Войти в почту

«Рубилово будет дикое»: Дмитрий Добровольский — об итогах сезона RDS GP и планах на 2024 год

В 2023 году сезон Гран При Российской Дрифт Серии сложился подобно сценарию голливудского блокбастера — дерзкий дебютант бросил вызов самому титулованному пилоту RDS GP, а их борьба стала настолько плотной, что судьба чемпионства решилась в самом последнем заезде года! Прибавьте к этому участие в этой битве по ходу сезона других пилотов, массу неожиданностей и разного рода сюрпризов и получите один из самых ярких чемпионатов в истории российского дрифта.

«Рубилово будет дикое»: Дмитрий Добровольский — об итогах сезона RDS GP и планах на 2024 год
© autosport.com.ru

Дмитрий Добровольский: «Наша задача — каждый год делать RDS GP лучше»

Чем поклонники управляемого заноса обязаны такой интриге, как глава RDS GP сам оценивает прошедший турнир, и что фанатов дрифта ждёт в следующем году —обо всём этом и не только редакция AUTOSPORT.COM.RU выяснила лично у руководителя Российской Дрифт Серии Дмитрия Добровольского в обстоятельном интервью по итогам чемпионата RDS GP 2023 года.

Давайте для начала подведём итоги 2023 года. Как в целом вам прошедший чемпионат RDS GP с точки зрения борьбы, с точки зрения накала страстей?

Дмитрий Добровольский: Как всегда, прекрасно. Наверное, это пиковая история, и с точки зрения интриги лучше уже быть не может, потому что чемпион определился в последнем заезде сезона. Если посчитать, сколько всего заездов в сезоне, то сразу понятно, что это вообще такое. Я даже не знаю, какой режиссёр мог бы такое придумать, а у нас всё само собой получилось. Поэтому тут уже лучшего и желать не приходится — действительно, великолепный сезон по накалу борьбы, по уровню пилотов, по новым лицам. Очень, ну очень я обрадовался.

2023 год ещё, конечно, был для нас тревожен после 2022-го, когда мы получили определённое снижение по зрителям и особенно по пилотам. Была разница с 2021 годом, но уже в середине 2022-го стало понятно, что дрифт-то хуже не стал, а где-то даже и лучше, потому что мы ввели моношину. А сейчас в 2023-м команды как раз уже максимально адаптировались к техтребованиям и к этой новой моношине.

Честно говоря, из того, что я видел в других мировых чемпионатах, пока чего-то такого, что бы меня зацепило, и я сказал: «А вот так надо! К этому надо стремиться!» — пока не нашёл. Так что ощущения от сезона максимально положительные. Ну и гордость есть — такое чувство, как гордость, оно прямо очевидное. Сезон мотивирует нас идти дальше. Быстрее, выше, сильнее. Олимпийское настроение!

В этом году титул разыграли у нас, получается, два кардинально разных пилота — самый титулованный участник RDS GP и дебютант серии. Вы вообще ожидали, что так получится? И на ваш взгляд, четвёртый титул Гочи — это хорошо для дрифта или лучше было бы, если бы новичок сразу выиграл, с первой попытки?

Ну, во-первых, я не ожидал, конечно, такого выступления Антона Козлова в чемпионате. Для меня это был большой сюрприз. Да, конечно, свою роль сыграла особенность в его автомобиле. И, кстати, благодаря ему мы, в общем-то, изменили техтребования на 2024 год — больше таких автомобилей у нас не будет. Но я абсолютно уверен, что Антон в следующем году покажет высочайший уровень и точно так же будет бороться за титул.

© Фото: RDS GP

По поводу того, хорошо или плохо для дрифта чей-то там четвёртый, пятый, двадцатый титул, — я, честно говоря, в таком разрезе стараюсь вообще не оценивать ситуацию, потому что для дрифта хорошо всё, что происходит, если он развивается. Очевидно, что качество и уровень машин растёт. Качество, уровень, опыт команд тоже развиваются семимильными шагами. Поэтому всё, что происходит, оно всё хорошо — значит, что и дрифт будет развиваться.

В принципе, я думаю, что результаты этого сезона справедливы. В отличие, кстати, от многих международных историй — ну просто слишком большой объём везения у кого-то есть, и там люди приходят к титулу, но, очевидно, с минимальными перспективами этот титул повторить. Там такое бывает, а у нас нет.

