Войти в почту

Сергей Вязович: Секрет успеха — в конструкторских инновациях

В 2023 году чемпионат России по ралли-рейдам в зачёте грузовиков прошёл под диктовку команды МАЗ-СПОРТавто. Белорусский коллектив выиграл все гонки, на старт которых вышел, а также покорил заветную для себя высоту и стал победителем престижного ралли-марафона «Шёлковый путь». В эксклюзивном интервью AUTOSPORT.COM.RU лидер команды МАЗ-СПОРТавто Сергей Вязович подвёл итоги прошедших гонок и поделился планами на межсезонье.

Сергей Вязович: Секрет успеха — в конструкторских инновациях
© autosport.com.ru

Как в целом оцените прошедший сезон и какую из прошедших гонок, не считая «Шёлкового пути», запомнили больше всего?

В целом прошедший сезон для нас, конечно же, самый успешный за всю историю наших выступлений. Во всех стартах мы смогли одержать победу. Выделить, наверное, нужно астраханскую гонку ввиду двух факторов. Во-первых, это самая сложная гонка в плане рельефа. А второе — то, что мы смогли привезти туда только один автомобиль и, несмотря на это, сумели одержать победу.

© Фото: Silk Way Rally

В чём секрет такого прогресса команды МАЗ-СПОРТавто в сезоне-2023? Вы выиграли все гонки, в которых участвовали.

Секрета никакого нет. Мы, скажем так, давно были нацелены на то, чтобы одержать победу над командой КАМАЗ-мастер, несмотря на то, в каких соревнованиях мы выступаем — за пределами Республики Беларусь или России, либо на этапах чемпионата России. И на «Дакаре», и здесь мы всегда соперничали только с ними, поэтому, наверное, это закономерный результат — в развитии автомобиля мы идём в наборе и в какой-то момент, который наступил сейчас, мы попали в те настройки, которые позволяют побеждать.

Как в целом оцените экипажи команды — кто продемонстрировал самый серьёзный прогресс в этом году?

Наверное, самый большой прогресс получился у нашего экипажа Вязович/Гаранин/ Крагельский, но могу сказать, что учитывая хорошую скорость Алексея Вишневского — но она у него всегда была — чуть-чуть не складывается у него в целом гонка. Он выигрывает отдельные этапы и на «Шёлковом пути», и на этапах чемпионата России, но, к сожалению, в целом из-за мелких технических проблем или ошибок в навигации не складывается гонка в целом.

По чистой скорости хотелось бы отметить экипаж Виталия Мурылёва — он в этом году занимается испытанием нового автомобиля, который, как оказалось, имеет массу недочётов. Поэтому психологически тяжёлая у ребят работа, но могу сказать, что на тех этапах, которые удаётся проехать ему весь спецучасток без проблем, то он показывает очень высокую скорость, попадает в топ-5 без проблем. И ведь это только второй его сезон и, учитывая, с какими соперниками он выходит на трассу, начиная с коллег по МАЗ-СПОРТавто и заканчивая КАМАЗ-мастер, то в такой компании ехать в топ-5 мы себе не могли позволить, когда начинали свою карьеру. Поэтому, наверное, самый большой прогресс из экипажей МАЗ-СПОРТавто — это экипаж Мурылев/Швед.

© Фото: Silk Way Rally

Почему, как вы считаете, КАМАЗ в этом году не может навязать вам борьбу и не выигрывает всё подряд как раньше?

КАМАЗ как раз-таки может нам навязать борьбу и навязывает её очень серьёзную, как и раньше, но в этом году удача в целом чуть больше на нашей стороне.

Как в целом вам в этом году борьба с КАМАЗом?

Как и всегда очень острая борьба. Интересная и нам, и болельщикам. Не могу сказать, что КАМАЗ-мастер стал слабее, как многие сейчас говорят — просто в этом году всё очень удачно складывается для нас. Нам всегда для победы не хватало совсем немного. Сейчас все говорят, что Дима Сотников нам уступил совсем чуть-чуть по мерам ралли-рейдов, но никто не вспоминает, что мы в 2021-м или 2022-м году на «Шёлковом пути» проиграли ему четыре минуты. В Астрахани проиграли 59 секунд. И тогда это считалось победой КАМАЗа. Российские СМИ в этом плане к нам относятся по-другому и наши победы даже в таком ракурсе пытаются чуть приукрасить или преуменьшить, смотря с какой стороны нашей или КАМАЗа —смотреть. Мол, небольшой отрыв. Но в гонке есть один победитель, а уж большой у него отрыв или маленький… И в этом году победитель — это МАЗ.

© Фото: Silk Way Rally

Кого из их пилотов КАМАЗ-мастер считаете самым серьёзным соперником в 2023 году?

Из пилотов кого-то одного я выделить не могу, потому что каждый пилот КАМАЗ-мастер — очень серьёзный соперник. Мы всегда опасаемся, прямо опасаемся, всех ребят и очень осторожно относимся к прогнозам до гонки, во время гонки, потому что от каждого пилота КАМАЗа можно ждать серьёзной конкуренции и очень высокого темпа.

