Пьеро Феррари: Отец не стремился к победам любой ценой
За десять дней до Нового года в российский прокат вышел новый фильм «Феррари», действие которого происходит весной 1957 года. Те несколько месяцев жизни Энцо Феррари, основателя легендарной итальянской компании, были наполнены очень важными событиями. Мы рассказывали об этом байопике, и многие уже наверняка успели его посмотреть и знают, что один из его героев – 12-летний Пьеро Ларди, младший сын Коммендаторе. Фамилию отца он взял только в 1990-м, и сейчас 78-летний акционер Ferrari поделился своими комментариями о новой работе американских кинематографистов. Вопрос: Почему был выбран именно 1957 год? Пьеро Феррари: В том году много всего произошло. Все помнят этот год, потому что тогда состоялась последняя гонка Mille Miglia, которая закончилась тяжелейшей трагедией. Гонщик Ferrari Альфонсо де Портаго и его штурман погибли в аварии, также унесшей жизни девяти зрителей, среди которых были и дети. Для всего автоспорта это стало настоящей трагедией. Затем в том же году стало известно, что у моего отца две семьи. В одной были его жена Лаура и их сын Дино, ушедший из жизни годом ранее, а во второй семье – я и моя мать, Лина Ларди. Вопрос: Энцо Феррари и де Портаго действительно познакомились только перед гонкой Mille Miglia? Пьеро Феррари: На самом деле всё было не так, как показано в фильме – их встреча произошла за год до этого. Уже тогда де Портаго начал сотрудничать с Ferrari, и это был весьма необычный персонаж. Это испанский аристократ, который, скажем так, вёл весьма свободный образ жизни и участвовал в гонках исключительно из-за страстного увлечения автоспортом. Помню, что в 1957-м я написал школьное сочинение на эту тему. Отец очень волновался, когда в 1956-м в Кортина Д’Ампеццо проходили зимние Олимпийские игры, а де Портаго был одним из членов сборной Испании по бобслею. Отец постоянно твердил: «Если он получит травму, то больше не будет выступать за нашу команду». Вопрос: Вы действительно хотели получить автограф Альфонсо де Портаго? Пьеро Феррари: Нет, это такое художественное допущение авторов фильма, потому что в те времена не было принято просить автографы. По крайней мере я их не коллекционировал. Но насколько помню, мои друзья, мои сверстники этим тоже не занимались. Впрочем, эта идея хорошо воплощена в фильме, ведь автоспорт действительно был очень популярным, и гонщики были в центре общего внимания. Вопрос: Энцо Феррари в фильме – это человек, который ради победы готов жертвовать всем. Он действительно был таким? Пьеро Феррари: Нет, он таким не был. Он хотел побеждать, это всегда было его целью, какой бы вызов он ни принимал. Но он не стремился к победам любой ценой. Самое главное, он не хотел подвергать риску жизни своих гонщиков. На самом деле после серьёзных происшествий – первым была как раз та авария на трассе Mille Miglia, а вторым – смертельная авария Лоренцо Бандини – он возвращался домой поздно вечером и говорил: «Всё, с меня хватит, так дальше продолжаться не может, мы должны остановиться». После этого в понедельник утром ехал в офис, видел своих рабочих, инженеров, и говорил: «Итак, что теперь будем делать? Мы должны двигаться вперёд, мы должны добиться, чтобы таких аварий больше не было». Вот так он находил силы и смелость, благодаря которым продолжал идти вперёд. Вопрос: Правда ли, что Энцо Феррари проводил очень много времени на заводе Ferrari? Пьеро Феррари: Да, он действительно проводил в компании много времени – среди машин, моторов, вникал во все технические детали. Помню, что каждый год в мае он спрашивал, какой двигатель будет подготовлен к гонке в Монце? Он вмешивался в разные проекты, но корректировал только цели, а не технические подробности – за всё это отвечали инженеры. Но ко всем этим процессам он относился очень серьёзно. Вопрос: Действительно ли Энцо Феррари доверял только своему ближайшему окружению, как это показано в фильме? Пьеро Феррари: Да, это правда. Он доверял людям, но при этом говорил, что доверие – это не то, что приобретается в рассрочку. Ты либо доверяешь тому или иному человеку, либо нет. Были люди, кому он доверял безгранично, но были и другие – не то чтобы он на их счёт сомневался, но просил руководителей подразделений устраивать им проверки. Вопрос: Правда ли, что многие важные персоны лично посещали Маранелло, чтобы приобрести автомобиль Ferrari? Пьеро Феррари: Да, это правда. Очень хороший пример – визиты принца Бернхарда, супруга королевы Нидерландов. Он был клиентом Ferrari и посещал Маранелло каждые два-три года – приезжал на своей Ferrari и забирал новую машину. В нашем доме он тоже бывал, часто заглядывал к нам на обед и был хорошим другом отца. Были и другие известные люди, в том числе отец дружил с итальянским кинорежиссёром Роберто Росселлини, который не раз бывал у нас вместе с Ингрид Бергман. Это была особенная пара, и автомобиль у них тоже был знаменитый. Я совсем недавно видел эту машину в Маранелло, в подразделении Ferrari Classiche, которое занимается реставрацией исторической техники.
В Ф1 планируют ограничить возможности клиентских команд