У нас каждый титул — это заслуженная победа. Этот успех говорит о том, что этот пилот на данном этапе развития был сильнее всех, и это очевидно. Гоча не просто так выиграл, потому что ему повезло или что-то ещё, а конкретно он был лучше всех готов. И то, как он провёл сочинский этап, показало, что он вложил в это 110% усилий, а все остальные — по 99%. Поэтому итоговый результат, я считаю, очень яркий и правильный. Должен побеждать сильнейший.

По новичкам тогда ещё пройдёмся. Два открытия, не считая Антона Козлова — это, естественно, Тимофей Добровольский, который выиграл квалификацию в своем первом же сезоне и боролся за победу. И братья Поповы, один из которых уже выиграл этап RDS GP. Что скажете про этих трёх пилотов?

Я очень доволен уровнем выступлений сына. Было пару моментов, которые меня расстроили, потому что я точно знаю, что он намного лучше мог, но вот не получилось. Скорее по каким-то психоэмоциональным, может быть, причинам. Но с точки зрения техники пилотирования, я считаю, уже сейчас он один из сильнейших пилотов. Это меня очень сильно радует. Я так не могу, как он.

© Фото: RDS GP

С точки зрения братьев Поповых, это вообще уникальная история. Обычно, у близнецов бывает так, что один одно хорошо умеет делать, второй — другое. А вот так, чтобы оба одинаково ехали! Они примерно одного уровня пилоты — где-то один чуть хуже, где-то другой, а потом наоборот. Но сама история, сама конфигурация прекрасная. У них сразу сформировался клуб болельщиков, которые за молодых болеют.

Это радость. Радость от того, что в нашем спорте есть много молодых, которые начинают активно бороться за победы. Надеюсь, что в следующем сезоне они ещё ближе подойдут к этой «когорте великих» и начнут им давать бой уже не изредка, а на каждом этапе.

© Фото: RDS GP

Дебютанты серии, безусловно, порадовали, а ветераны как-то в этом году не очень. Что скажете про Аркадия Цареградцева? Вообще ожидали, что действующий чемпион не одержит ни одной победы?

Чем хорош наш спорт, так это тем, что любые прогнозы — абсолютно неблагодарное дело. Очень много зависит не только от пилота самого по себе, но и от его команды: как ему собрали машину, насколько качественно и точно настроена эта машина под конкретную трассу. Даже погода может повлиять.

У меня лично была ситуация в этом году в Нижнем Новгороде, когда в течение пяти минут прошёл ливень. И в эти пять минут был мой выезд. Ничей другой. Вот я выезжаю на старт, и начинает лить. Мне дают пробный заезд. Я выезжаю, сто раз разворачиваюсь, понимаю, где самые скользкие места. Выезжаю на боевой заезд, аккуратно пытаюсь проехать, но на финише всё равно разворачиваюсь. А потом ливень прекращается, и через 10 минут всё сухо. Всё! Кто мог это вообще предположить? Как это было возможно? Слишком много факторов.

© Фото: RDS GP

Поэтому у Аркадия Петровича, я считаю, ничего такого прямо из ряда вон выходящего не произошло. Ехал он всегда хорошо, у него был целый набор технических проблем, и кроме как невезением, больше нечем это объяснить. То есть с точки зрения профессиональной подготовки машина была всегда прекрасна. Ну вот так получилось — то там кардан, то ещё что-то. Так что говорить о том, что вот чемпион уже не торт, уже сдулся, нельзя вообще.

Повторюсь, в нашем спорте всё настолько непредсказуемо и, самое главное, что для большинства болельщиков и даже пилотов победа — это не единственная цель. В отличие от любых других гонок, где только нужно первым приехать и всё, остальное не считается. Здесь очень важно, как эта победа далась, как она достигнута, каким путём, какими инструментами. Самое важное для пилотов в дрифте — это красиво проехать, открыто и по-честному.

У каждого из них есть кодекс чести, они его свято блюдут, очень внимательно за этим следят. И когда иногда случаются у некоторых пилотов, может быть даже не корыстно, а случайно, какие-то победы, которые не совсем хорошо выглядят, все переживают. Никто не хочет так побеждать. Все хотят выигрывать проездами, в которых выехал, дал на все деньги, и трибуны ахнули — для этого мы и ездим. Красивых проездов у Царя было много. Ну да, он в этот раз не выиграл — в следующий раз выиграет. И это касается, кстати, не только его, а всех остальных. Я имею в виду наших лидеров, тех, которые очевидно способны это сделать.

