Философия автоспорта
Что самое важное для успеха на трассе? Несколько советов от профессиональных пилотов
Почему гонщики не превышают скорость на трассах общего пользования? Что общего между автоспортом, жонглированием и игрой на музыкальных инструментах? Как изменился автомобильный спорт за последние три десятилетия? И почему сегодня начинать путь к будущим победам стоит уже с детства? Обо всем этом — в завершающей части цикла материалов об истории становления и развития автоспорта в Татарстане.
О чем мечтают гонщики?
Понятно, одно из главных стремлений — новые старты и новые победы. После победы на финальном этапе в Грозном и нового чемпионства, пилоты "ТАИФ Моторспорта" уже планируют заезды зимнего трека и начинают прикидывать предстоящие старты на лето 2024-го. Технический персонал при поддержке спонсоров — входящих в Группу ТАИФ компаний "ТАИФ-НК" и "ТАИФ-СМ" — готовит технику и пополняет запасы ремкомплектов.
А ветераны татарстанского автомобильного спорта мечтают вновь собрать "старую гвардию" и помериться силами на трассе. Это желание озвучил во время интервью "Реальному времени" мастер спорта международного класса, призер чемпионата Европы по автокроссу, чемпион России, основатель гоночной команды "Чингисхан" и одноименного картинг-клуба Джаудат Миннахметов:
— Хотелось бы провести соревнования среди аксакалов автоспорта. Провести этапы. Хотя бы один-два раза в год. Заезд звезд — пилотов старше 60 лет. Проводить на должном уровне. Очень интересно было бы. Причем на стандартных машинах. Не так, чтобы каждый себе сам готовил, а именно на стандартных машинах. Этим мы бы еще и молодежь подняли, и привлекли бы внимание других клубов, которые сегодня переживают не лучшие времена.
Идея коллегам по увлечению — тем, с кем вместе в конце прошлого века он начинал летопись автоспорта в новейшей истории республики, — пришлась по душе. И мысль про равные стартовые условия тоже.
— Да, Джаудат Мидхатович мыслит с размахом! И то, что нужно иметь шесть одинаковых машин — тоже совершенно правильно. По-другому не получится. Иначе каждый умудренный опытом гонщик приедет с машиной под себя, и это будет бойня. Они перебьют все. Подобные гонки уже существуют: самарцы и тольяттинцы делают зимнюю "Гонку чемпионов". У них такой проект: шесть машин одинаковой комплектации и подготовки. Проедете контрольное время, определитесь с местом в турнирной решетке и гоните. И обязательно одинаковая резина. Вот тут — мастерство! — поддержал задумку мастер спорта международного класса, чемпион Европы по автокроссу Радик Шаймиев.
А чемпион России по автокроссу, сооснователь клуба "Сувар" Ильхам Рахматуллин напомнил, что подобный старт уже имел место и в республике. Причем и тогда инициатором выступал Джаудат Миннахметов:
— Было пять подготовленных машин "Лада", и мы всех ветеранов собрали. Целая таблица была. И сделали параллельные гонки — бесконтактные. Интересная трасса была. Эдик Куприянов занял первое место, Мудрик — второе, я — третье. Интересно было. Это было году в 2018— 2019-м. И потом, как-то после профессиональной гонки в Челнах, на этапе России, кажется, объявили гонку ветеранов. Кто там был? Нас там человек восемь, наверное, собралось. Петрухин выиграл тогда. Интересно было. Там и Джаудат ехал. От этого никто не устает, — рассказал он.
И если подобный старт состоится вновь, то, судя по настроению собеседников "Реального времени", от соблазна потягаться в скорости и мастерстве с друзьями-соперниками устоят немногие. И не только ради самих состязаний — автоспорт для тех, кто стоял у его истоков, еще и своего рода огромный клуб увлеченных людей, и подобные гонки станут прекрасным поводом, чтобы вновь собраться всем вместе как прежде.
Эмоций стало меньше
В целом, по наблюдениям ветеранов татарстанского автоспорта, за минувшие почти три десятка лет в этой дисциплине многое изменилось. У многих нынешних спортсменов поменялось само отношение к дисциплине: не все, но значительная часть пилотов и техников относятся к автомобильному спорту именно как к работе, и это ведет к потере эмоций и на трассе, и на трибунах.
