От "MX-Автоспорт" до "ТАИФ Моторспорта"
История становления одного из сильнейших в России спортивных автоклубов
В 2023 году "ТАИФ Моторспорт" встретил свое 20-летие. Гоночная команда и одноименный клуб отметили торжество яркой победой на домашнем этапе DRIV Drive Всероссийских соревнований по кольцевым гонкам СМП РСКГ (Российская серия кольцевых гонок) Туринг. Но с чего началось становление гоночной команды? Об этом — в продолжении материала "Реального времени" об истории становления и развития автоспорта в Татарстане. Часть вторая.
Автоспорт набирает обороты
На рубеже XX и XXI веков автомобильный спорт в России в целом и Татарстане в частности активно набирал популярность. Росло число клубов, а вместе с ними и потребность в достойных накала страстей трассах.
— В развитии автоспорта в Татарстане одним из ключевых решений стало строительство автодрома. Рустам Нургалиевич (Минниханов, — прим. ред.) тогда главой Высокогорского района был. В республике и до того были люди, которые посвятили жизнь автоспорту, которые действительно любили его. И у нас были в 60-х годах — это и Ильдус Хатыпович Мазитов, и "Икары", и шоссейно-кольцевые, и Петрухин. У нас был автоспорт — при ДОСААФе, при КАИ и просто любители, кто развивал этот спорт. Но нужно было правильное время. Это как с посевом хлеба: зерно нужно бросать в плодородную землю. И вот в республике сошлись необходимые факторы. Рустам Нургалиевич сам любил и любит гоняться — это было одно из ключевых решений, которое дало толчок. Бабай (Минтимер Шаймиев, — прим. ред.) поддержал также. Но больше Рустам Нургалиевич. И вот это было действительно зерна в благодатную почву. Все начало очень быстро развиваться, подхватилось. Много появилось желающих принять участие, — поделился своим мнением мастер спорта международного класса, чемпион Европы по автокроссу Радик Шаймиев.
Мастер спорта международного класса, призер чемпионата Европы по автокроссу, чемпион России, основатель гоночной команды "Чингисхан" и одноименного картинг-клуба Джаудат Миннахметов, возглавивший в 1996 году Высокогорский район, к совершенствованию заложенной Рустамом Миннихановым трассы подошел серьезно:
— Я уже начал разбираться в машинах — гоночных "восьмерках", "девятках", "уазиках". Сначала увеличили немного трассу — расширили ее, уплотнили, потом еще щебень насыпали, потому что трасса была такая — насыпанная только песком и грунтом. В этих процессах нам Рустам Нургалиевич активно помогал, — рассказал он.
Дальше — больше. Появилась мечта создать в Татарстане свою кольцевую трассу.
— Есть кроссовые трассы. Но они в год работают максимум 4—5 раз — на этапах России, а остальное время простаивают. Там половина — асфальт, половина — грунт: пыльно. А "кольцо" всегда чистое и в любое время года доступно для желающих. Это моя инициатива была. 50 га земли было в моей собственности, и я уговаривал Рустама Нургалиевича: "Давайте построим, земля есть. За 30—40—50 млн рублей построим". А вышел бюджет в 700 млн. Но в течение 2—2,5 года мы ее построили. Очень хорошее месторасположение: трасса в каньоне, и, как на экране телевизора, можно все видеть. Нигде, где я был, я подобную трассу не видел — ни в Нижнем Новгороде, ни в Москве, ни в Чечне, ни в Смоленске… — вспоминает о знаковом этапе в развитии татарстанского автоспорта Джаудат Миннахметов.
Трасса получилась уникальная: протяженностью всего около 3,5 километра (далеко не самая длинная даже в России), она имеет перепад высот до 28 метров, одна из немногих в мире, где направление движения против часовой стрелки, а уклоны могут достигать 10%.
— Мы на "кольце" не катались. Там уровень другой. Для "кольца" совсем другие требования: другая техника — более мощная и дорогая, другой технический персонал и службы, другой подход: там заезды по полчаса, а разницы иной раз в доли секунды. Вот наши гонщики: Ирек (Миннахметов, — прим. ред.), наш гонщик Дмитрий Брагин и Тимур (Шигабутдинов, — прим. ред.). Но завлек и увлек всех "кольцом" именно Ирек… Он каждый раз что-то менял, что только не делал. Он в этом отношении такой был — переживал очень о подходе к делу, — рассказал Джаудат Миннахметов.