Я думаю, что вы имеете в виду в том числе и команду SINTEC • Fresh Маркетплейс, у которой сезон не задался. На ваш взгляд, что пошло не так, что привело к таким печальным результатам в первой половине сезона?

Ну, у «Фрешей», наверное, были сложности организационного плана. Я, конечно, глубоко не погружался в их ситуацию, но там поменялся состав всей команды — и менеджмент, и техническая, и инженерная вся составляющая, поэтому пока люди притирались, пока узнавали друг друга, уже полсезона и прошло. Это вегда очень сложный процесс. Становление команды –– это годы даже, не то, что месяцы. Я думаю, это основная причина. Как только все настройки внутренние были найдены, то сразу поехали и Лосев, и Дамир, и в общем всё было, я считаю, очень даже неплохо. Всё равно они не выиграли титул, но второе-то место заняли в командном зачёте. А в первой половине сезона они месте на пятом были. Так что да, сама по себе команда только как единое целое работает.

© Фото: RDS GP

LUKOIL Racing Drift Team тоже когда-то побеждала, а сейчас даже до подиума с трудом добирается…

Здесь мне сложно сказать. Вот я смотрю на команду, и мне кажется, что всё так: и пилоты отлично подобраны, и опыт колоссальный у LUKOIL Racing, как у организации. Она, наверное, вообще самая опытная, титулованная команда в российском автоспорте. Но я думаю, что им чуточку везения не хватает. Посмотрим. Я думаю, что в следующем году они будут очень серьёзно настроены.

По пилотам вообще не могу сказать ничего плохого. Они все достойные, они все очень перспективные. Кто-то уже опытный боец, а кто-то молодой, но очень талантливый. Кстати говоря, все всегда обращают внимание на завершающие картинки, и посмотрите, как проехал Сорокопуд на финальном этапе! С такой ездой с начала сезона он был бы совсем на другой позиции в чемпионате. Однозначно. Я очень удивился и обрадовался тому, как Денис проехал последний этап. Это было просто феерично! Так что я думаю, LUKOIL Racing Drift Team ещё всем даст!

© Фото: RDS GP

Финальной гонкой на «формульной» конфигурации в Сочи была шестичасовая гонка на выносливость, в которой принимали в том числе участие и пилоты RDS GP, Роман Тиводар и Аркадий Цареградцев, а также Надежда Яхнич из RDS Europe. В начале года в четырёхчасовой гонке на Moscow Raceway проехал Дамир Идиятулин. Насколько для дрифта и для вас лично важно, когда, скажем так, ваши подопечные выступают в других сериях?

Это очень важно, и я двумя руками «за», потому что до сих пор в профессиональном сообществе не все, скажем так, позитивно относятся к дрифту. По разным причинам, есть и откровенно не искренние — те, кто прекрасно понимает, что дрифт это такая же крутая дисциплина, как и «кольцо» или кросс. А есть те, кто просто не очень понимает, что это такое, поэтому и отношение «Ой, да ну, какие-то хулиганы!» Вообще в «кольце» любое движение боком — это проигрыш в секундах. Поэтому психология у гонщиков меняется. А с другой стороны, в гонках по скользкой поверхности любой дрифтер будет выигрывать, потому что у него контроль над автомобилем совсем другой — там в тысячу раз больше работы с педалями, с углом, с ощущением машины.

© Фото: RDS GP

Я очень радуюсь, когда наши пилоты принимают участие в смежных дисциплинах, потому что тогда профессиональные участники автоспорта видят, что дрифтеры — такие же гонщики, как они. Мало того, они ещё и выигрывают. Я всё вспоминаю и надеюсь, что нам в следующем году удастся повторить эксперимент с гонкой в картинге «RDS против F1», где мы выиграли. В том числе мы выиграли 3 заезда из 8 в классическом картинге, а это территория совсем уж сугубо профессиональная. Именно такие мероприятия помогают всему сообществу понять, что здесь не какие-то пацаны, а профессионалы мирового уровня, которые с Льюисом Хэмилтоном получали награды в 2019 году на награждении FIA. Так что мы тоже можем, тоже умеем и в «кольце», и таким выступлениям пилотов RDS я очень рад всегда.