— Мы сами уже с богатым жизненным опытом были, когда в автоспорт пришли. Я вот начал в 35 лет. И Айрат (Шаймиев, — прим. ред.), и Рустам Нургалиевич, и Джаудат Мидхатович — тоже уже взрослым начинали. Зрелыми уже, увидевшими жизнь. У каждого была работа, и не так-то просто было успевать везде. Но если у тебя что-то получается, и ты этим так увлекаешься, что просто не можешь этим не заниматься, то, конечно, и на работе выкроишь время. Нет, для нас автоспорт не был игрушкой, мы профессионально занимались. Но, видимо, в силу возраста более яркая эмоциональная атмосфера была. Сейчас молодежи, как мне кажется, не так интересно. Или возможностей стало слишком много, и потому потеряно то ощущение ценности. Не скажу, что мы в свое время каждой гайкой дорожили, но вот видом спорта дорожили. И когда я получил практически в 39 лет звание мастера спорта, для нас это было огромным достижением. И мы очень гордились. А сейчас как-то размыли это звание. И ездить нам интересно было. И очень трудно было в таблицу турнирную попасть. Все через это прошли, — поделился мнением Ильхам Рахматуллин.
— Наверное, это действительно так: интересно, когда чего-то не хватает. А сейчас, как мне кажется, в автоспорте люди немного избалованные. Говорят, другие трассы нужны, другое обмундирование... а раньше у нас — каска… форма редко была, обмундирование, и грязь (смеется), сетка… Вот это время было гораздо дороже, чем сегодня. Когда кольцевая трасса есть, ралли-трасса есть, это — одно. А вот когда ничего нет, ты трассу сам расчертишь, потом бульдозерами уплотняешь, потом по ней гоняешь. Вот это — совершенно другое. Да, техника прогрессирует. Люди, обмундирование — само собой. Трассы. Отношение… Но самый хороший период — это вот первые 5 лет у меня были. Когда нужно было соревноваться не только с коллегами по увлечению и не только с самим собой, но еще и с обстоятельствами, — вспоминает Джаудат Миннахметов.
— Для нас это было хобби. Но серьезное такое хобби — на уровне чуть ли не профессионального. Но точно — не профессия. Может быть, именно это и позволяло нам быстрее достигать высот. Мы не ставили целью своей жизни дойти к этим высотам. Мы это делали как бы параллельно. Не секрет: когда мозг у тебя освобожден от некоторых окостенелых таких штампов, когда на него не давят раскруткой темпов: надо, надо, надо, то тогда ты все делаешь легче, — считает Радик Шаймиев.
Мозг, искренняя любовь к автоспорту, немного эгоизма и удачи
Этот квартет — основа успеха. Таково мнение аксакалов татарстанского автоспорта. Но в основе всего — именно ум и любовь.
— Мозг — это основа всему. В любом спорте. Да в жизни. Да везде! — уверен Радик Шаймиев. И добавляет: — В чем специфика классического ралли? Тут нагрузка на мозг уникальна. На шоссейной или кольцевой гонке ты знаешь трассу, ты знаешь точки — их максимум может быть 32. Ты их запомнил и просто летишь. Здесь же каждый поворот — это импровизация. Это как в музыке: блюз, джаз… Ты не можешь себе сказать, что я проеду это только так. Проходящие перед тобой машины могут выбить камень, который окажется на твоей траектории, или еще какая неожиданность. На такой скорости тебе принимать решение. И это именно то, что мне там больше всего нравилось — вот эта нагрузка на мозг.
Плюс необходимость работать сразу в двух плоскостях: реальной — той, что именно сейчас перед глазами, и той, что еще только впереди — за поворотом, и о которой предупреждает штурман. И все это на огромной скорости, с которой ты стремишься к очередной победе. А без стремления к победе теряется смысл в гонках как таковых. И это — только часть философии автомобильного спорта, считает Радик Шаймиев:
— Человек — здравый, нормальный эгоист. И, наверное, это правильно, без этого не будет побед. Но обязательно должен быть баланс: если ты слишком развил в себе этот эгоизм, то в обществе будет ой как трудно. Вот есть знаки "инь" и "янь". Это великий знак великой китайской нации. Там все ответы. Самое главное — равновесие. И в хорошем, и в плохом, существуют частицы-антагонизмы и весь вопрос исключительно в балансе. В каждом из нас живут два волка: белый и черный, вопрос в том — кого ты кормишь. Но второй-то все-равно есть (улыбается). Без этого не будет баланса.