Как отмечают многие пилоты, казанская трасса — одна из самых коварных:
— Там сделаны "ловушки" — зоны вылета гравийные. Очень глубокие. И в большинстве случаев если автомобиль вылетел, то шанса вернуться на трассу у него уже нет. Надо иметь определенный навык, чтобы, вылетая за пределы трассы, можно было оттуда выбраться. Это сможет не каждый. Такой элемент сложности. Но он не только усложняет, но и делает интереснее проездку, — уверен мастер спорта международного класса, один из самых титулованных автоспортсменов современной России, пилот команды "ТАИФ Моторспорт" Дмитрий Брагин.
Но о том, как гонщик родом из Тольятти стал звездой татарстанского автомобильного спорта, чуть позже.
Между тем автомобильный спорт в республике стремительно набирал обороты, каждая новая победа татарстанских пилотов заставляла учащенно биться сердца мальчишек, мечтающих о реве моторов, скоростях и, что греха таить, кубках и медалях. Действующие спортсмены становились кумирами и примерами для подражания у молодежи.
Не кумиры, а примеры для подражания
"Кумир" — сегодня это слово звучит практически в каждой из областей нашей жизни. Кумиры — те люди, чьи достижения впечатляют и заставляют многих мечтать о том, чтобы хотя бы немного приблизиться к их результатам. Вот только те легенды автоспорта республики, с кем довелось пообщаться журналисту "Реального времени" в процессе подготовки материала, слово "кумир" используют неохотно. Говорят, что в автоспорте речь идет скорее не о кумирах, а о примерах для подражания.
— Для меня таким примером был Владимир Гольцов (заслуженный мастер спорта Российской Федерации, 11-кратный чемпион СССР по ралли, семикратный чемпион СССР по зимним трековым гонкам, неоднократный победитель и призер ралли, включая ралли "Дакар" в составе команды "КАМАЗ-мастер", обладатель Кубка мира, — прим. ред.). Они как-то через Ижевск проезжали, через Менделеевск — мой город, на гоночных "Москвичах" еще. Для меня все это было интересно. И мне повезло, что за свою профессиональную карьеру я с ним в двух-трех гонках участвовал. Состязались с ним. Для нас это было важно: научиться ездить и выиграть престижные гонки: этапы на России, "Серебряную ладью", — вспоминает мастер спорта международного класса, чемпион России по автокроссу, сооснователь клуба "Сувар" Ильхам Рахматуллин.
"Серебряная ладья" — состязания лучших автогонщиков страны, впервые стартовавшие в Тольятти в 1973 году, стали одним из самых масштабных и престижных событий в мире легкового автокросса и ралли-кросса. Проходящие под крылом спортивно-технического клуба "Лада" в День машиностроителя, они собирают до 80 тыс. зрителей. Стать обладателем кубка состязаний — мечта многих гонщиков страны, но тольяттинцы редко отдают этот приз гостям.
— Самая роскошная и престижная гонка была "Серебряная ладья". Ее мы, татарстанцы, никак не могли выиграть. Никому это не удавалось. И только в 2000 году ее выиграл Ирек — мой сын старший. Мы так радовались! Ему было всего 19 лет тогда, — рассказал мастер спорта международного класса, призер чемпионата Европы по автокроссу, чемпион России, основатель гоночной команды "Чингисхан" и одноименного картинг-клуба Джаудат Миннахметов.
— Ирек выиграл ее первым. Причем в такой жесткой борьбе. Там надо попасть в суперфинал, а потом еще и его выиграть, а там два или три заезда. И вот Ирек выиграл первым. Затем Рустам Нургалиевич (Минниханов, — прим. ред.), потом еще победы были. Это была самая престижная гонка, — дополнил коллегу по увлечению Ильхам Рахматуллин.
Позже были еще победы, и еще. Ирек Миннахметов переключил внимание на другие дисциплины: в большей степени и очень успешно сосредоточился на гонках на багги и квадроциклах.
