержал дебютную победу в Формуле-1. Да, пока что австралиец выиграл всего лишь спринт – в год доминирования Макса Ферстаппена о триумфе в гонке приходится только мечтать. Впрочем, у Пиастри ещё есть пять этапов, чтобы войти в историю как редкий дебютант, выигравший Гран-при Формулы-1. Ну а пока что мы вспомним семёрку гонщиков, которым всё же удалось подняться на первую ступень пьедестала почёта в первый год выступлений в «Королевских гонках».
Льюис Хэмилтон («Макларен») — сезон-2007
Хэмилтон – последний на сегодняшний день пилот, кому посчастливилось дебютировать в «Королевских гонках» в составе топ-команды. То, что Льюис не обделён талантом, было понятно ещё при переходе британца в «Макларен» (как-никак взял титул в GP2 с первой попытки), однако перспективный новичок превзошёл даже самые смелые ожидания.
Уже в дебютной гонке в Австралии Хэмилтон финишировал третьим. Далее последовала серия из четырёх подряд финишей на втором месте, ну а затем чемпионат нагрянул в Канаду. С самого начала гоночный уикенд складывался в пользу Льюиса. В субботу молодой британец взял дебютный поул в Ф-1, а в воскресенье провёл мегауверенную гонку, возглавляя пелотон практически всю дистанцию (отдал лидерство на три круга после первого пит-стопа). Так, уже в своём шестом Гран-при Хэмилтон одержал первую победу, окончательно утвердившись в статусе претендента на титул. В сезоне-2007 Льюис выиграет ещё три раза, но ошибки в заключительной части чемпионата не позволят супердебютанту взять титул с первой попытки.
Хуан Пабло Монтойя («Уильямс») — сезон-2001
Не менее эффектно начал свой путь в Ф-1 Хуан Пабло Монтойя – уже в третьем Гран-при дебютант бросил вызов самому Михаэлю Шумахеру. На третьем круге гонки на «Интерлагосе» Хуан Пабло дерзким манёвром опередил немецкого чемпиона, едва не выдавив его на траву. Так Монтойя вышел в лидеры заезда. Первую строчку пилот «Уильямса» удерживал вплоть до 38-го круга – ровно до тех пор, пока его на торможении не протаранил круговой Йос Ферстаппен. Таким вот обидным образом колумбиец лишился потенциальной победы.
Впрочем, для Монтойи это была далеко не единственная возможность выиграть гонку в первом сезоне Ф-1. В Германии и Бельгии Хуан Пабло стартовал с первой позиции, но раз за разом механические проблемы перечёркивали шансы колумбийца на триумф. А вот третий поул, завоёванный в Монце, Монтойя наконец-таки смог реализовать: тактика одного пит-стопа позволила колумбийцу взять вверх в дуэли с пилотами «Феррари».
Жак Вильнёв («Уильямс») — сезон-1996
Доминирующий болид, обширная тестовая программа и природная скорость – казалось бы, победа Вильнёва в одной из гонок дебютного сезона была просто неминуема. Причём подняться на верхнюю ступень пьедестала почёта канадец мог уже по итогам дебютного Гран-при. В «Альберт Парке» Жак выиграл квалификацию и возглавлял пелотон бóльшую часть гонки, но из-за утечки масла дебютант упустил лидерство за пять кругов до финиша. В тот день Вильнёв финишировал вторым.
Дебютной победы Жаку пришлось ждать вплоть до четвёртого этапа, проходившего на «Нюрбургринге». На старте гонки канадец захватил лидерство, опередив замешкавшегося Хилла. В дальнейшем Вильнёв уверенно удерживал первую строчку, завершив заезд в статусе лидера. В оставшейся части сезона канадец одержит ещё три победы и вплоть до финального этапа будет претендовать на титул, но всё же уступит чемпионство более опытному Хиллу.
Эмерсон Фиттипальди («Лотус») — сезон-1970
В «Королевских гонках» Фиттипальди дебютировал в середине сезона-1970. С седьмого этапа чемпионата «Лотус» начал предоставлять бразильцу третью машину – поначалу предыдущую модель 49C, на которой он провёл три гонки (два схода и финиш на четвёртом месте). В преддверии Гран-при Италии Эмерсон наконец получил в своё распоряжение актуальный болид 72C, но на старт гонки в Монце не вышел: в пятницу Фиттипальди попал в серьёзную аварию – на этом гоночный уикенд для бразильца был окончен. Впрочем, Эмерсон в любом случае не смог бы принять участие в той гонке, ведь во время квалификации разбился лидер «Лотуса» Йохен Риндт, после чего команда в полном составе снялась с Гран-при.
Пропустив этап в Канаде, коллектив Колина Чепмена вернулся к соревнованиям уже на следующем Гран-при, проходившем в Уоткинс-Глене. После гибели Риндта завершил гоночную карьеру второй пилот «Лотуса» Джон Майлз, поэтому в США Фиттипальди приехал в статусе новоиспечённого лидера команды (его напарником стал дебютант Рейне Виселль).
Наконец-таки освоившись за рулём болида 72C, Эмерсон показал вполне неплохой результат в квалификации – третье время. Но вот гонку бразилец начал из рук вон плохо: по ходу первого круга он откатился на восьмое место. Затем, правда, Фиттипальди отыграл четыре позиции – впереди него следовали Икс, Родригес и Стюарт.