И этот баланс в душе сохраняется и за пределами трека. Интересный момент: профессиональные поклонники скоростей, обгонов и резких вхождений в повороты на трассах общего пользования демонстрируют куда большую законопослушность, чем большинство автовладельцев.
— Мы, как и любые другие спортсмены, понимаем разницу. Профессиональный боец не станет на улице размахивать кулаками. Так и мы, профессиональные автогонщики, на обычной трассе к лихачеству не стремимся и не гоняем просто так по городу, чтобы обратить на себя внимание. Автомобильный спорт, он дисциплинирует даже, — считает Ильхам Рахматуллин.
— Лихачество на трассе? — даже удивился вопросу Джаудат Миннахметов. — Это исключено. На треке — можно погонять. На гоночном. А на дороге общего пользования как ты можешь так рисковать? У тебя слева-справа "чайники". Ты, во-первых, напугаешь их, во-вторых, они тебя могут коснуться. И ты будешь ответственный. Зачем это? Ты на треке уже столько адреналина оставил, зачем тебе нужно гонять на дороге общего пользования? Нельзя так. И не делаем так. Мне кажется, среди нас, профессиональных гонщиков, такого не бывает.
Картинг — основа основ
В ходе интервью зашла речь и о будущем автомобильного спорта: в Татарстане, в стране в целом. И тут мнения мастеров автотреков полностью сошлись: не нужно сочинять что-то новое. Все, что необходимо для развития автоспорта, уже давно придумано и сегодня нуждается только во внимании и поддержке. И начинать свой путь к будущим победам нужно как можно раньше.
— Пожелал бы тем, кого тянет в автоспорт, с картинга начать. Чтобы все азы уже с детства получать. И чем раньше начнешь, тем лучше. Я своего сына отдал в 8 лет. И он до 17 лет стал шестикратным чемпионом республики по картингу. Вот мы особо без такой школы занимались, просто по наитию, а он знал и говорил: "Вот там надо передок чуть смягчить, потому что меня в повороте несет". Еще раз говорю: первый шаг — школа картинга. Это — основа. Для детей — это азбука автоспорта, — уверен Ильхам Рахматуллин.
— Вкладываться надо в клубы. Раньше ДОСААФ был, и технические виды спорта очень четко поддерживались. Сейчас тоже нужно помогать молодежи, если, конечно, мы намерены расти в этом. У нас автоспорт на уровне хобби: и начиналось и, похоже, закончится на уровне хобби. У меня такое ощущение. Почему? Материальная база у нас хорошая, но туда сейчас хорошо бы еще идеологическую основу. И одних только энтузиастов мало. Нужна системная работа. Обязательно нужны тренеры. Вот Шафранов был в этом плане уникальный. Как он работал с детьми! Многие мастера вышли из-под его рук. Тимерзянов тот же. Картинг — это основа. Там все: траектории, школа борьбы... Это все с детства должно воспитываться. Я бы вот именно тут большой акцент поставил. Если мы хотим автоспорт, нужен картинг. Технически он у нас развит, но нужны тренеры увлеченные. И они должны быть на хорошей зарплате. Шафранов был чистый энтузиаст. Но он болел, горел, умел зажечь. Но таких мало, — поделился своим мнением Радик Шаймиев.
— Да, у нас в республике очень серьезно занимаются картингом. И самые лучшие трассы сегодня есть. Но надо заниматься еще сильнее, еще грамотнее и еще основательнее. По-другому будущего у пацанов не вижу я. Все мы сегодня за рулем. И развитый автоспорт — это безопасность, это реакция, это интерес к технике и техническим видам спорта. В картинге же не только катаются. Вот я уже лет 20, наверное, клуб поддерживаю. Человек 30—40 ходит у меня. "Чингисхан" называется. Ребята сами знают, что и как: сами собирают, сами ремонтируют технику. Это же тоже своего рода спорт. Спорт технический — с мозгами, — рассказал Джаудат Миннахметов.
И в чем еще сошлись все герои этого цикла: будущим чемпионам автодисциплин, точно так же, как и в других видах спорта, нужна поддержка в момент перехода с одной ступени развития мастерства на другую: когда юноши и девушки уже перерастают пору картинга, хорошо бы, чтобы хотя бы самые яркие звезды могли рассчитывать на еще большее внимание со стороны действующих клубов или Федерации автомотоспорта республики.
Реклама АО "ТАИФ".