А в ралли-кроссе, вдохновленный примером отца и старшего брата, с 2002 года свой путь ко все более значимым вершинам начал Радик Миннахметов.
Если для Ирека и Радика Миннахметовых в автоспорте примером служил их собственный отец, то, как признался сам Джаудат Миннахметов, на его становление в автоспорте в свое время большое влияние оказал нынешний раис Татарстана.
— Нас всех заразил любовью к скорости Рустам Минниханов. Он, во-первых, еще с молодости очень хорошо разбирается в технике: с 6-го класса за рулем. И любит он технику как никто другой. Когда новую машину видит, обязательно садится за руль. И в гонках он каждый раз какие-то новшества привносил. И вот он занимает призовые места в Татарстане, на России. Мы вместе и по России ездили: Курск, Нижний Новгород, Тольятти, Рязань, Москва, Димитровград. Потом он решил еще в Европе испытать себя. Я на этапах Европы тоже выигрывал. Но они победителями были — Минниханов становился серебряным призером, а Айрат и Радик Шаймиевы чемпионами становились, — рассказал он.
У Радика Шаймиева на тему "кумиров" есть своя точка зрения:
— Повторюсь: еще когда я в армию уходил, у меня был девиз: "Победишь себя, победишь всех". Этот кумир — он в нас. По-другому никак. Мы сами себе ставим эти цели. Что такое кумир? Можно восхищаться количеством побед, не зная, какой на самом деле это человек. Это сложный вопрос… А вот себе доказать, что ты можешь, — это кайф, — уверен он.
Сам Радик Шаймиев, в 2003 году уже уверенно блиставший на трассах Европы, стал тем человеком, благодаря которому на небосклоне автоспорта Татарстана и России появилось еще одно созвездие — команда "MX-Автоспорт", позже переименованная в "ТАИФ Моторспорт".
— Всегда говорю, что главный человек, который меня лично заинтриговал, заинтересовал и позволил заглянуть в мир автоспорта, откуда у меня потом желание пошло этим заниматься, — Радик Минтимерович. Ему огромная благодарность, огромное спасибо, до сих пор помню. Это именно он — тот человек, который мне это показал, который меня привел в этот мир автоспорта. Это именно тот человек, который первый спортивный автомобиль, гоночный, настоящий, "восьмерку", как сейчас помню, мне дал со словами: "Занимайся, если тебе нравится", — рассказал мастер спорта международного класса, пилот и президент клуба "ТАИФ Моторспорт" Тимур Шигабутдинов.
В начале не было почти ничего
Первое имя клуба было "МХ-Автоспорт". И как признался Тимур Шигабутдинов, главной движущей силой в то время было желание. Серьезная инфраструктура появилась позже. А тогда — гоночная машина и минимальный набор необходимых инструментов и запчастей.
— Это сегодня у нас такой большой коллектив — и администраторы, и механики, водители, прекрасная база технического обеспечения и т. д. А начиналось-то все в маленьком обычном гараже, куда с трудом влезали две машины. Реально физически можно было поставить две машины друг за другом, две "девятки". Вот такой гараж. Плюс сама спортивная машина, плюс "Газель" и прицеп. И все, — в интервью летописцу истории развития автоспорта в Татарстане — "Студии Баер" — поделился воспоминаниями Тимур Шигабутдинов.
— Было видно, что он этим жил, что в парне что-то есть. Есть то, что называется желанием. Желание гоняться. Желание мужское — где-то проверить себя и показать, что ты умеешь. Импонирует, что когда-то я принял участие в его становлении как гонщика и как личности, — с теплотой говорит о событиях 20-летней давности Радик Шаймиев.
А Тимур Шигабутдинов азартно осваивал непростую науку экстремального вождения. Так, в 2005 году в зачетной группе А-1600 пилот провел на треке восемь выходных подряд — с 23 января по 12 марта.