Возможно, Эмерсон так бы и финишировал четвёртым, но во второй половине гонки соперники бразильца начали испытывать разного рода проблемы. Сначала из-за поломки топливопровода в боксы свернул Икс, затем двигатель Стюарта начал терять масло, что и послужило причиной схода с дистанции, а за восемь кругов до финиша из-за излишнего расхода топлива на дозаправку уехал Родригес. Возглавив пелотон под занавес заезда, Фиттипальди спокойно довёл дело до победного конца – это была его четвёртая гонка в Ф-1.
Клей Регаццони («Феррари») — сезон-1970
И снова чемпионат 1970 года. Начиная с четвёртого этапа сезона, у «Феррари» появилась возможность выставить на стартовую решётку вторую машину (да, были у «Скудерии» и такие проблемы). На вакантное место в красном болиде претендовали двое дебютантов: итальянец Иньяцио Джунти и швейцарец Клей Регаццони. Каждому из кандидатов в рамках контрольных прокатов дали проехать по две гонки – убедительнее оказался Регаццони, которой и стал напарником Жаки Икса на постоянной основе.
Верность принятого в Маранелло решения Клей начал доказывать практически сразу. Уже в четвёртой по счёту гонке в Ф-1 Регаццони финишировал вторым, менее секунды уступив на финише победившему Иксу. Следующим в календаре стоял печально известный Гран-при Италии. Как мы уже сказали, гонку в Монце пропускали скорбевшие по погибшему напарнику пилоты «Лотуса».
В отсутствие команды Колина Чепмена за первую строчку развернулась нешуточная борьба между пятью пилотами – Иксом, Регаццони (оба — «Феррари»), Педро Родригесом, Джеки Оливером (оба — «БРМ») и Джеки Стюартом («Тиррелл»). За первые 13 кругов каждый из вышеуказанной пятёрки успел полидировать, но постепенно претендентов на победу становилось всё меньше и меньше. Сначала не выдержал мотор на машине Родригеса, затем из-за проблем со сцеплением закончил гонку Икс, а ближе к экватору заезда сошёл с дистанции и Оливер.
Так в гонке осталось всего два претендента на победу – Стюарт и Регаццони. За оставшиеся 37 кругов дистанции лидер Гран-при менялся 12 раз: Джеки и Клей попеременно возглавляли пелотон. В конечном итоге победу в этой дуэли одержал швейцарец.
Джеки Стюарт («БРМ») — сезон-1965
Стюарту посчастливилось дебютировать в «БРМ» – единственной команде сезона-1965, которая могла составить хоть какую-то конкуренцию «Лотусу». Первую гонку в Ф-1 Джеки завершил на шестой позиции, а затем выдал серию из трёх подиумов подряд. И наверняка в том сезоне Стюарт мог бы время от времени бороться за победы, но уж слишком недосягаем был Джим Кларк: в первых семи этапах лидер «Лотуса» одержал шесть побед – не покорился ему лишь Гран-при Монако, в котором он просто не принимал участия из-за «командировки» на «Инди-500».
Победную поступь Кларка прервал восьмой этап чемпионата, проходивший в Монце. Джим уже по традиции одержал победу в квалификации, но вот в самой гонке Кларк столкнулся с серьёзной оппозицией в лице двух пилотов «БРМ» – Хилла и Стюарта. С самого старта образовалась лидирующая группа из трёх британских джентльменов. Бóльшую часть дистанции они поочерёдно сменяли друг друга во главе пелотона, а за 13 кругов до финиша случилось, казалось бы, невозможное: Кларк столкнулся с механическими проблемами – отказал топливный насос.
Так претендентов на победу осталось двое. Пилоты «БРМ» продолжили играть в кошки-мышки, отбирая друг у друга лидерство. За три круга до конца дистанции пелотон возглавил Хилл, но совсем ненадолго: Грэм ошибся при прохождении «Параболики» – Стюарт снова вышел на первое место. На сей раз Джеки уже не упустит своего, спокойно доведя дело до победного конца.
Джанкарло Багетти («Феррари») — сезон-1961
По сей день Багетти остаётся единственным пилотом, которому удалось выиграть дебютный Гран-при Формулы-1. В далёком 1961-м при помощи итальянской федерации автомобильной промышленности («ФИСА») Джанкарло дебютировал в «Королевских гонках». В преддверии Гран-при Франции «Скудерию» покинул Оливье Жандебьен, чем и воспользовались итальянцы, «подкараулив» освободившуюся машину.
Багетти однозначно повезло с моментом дебюта в Ф-1, ведь сезон-1961 прошёл под знаком доминирования «Феррари». Начало гоночного уикенда в Реймсе уже традиционно складывалось в пользу «красных»: троица пилотов заводской команды «Скудерии» оккупировала первый ряд стартового поля. Что же до Багетти, то для него дебютный этап поначалу не сулил ничего позитивного: 12-е место в квалификации.
Впрочем, в гонке ситуация кардинально изменилась: пилоты «Скудерии» страдали от разного рода проблем, а новичок, представлявший «ФИСА» (выступал на «Феррари» как на клиентском шасси), прорывался наверх и в конце концов возглавил пелотон за 12 кругов до финиша. Оставшуюся часть дистанции Джанкарло вёл ожесточённое сражение за лидерство с представителем «Порше» Дэном Герни. Дуэль завершилась в пользу Багетти, который, словно в голливудском фильме, вырвал победу из рук американца, совершив обгон за 100 метров до финишной черты!
Красивая история. Жаль только, дальнейшая гоночная карьера у итальянца совсем не сложилась. Ну, зато в историю «Королевских гонок» вошёл. Достижение Багетти в будущем вряд ли кто-то перебьёт.