Каким-то образом нам с вами хотя бы немного, но всё-таки повезло, что в эти непростые времена бывает нечасто. Однако так получилось, что фильм «Феррари», о котором было столько разговоров, в нашей стране вышел на несколько дней раньше, чем, например, в Америке. Там его покажут только на Рождество, а у нас – пожалуйста, он уже вовсю идёт – хочешь, смотри дублированный вариант, хочешь, на языке оригинала. Я предпочёл второй. И не исключаю, что мне захочется посмотреть этот фильм ещё раз. Этот текст – вовсе не рецензия, а просто попытка поделиться впечатлениями о только что увиденном, а они, эти впечатления, довольно сильные. Сразу оговорюсь, что я не большой любитель «важнейшего из искусств» и в кино хожу очень редко. По-моему, в этом году, который уже вот-вот закончится, это был лишь третий раз, из них первые два – походы в кинотеатр вместе с внуком, а не потому, что я люблю полнометражные мультики. Но не будем отвлекаться. В общем, в кино я хожу, когда не идти нельзя. Такое отношение у меня только к отдельным произведениям мировой киноиндустрии, в том числе к фильмам про гонки. Так вот, хочу предупредить, что фильм «Феррари» – не совсем про гонки. Хотя они там, конечно, тоже есть. Начнём с конца: на финальных титрах, которые идут под красивую ностальгическую итальянскую песню, я подумал: если у зрителя за весь фильм ни разу не выступят слёзы или, что называется, комок не подступит к горлу, то причин может быть две. Либо создатели картины малость не дожали, хотя и старались, как могли, либо упомянутый зритель – человек суровый, если не сказать чёрствый, и не склонный к сентиментальности. Теперь вернёмся к началу. Один из первых титров, который вы увидите, если пойдёте смотреть «Феррари», будет таким: 1957. История, которую за два часа экранного времени нам рассказывают создатели фильма, датирована этим годом. Более того, она повествует лишь об очень коротком отрезке биографии великого Коммендаторе – это всего несколько весенних месяцев 1957-го. Но они были до предела насыщены драматичными событиями, в которых особый характер Энцо Феррари проявлялся по-разному, но этот человек всегда оставался верен себе. Надо полагать, умение выбирать свою жизненную траекторию и следовать ей вопреки всему и отличает людей такого склада. Удивительно, но актёра, которому было доверено сыграть роль Феррари, зовут Адам Драйвер (Adam Driver). Фамилия говорящая, тут и комментарии излишни. И если в первых сценах фильма кажется, что внешне он, вроде бы, не так уж похож на того Коммендаторе, которого мы знаем по многочисленным фотографиям, то вскоре это ощущение уходит на второй план, потому что играет он вполне достоверно. Но ещё более убедительна Пенелопа Круз в роли Лауры Феррари, первой жены главного героя. Она справилась со своей миссией просто замечательно – хороша она и в гневе, и в печали, и в страсти – именно эти эмоции доминируют у её героини, переживающей очень тяжёлый период, когда рушится всё, что было ей близко и дорого. Актёры и актрисы, которые реже появляются на экране, тоже не разочаровали, и тут надо прежде всего отметить Шейлин Вудли, сыгравшую Лину Ларди, подругу Энцо Феррари, и Даниэлу Пиперно в роли его престарелой матери. Можно сказать, что фильм о страстях человеческих, прежде всего о любви в разных её проявлениях, среди которых, разумеется, важное место занимает и страстная любовь к скорости, к быстрым машинам, к победам на гоночных трассах, и о том, что у всего этого есть и другая, драматичная сторона. Автоспорт и сейчас остаётся делом рискованным, а в те времена он вообще был уделом людей отчаянно смелых. Перед нашими глазами проходит целая галерея пилотов той эпохи, вот лишь неполный их список – француз Жан Бера, аргентинец Эудженио Кастелотти, британцы Питер Коллинз и Стирлинг Мосс, итальянец Пьеро Таруффи – кстати, его играет Патрик Демпси, в мире автоспорта известный и как гонщик, и как владелец команды Dempsey - Proton Racing, выступающей в гонках на выносливость. Но больше всего внимания уделено трагической судьбе Альфонсо де Портаго, молодого испанского аристократа, у которого была репутация настоящего сорвиголовы на гоночных трассах и плейбоя за их пределами. И вот тут стоит сделать ремарку: авторам фильма пришлось погрешить против исторической истины и перенести некоторые более ранние события, связанные c биографией де Портаго, в весну 1957 года, но, наверное, некоторое несоблюдение хронологии простительно. Есть в картине и другие несоответствия подобного рода, так что знатоки истории при желании могут заняться их поиском, и это, наверное, тоже по-своему интересное занятие, хотя и лишённое особого смысла. А ещё попробуйте найти ответ на такой вопрос: узнаете ли вы среди людей, пилотирующих в фильме машины Ferrari, хотя бы одно знакомое лицо? И этого человека мы знаем вовсе не по фильмам. В общем, смотрите внимательно. Конечно, сама атмосфера Италии конца 50-х воссоздана во всех деталях и очень тщательно, как-то сразу веришь, что всё так и было. А какие там автомобили!.. Я не только о гоночных Ferrari и Maserati, но и Fiat, Alfa Romeo и прочих Lancia, на которых герои ездят в обычной жизни. Событий, связанных с Формулой 1, в биографическом кинополотне, посвящённом Энцо Феррари, не так много, но одна из важнейших линий сюжета – подготовка к легендарной Mille Miglia и сама эта гонка, состоявшаяся 11-12 мая 1957 года. В те времена это было одно из самых опасных автомобильных соревнований мира, и драматическая сторона спорта в фильме показана очень хорошо. Перед тем как идти в кино, можете почитать про ту гонку, чтобы знать историческую подоплёку, а можете этого и не делать – тогда восприятие будет, пожалуй, острее. А ещё тем, кому хорошо известна биография Энцо Феррари, например, по книгам, будет интересно посмотреть на его внебрачного сына Пьеро, которого теперь мы знаем как вице-президента и совладельца компании Ferrari. А в 1957 году ему было 12 лет и он носил фамилию матери, т.е. был Пьеро Ларди, и это тоже отдельная история, вокруг которой развиваются события фильма. Есть в нём и ещё один персонаж, чьё незримое присутствие ощущается от начала и до конца картины – это Альфредо Феррари, которого все звали Дино, старший сын Коммендаторе. Он ушёл из жизни за год до описываемых событий, но потерю Энцо Феррари переживал до конца своих дней, а тогда, в 1957-м, всё это было ещё очень тяжело и для него, и для его супруги. По дороге домой из кинотеатра я прокручивал в голове какие-то запомнившиеся сцены из фильма, и подумалось, что если есть к чему придраться, так это к тому, как показаны гонки. Нет, всё снято красиво, и реплики исторических машин, которые мы видим в кадре, выглядят вполне достоверно, но тут как раз не покидает ощущение излишней «кинематографичности», если хотите, театральности. Впрочем, это вполне объяснимо, потому как мы смотрим всё-таки не репортаж с гонок, а кино, снятое профессионалами Голливуда, а они своё дело знают. И если, посмотрев «Феррари», вам захочется поднять бокал красного итальянского вина, как это во многих сценах фильма делают его герои, не отказывайте себе в этом желании. Полагаю, это тоже будет означать, что авторы в чём-то достигли своей цели.
В FIA запретили пластины для защиты крепления днища