Регулярное участие в соревнованиях вскоре принесло свои плоды: в августе 2006-го пилот впервые поднялся на пьедестал почета — занял второе место в дивизионе 1А в Кубке президента Татарстана по автокроссу. Как оказалось, это был последний кубок, разыгранный в автокроссе. Начиная со следующего года за этот почетный трофей сражались уже пилоты ралли-кросса. В 2007 году Тимур Шигабутдинов уверенно выигрывает первый и третий этапы чемпионата Татарстана. Накопленных очков совсем немного не хватило до золота гонки. Пришлось довольствоваться серебром, уступив верхнюю ступень пьедестала почета Ильдару Рахматуллину. В 2008 году у Тимура Шигабутдинова еще одно серебро Кубка президента Татарстана, но уже в ралли-кроссе. А с 2011-го пилот полностью перешел в эту дисциплину и уверенно выиграл три этапа из семи. В 2012-м — дебют на чемпионате Европы по ралли-кроссу. Первый год стал пробным, зато в первый юбилейный для клуба — 2013 год, участвуя в трех этапах, пилот стабильно был в числе лидеров гонки в классе "супер-1600", а в Германии стал вторым. Еще более успешным стал для гонщика 2014-й: еще одно серебро на этапе чемпионата Европы, но на этот раз в Бельгии, и золото на Кубке президента в Татарстане.
В 2015-м Тимур Шигабутдинов трижды поднимался на пьедестал почета этапов чемпионата Европы, взяв бронзу во Франции и серебро в Германии и Италии. И к слову, в этом же году гоночный автомобиль впервые украсила эмблема с новым именем команды: "ТАИФ Моторспорт". 2015-й запомнился еще и тем, что впервые в рамках Российской серии кольцевых гонок в национальном классе за "ТАИФ Моторспорт" выступал Дмитрий Брагин. Он сразу не просто ворвался в число призеров, но и вырвал победу. Потому было принято решение о переходе клуба в новый, самый мощный и быстрый класс дисциплины — Туринг.
Сам Дмитрий Брагин в интервью "Реальному времени" напомнил, что выступать за "ТАИФ Моторспорт" начал даже раньше — еще в 2013-м. Так что 2023-й для него юбилейный вдвойне: 20 лет команде и 10 — с момента, как он сам стал ее частью. Правда, в 2013-м речь о "кольце" еще не шла — это были зимние трековые гонки.
— Тимур Альбертович — основатель нашего клуба и наш идейный вдохновитель, тогда сам выступал. На одном из соревнований мы, скажем так, участвовали в одном классе — как соперники. И он предложил мне перейти в клуб. Я тогда работал на АвтоВАЗе, и у нас как-то так звезды сошлись, что там команда прекращала свое существование, а тут поступило предложение. Я не особо раздумывал — сразу принял предложение.
Радик Шаймиев прокомментировал решение президента клуба так:
— Тимуру Шигабутдинову нужно отдать должное. Не тешить свое самолюбие, а взять в команду пилота, заведомо зная, что это будет гонщик лучше, чем ты сам, — это сложное решение. Думать не о себе, не о своем лидерстве, а о результативности команды — это достойно уважения. Мы все лидеры. А ты сам берешь человека, который едет лучше тебя. Вот это — профессиональный рост!
2016 год стал для Тимура Шигабутдинова сверхнасыщенным на события: гонщик умудрялся не пропустить ни одного этапа, выходя на трассы всех шести этапов чемпионата Европы и семи чемпионата России. Итог — золото отечественных состязаний в классе "супер-1600" и четвертое место по итогам сезона континентального чемпионата.
Почетное звание "Мастер спорта международного класса" стало достойным дополнением к золоту латвийского этапа чемпионата Европы в 2019 году.
Сам пилот о своем участии в международных состязаниях вспоминает так:
— Да, чемпионства не получилось. Но мы побеждали в гонках и очень часто стояли на пьедесталах на различных этапах и в различных странах. Особое чувство гордости врезается в память, когда ты стоишь на пьедестале международных соревнований, в Европе в частности, — и поднимается флаг России, и играет гимн России. Это очень яркие впечатления, которые откладываются в памяти. Это наши победы, когда мы поднимали флаги Татарстана, России, "ТАИФ Моторспорта" и играл гимн нашей страны.
Главное — команда
Сегодня "ТАИФ Моторспорт" — двукратный победитель РСКГ в командном зачете, а Дмитрий Брагин в октябре 2023 года в 6-й раз завоевал титул чемпиона России. Тимур Шигабутдинов, приняв решение пригласить в команду еще одного профессионального пилота-"кольцевика" Павла Кальмановича, полностью сосредоточился на ралли-рейдах, успешно защищая цвета команды в этой дисциплине.