Аркадий Цареградцев: К дрифту «Сочи Автодром» станет более лояльным

Что насчёт иностранцев в числе участников нового сезона. С китайскими пилотами, может быть, со спортсменами из какие-то других азиатских стран есть вообще какие-то контакты?

Нацональные автофедерации предпочитают не ссориться с головной организацией и просто не дают разрешения на участие в соревнованиях в России и пропагандируют, что нельзя туда. Поэтому, честно говоря, расчётов на то, что в следующем году кто-то к нам присоединится из дальнего зарубежья, у меня нет. Но надежда есть. То есть мы, скажем так, не планируем зарубежных пилотов, и думаем, что их не будет. Но если они появятся, мы готовы их принять. У нас есть все требования и все регламенты на английском.

Если с точки зрения документов всё готово, когда узнаем календарь нового сезона?

Мы сами себе поставили задачу до Нового года опубликовать календарь. В принципе, мы уже почти готовы это сделать, но не публикуем из-за того, что есть вопросы с автодромами. Сезон-2024 с точки зрения дат уже готов, но не подписаны договоры с автодромами, а пока мы этого не сделаем, мы не можем ничего публиковать, потому что будем нести ответственность.

Мы уже попадали в такую ситуацию, когда был отменён этап во Владивостоке — очень неприятная история. Вернуть деньги за билеты на этап RDS — не проблема, а вот какие-нибудь аэрофлотовские билеты по невозвратному минимальному тарифу... Мы чувствуем ответственность и публиковать календарь будем тогда, когда на руках окажутся документы, что этап состоится в это время в этом месте.

© Фото: RDS GP

А ещё мы хотим в тёплые края поехать погонять. Я летал в Эмираты на переговоры с одним автодромом, планируются другие с ещё одним очень известным автодромом там же неподалёку. Если всё получится, сначала проведём такой выставочный «матч», а потом, если всё пойдёт хорошо, будем, наверное, включать в общий календарь. Но это пока только планы — идеи, предварительные разговоры.

Есть планы ехать и в наши дружественные республики — надеемся, что удастся договориться с владельцами автодромов и местными властями о поддержке, потому что тяжеловато ехать в Среднюю Азию. Это долго, дорого, и там сразу надо проводить пару этапов. Ведём переговоры и где-то к 2025 году планируем туда продвигаться.

Что нас ждёт в новом сезоне с точки зрения спортивного и технического регламентов?

В первую очередь, у нас будет на один этап больше в RDS Europe — в серии в 2024 году пройдёт семь этапов, как и в RDS GP. Также в RDS Europe мы разделим зачёты для профессионалов и любителей. Любители поедут на самом узком колесе. Везде будет моношина.

И ещё будет восьмой этап — Суперкубок топ-16 пилотов RDS GP против топ-16 RDS Europe. Рубилово, думаю, будет дикое, потому что поедем все на узком 235-м колесе, которое используется в RDS Europe. Нашим грандам из RDS GP будет тяжеловато. Я надеюсь, что формат приживётся — когда мы объявим расписание, сразу будет видно, где и когда пройдёт Суперкубок.

И последний вопрос. Как сейчас обстоит дело с присвоением спортивных званий в дрифте?

Да, в этом году Российская автомобильная федерация и Министерство спорта с нашей помощью присвоили звания. Мы очень много внимания этому уделяли, помогали пилотам составлять правильные документы и всё такое. И у нас сейчас уже много и разрядников, и даже кандидатов в мастера спорта. Мастера спорта мы пока не присваиваем, потому что не можем — для этого нужно внести соответствующие изменения в ЕВСК, а это возможно только раз в год.

Следующие изменения, которые можно будет внести — это июнь 2024 года, но это только подать изменения. Соответственно, ещё полгода это всё будет рассматриваться-утверждаться. То есть в следующем сезоне, думаю, не успеем квалификационные требования утвердить. Но в 2025-м есть шанс, что победители на наших многоэтапных соревнованиях смогут получать звание мастера спорта. Сейчас почти все ведущие спортсмены у нас либо разрядники, либо КМС.

Редакция AUTOSPORT.COM.RU выражает благодарность пресс-службе Российской Дрифт Серии за помощь в организации интервью