Как вам удаётся на фоне нынешних ограничений развиваться на уровне КАМАЗа или даже лучше?

Я бы не сказал, что развитие у нас идёт семимильными шагами — скорее я бы отметил, что развитие даже замедлилось. Но при этом нам пришлось применять много конструкторских технических решений, касающихся именно конструкции автомобиля, за неимением возможности применять готовые решения, которые можно было купить, установить и поехать. Сейчас мы, из-за отсутствия возможности закупки многих инновационных решений, сосредоточены на том, чтобы создавать их самостоятельно. Возможно, в этом и заключается секрет нашего успеха — что наши решения, именно решения, а не готовые детали, оказались или оказываются конкурентными в тех условиях, в которых мы оказываемся.

© Фото: Silk Way Rally

Почему «Шёлковый путь» проехали почти без проблем с шинами, а на «Симбирском тракте», кажется, сложностей с резиной было больше?

Да, действительно на «Шёлковом пути» если и сталкивались с проблемами с шинами, то они прошли как бы вскользь мимо всех команд, а вот на «Симбирском тракте» это была прямо проблема-проблема. Дело в том, что была очень высокая для этого времени года температура и очень высокие скорости, просто нереальные — средняя скорость превышала 100 км/ч, то есть спецучасток в 200 километров мы проезжали меньше чем за два часа. Для серийных грузовых шин это огромная нагрузка и те сложности, с которыми мы столкнулись, я бы списал на особенности конкретной гонки.

Во время «Шёлкового пути» менялся рельеф, были скоростные и медленные спецучастки, было бездорожье, броды, а здесь же мы постоянно ехали на максимальной скорости — в Ульяновской области трассы не представляют проблем для нашего грузовика. Да, нас трясёт, бьёт, но мы можем держать максимальную скорость, а это уже провоцирует проблемы с шинами. Надо сказать, что с такими сложностями столкнулась не только наша команда, но нас это затронуло чуть больше.

Но назвать это прямо проблемами можно было бы только если бы мы из-за шин проиграли гонку, а раз мы всё равно стали победителями — значит, у наших соперников проблем было больше! Возможно, они не так ярко попали в объективы камер и фотографов, но результат говорит за себя: у нас проблем было меньше. Но да, мы обеспокоены тем, что в таких условиях шины не всегда выдерживают. Надеемся, что «Белшина» к следующему году учтёт те слабые места в покрышках, которые имеются, и их устранит.

© Фото: Silk Way Rally

Какие планы у МАЗ-СПОРТавто на межсезонье?

Основная задача — построить один новый автомобиль и доработать наши существующие грузовики под тот тип, на котором сейчас выступает экипаж Виталия Мурылёва. Но я уже сказал, что там есть определённые проблемы конструкторского характера — так происходит всегда, но ребята на этой машине проехали целый сезон и к его концу можно сказать, что все слабые места мы выявили. К сезону-2024 все наши автомобили, скорее всего, будут именно в такой конфигурации. И один грузовик мы заложили и строим новый капотный.

Насколько реально для команды участие в «Дакаре» и Africa Eco Race?

На сегодняшний день это нереально по многим причинам. Первая причина и самая основная — само предприятие и бренд МАЗ находятся под санкциями. Вторая — логистика, связанная с перемещением команды на Africa Eco Race. На эту гонку нас приглашают, там нас ждут, но добраться туда не представляется возможным, поскольку это предполагает передвижение морским путём, а все морские перевозчики должны страховать свой груз. Страховые компании, как правило, европейские и предприятия или имущество предприятий, находящихся под санкциями, они страховать не хотят. Опять же, суда заходят в порты государств, поддерживающих санкционный режим, и там наша техника может быть арестована. Поэтому, несмотря на то, что организаторы Africa Eco Race готовы принять нас, мы туда добраться не можем.

© Фото: Silk Way Rally

Ну а с «Дакаром» всё намного проще, но и хуже. С точки зрения логистики мы по Европе не можем ездить на грузовиках, ну и не идёт никакой речи о нашем допуске как предприятия МАЗ или представителей Минского автомобильного завода, так как предприятие находится под санкциями. Так что планы наши и на межсезонье, и на следующий сезон связаны с чемпионатом России и с гонкой «Шёлковый путь», тем более что в следующем году она планируется по территории не только России, но и Монголии и Китая, а по своей протяжённости и сложности она будет такая же, как и «Дакара», а некоторые издания «Шёлкового пути», в которых мы участвовали, были и посложнее. Поэтому мы, как команда из Беларуси, и я знаю позицию Владимира Геннадьевича Чагина, будем рады видеть на гонке в июле 2024 года другие команды, которые хотели бы реально посоревноваться с сильнейшими командами планеты, а не проехать гонку без реальных конкурентов, которой сейчас и является «Дакар».

Редакция AUTOSPORT.COM.RU благодарит пресс-службу команды МАЗ-СПОРТавто за помощь в организации и проведении интервью с Сергеем Вязовичем