Сам он о своем пристрастии именно к этому виду автоспорта говорит так:
— Это отдельное удовольствие — ездить на ралли-рейды. Сам формат проведения, сама гонка, когда ты не находишься где-то в родной точке, на одной трассе, как в "кольце", например, а когда ты проезжаешь 200, 300, 400 километров на природе, в постоянно меняющемся пейзаже, по различным дорогам, по различным территориям, само только это уже делает гонки ралли-рейда очень интересными, очень необычными, нестандартными такими. Сама красота. Ты не только гоняешься, ты еще имеешь возможность все это вокруг себя лицезреть.
Плюс никуда не ушла и любовь к ралли-кроссу. Однако с 2022-го "ТАИФ Моторспорт" в этой дисциплине сосредоточился на внутренних — российских — заездах. Причина — некорректное отношение к российским гонщикам со стороны Международной федерации автоспорта:
— Разрешили нам участвовать, но на определенных условиях. Нам, я имею в виду российских спортсменов, необходимо было получить спортивную лицензию не российского формата, а где-то в других федерациях, в странах. Также были ограничения по использованию символики российской: гербы, флаги, гимн и т.д. — все это подпадало под запрет. На машине, на шлемах и так далее. И самое главное — при победе на этапе российский гимн не будет звучать… Увидев такое, честно сказать, хамское отношение к спортсменам, которые не имеют отношения к политической составляющей, мы приняли решение, что мы не будем участвовать в Европе, — объяснил решение Тимур Шигабутдинов.
Причем активность команды не только не снизилась, но и значительно возросла.
— Если говорить о ралли-рейдах, то количество этих гонок увеличилось в 3 раза. Для сравнения: было всего три этапа, а то и два, теперь кубок России — это пять этапов, чемпионат России — шесть этапов. Итого — 11. Больше стало забот и в ралли-кроссе: этот год — он самый сложный на самом деле получился для нас потому, что это семь этапов кольцевых гонок, это четыре этапа кубка России, это пять этапов чемпионата России, и это не считая тестовых мероприятий, которые практически также уик-энд считается. Плюс полная подготовка всех транспортных средств — боевых автомобилей — собственными руками и силами. Плюс, как ни крути, а все-таки накладывает на тебя определенные моменты геополитическая обстановка, это время доставки и стоимость всех запчастей и расходных материалов, — рассказал директор команды "ТАИФ Моторспорт" Фарит Валеев.
Но при том, что коллектив клуба сравнительно небольшой: кроме пилотов и президента, всего шесть человек — директор, администратор и механики, объем задач команде по плечу. В клубе говорят, в этом заслуга руководителя:
— Команду собирал непосредственно Тимур Альбертович. Наверное, по своему невероятно правильному чутью: способности со стороны видеть по человеку — на что тот способен, что он умеет, к чему он может привести, чем он может быть полезен команде, — отмечает Фарит Валеев.
— Команда "ТАИФ Моторспорт" — ведущая команда в России. Очень приятно, что мы вместе, сплоченным коллективом, работаем над любыми встающими перед нами задачами. Каждый совершенствуется благодаря этому. Как пилоты, как технический персонал. А все вместе делаем одно большое дело, — дополняет его Дмитрий Брагин.
Тимур Шигабутдинов также уверен, что команда — ключевая ценность и достоинство клуба:
— Самое главное, что мы сумели сплотить людей в одной действительно спортивной команде. Люди, которые дышат автоспортом, которые живут автоспортом в прямом смысле этого слова. Таких людей найти, собрать, объединить идеями и задачами в одну команду — вот это, я считаю, самое большое за эти 20 лет достижение.
С такой командой, уверен президент "ТАИФ Моторспорта", любые трудности преодолимы и покорятся любые вершины.
О том, какие планы строит "ТАИФ Моторспорт" на обозримое будущее, в чем философия автомобильного спорта, чего, возможно, сегодня ему не хватает, по мнению аксакалов, стоявших у истоков зарождения автоспорта в Татарстане, и о чем они мечтают сегодня — в следующей части материала.
Реклама АО "ТАИФ".