Франц Тост: Могу представить себя в роли советника
Бывший руководитель AlphaTauri Франц Тост покинул свой пост в конце 2023 года. В интервью F1Insider он говорил о лучших гонщиках Формулы 1, недостатках специалистов компьютерного поколения и упущенных возможностях BMW… Вопрос: Франц, большую часть жизни вы провели в автоспорте, но в конце прошлого года объявили об уходе… Франц Тост: Решение было принято раньше. Два года назад я сказал Дитриху Матешицу, что не хочу стоять на пит-уолл в 70 лет. Он сказал: «Хорошо, но подожди, пока мы не найдём преемника». Мы нашли Лорана Мекиса и Питера Байера. Я оставил AlphaTauri в надежных руках. Вопрос: Советник Red Bull Хельмут Марко уже заявил, что хочет привлечь вас в качестве консультанта… Франц Тост: Да, мы обсудим этот вопрос 15 января, а там посмотрим, в какой роли я продолжу работать в Red Bull. Я всегда буду связан с автоспортом, поэтому вполне могу себе представить роль советника. Вопрос: Вы не видите себя в роли телевизионного эксперта? Франц Тост: Нет, это не моё. Пришлось бы заниматься политикой, а я этого не люблю. К тому же, правда не всем нравится. Ральф Шумахер отлично справляется с ролью эксперта, но слишком мягок в оценках ситуации. Я был бы более радикальным. Вопрос: Как вы оцениваете свою карьеру? Франц Тост: Позитивно. Я был заряжен с самого начала. Мое время в школе гоночного вождения Вальтера Лехнера, затем работа с Михаэлем Шумахером в команде Вилли Вебера в Формуле 3, затем с Ральфом Шумахером, стали яркими моментами. Какое-то время я провёл с BMW. Самым серьёзным вызовом стало создание юношеской команды для Диди Матешица. После покупки Minardi нам пришлось начинать с нуля. Это была огромная задача. Никогда не забуду первую победу с Себастьяном Феттелем в Монце в 2008 году. Вопрос: Сотрудники вашей команды могут вздохнуть с облегчением, узнав о вашем уходе. Недавно вы резко раскритиковали их перед камерами… Франц Тост: Они уже справились с этим. Порой приходится обучать инженеров из поколения компьютеров. Я был зол, поскольку наш Юки Цунода слишком долго оставался на трассе во время последней гонки в Абу-Даби. Слепому было понятно, что ему нужно сменить шины, чтобы не уступить позицию Фернандо Алонсо. Но стратеги просто смотрели на свои расчетные программы и верили цифрам. Для меня это было уже слишком. Я пригрозил выбросить их ноутбуки на улицу в следующий раз, но, поскольку это была моя последняя гонка, сделать этого не смогу. Важно, чтобы те, кто родился в эру компьютеров, понимали – это хороший инструмент, но не более того. Нужно помнить о здравом смысле, ведь это люди пишут программы, по которым потом работают. Вопрос: Применим ли этот принцип к гонщикам? Франц Тост: С точностью до наоборот. Пилотам следует изучать как можно больше данных, чтобы постоянно совершенствоваться. Я не раз понимал, что гонщик даже не знает, какие настройки машины использует его напарник по команде. Вы сможете постоянно улучшать свои результаты, только если будете анализировать свои круги и гонки. Вопрос: Михаэль Шумахер тратил на это часы... Франц Тост: Да, но Себастьян Феттель, Макс Ферстаппен, Карлос Сайнс и Пьер Гасли тоже серьёзно работали. Михаэль всегда знал, в чём он может прибавить и каковы слабые места у его напарника по команде. С самого начала чемпионы большую часть времени проводили на гоночной трассе с инженерами и данными. У Алена Проста, Айртона Сенны, Михаэля Шумахера, Себастьяна Феттеля и Макса Ферстаппена всё это есть. Вопрос: Можно ли узнать чемпиона в раннем возрасте? Франц Тост: Чемпиона – нет, но природный талант виден сразу. Я говорю о навыках пилота и отношении к скорости. С Михаэлем никогда не возникало ощущения, что он осторожничает, даже на первом круге. Так было и с его братом Ральфом. И с Максом Ферстаппеном. Когда он впервые сел за руль Формулы 1 в Сузуке в 17 лет, он сразу справился, несмотря на гораздо более высокую скорость и перегрузки на торможении до 6g. Вопрос: Как вы вспоминаете свои дни в BMW? С 2000 по 2005 год вы были операционным директором в BMW Motorsport… Франц Тост: Только позитивно. BMW была лидером в области технологий, они создали лучший двигатель, который я когда-либо видел в Формуле 1. Проблема была в Williams, команда просто не шла в ногу со временем. Именно по их вине в BMW не смогли выиграть Кубок конструкторов. В Монце 2003 года Ральф Шумахер попал в серьезную аварию из-за того, что в Williams поставили на его машину старую подвеску, которая сломалась на тренировке. Травмированного Ральфа пришлось заменить. Я уверен, что с Ральфом BMW стала бы чемпионом мира. Мне очень понравилось работать и жить в Мюнхене. Это один из моих самых любимых городов. Вопрос: Как сильно вы скучаете по Михаэлю Шумахеру? Франц Тост: Очень сильно. Не только как по одному из лучших гонщиков всех времен, но и как по человеку. Ему можно было доверять, он никогда не притворялся и всегда открыто говорил то, что думал. Вопрос: Карьера его сына Мика сложилась бы иначе, если бы он был рядом? Франц Тост: Думаю, да. Не только из-за его огромного опыта, но и из-за своего авторитета в Формуле 1. Вопрос: Макс Ферстаппен доминирует в современной Формуле 1. Видите ли вы кого-нибудь, кто сможет сравниться с ним в будущем? Франц Тост: Нет. Если у Макса и дальше будет хорошая машина, он выиграет ещё много гонок и титулов. Он не достиг предела и станет ещё лучше. Ни один гонщик, который был или будет его напарником, никогда не выйдет за рамки роли гонщика номер два.
В Ф1 планируют ограничить возможности клиентских команд