Герхард Бергер: Формула 1 на особом положении
В интервью Auto Motor und Sport бывший гонщик Формулы 1 Герхард Бергер говорил о жизни на пенсии и ситуации в чемпионате… Вопрос: Чем вы сейчас живёте? Герхард Бергер: Я провожу много времени дома и мне это нравится. Общаюсь с семьёй, могу поспать после обеда, мы вместе ужинаем. Я с раннего возраста оказался в автоспорте и по-прежнему люблю гонки. Прежде они занимали всё моё время, сейчас этого немного не хватает, но я посвящаю это время семье. Мне грех жаловаться. Я застал 80-е и 90-е в Формуле 1, выступал рядом с лучшими, потом руководил спортивной программой BMW, работал в Toro Rosso, FIA и DTM. Я благодарен судьбе за это. Спорт – хорошая школа жизни, особенно автоспорт, где пересекаются техника, политика и экономика. В других видах спорта почти всё зависит от таланта и физической формы, а в автоспорте вы должны быть лучшим во всём, чтобы побеждать. Это «Пиранья-клаб», в котором выживает сильнейший. И если вы добились успеха, значит действительно чего-то стоите. Вопрос: По ходу карьеры вы работали со многими удивительными людьми. Кто запомнился больше всех? Герхард Бергер: В 80-е и 90-е годы Формула 1 была местом встречи самых разных персонажей. Одни были готовы поставить на успех всё своё состояние, и некоторые в итоге оказались в тюрьме, другие рисковали жизнью. Удивительное время! Берни Экклстоун талантливо дирижировал этим оркестром. Я вырос в небольшой деревеньке в Тироле и был механиком по ремонту грузовиков, а через несколько лет выступал в Формуле 1 за Ferrari. О большем и мечтать было нельзя! Выступая в Кубке Alfasud в Имоле, я впервые увидел машины Формулы 1. Вы не представляете, как я тогда был далёк от этого. Я сидел на ограждении в повороте Tosa, видел, как гонщики Формулы 1 его проезжают, и говорил себе, что никогда этого не смогу. Тогда я отдельно отметил Микеле Альборето за рулём зелёной машины Tyrrell, а через несколько лет он стал моим напарником в Ferrari. В 1981-м я провёл свой первый полный гоночный сезон, но тогда это было скорее хобби, а в 1984-м дебютировал в Формуле 1. Многих мы потеряли. Штефан Беллоф, Йо Гартнер, Маркус Винкельхок, Элио де Анджелис, Роланд Ратценбергер, Айртон Сенна. Я тоже несколько раз попадал в серьёзные аварии, но обошлось. Вопрос: Руководитель команды или гонщик видят автоспорт изнутри, а сейчас вы оказались снаружи. Насколько иначе всё воспринимается со стороны? Герхард Бергер: Оглядываясь назад, я понимаю, что недостаточно ценил то время. Нужно было больше радоваться победам, праздновать успехи. Кеке Росберг как-то сказал мне по пути на подиум: «Мы редко получаем такое удовольствие, и если есть шанс – его надо использовать». Мы не так часто побеждали, как настоящие таланты – Сенна, Шумахер, Хэмилтон и Ферстаппен. Вопрос: Как вы оцениваете сегодняшний уровень автоспорта? Герхард Бергер: Ситуация непростая, но Формула 1 на особом положении. Это сочетание отличного спорта и яркого зрелища. Технические нюансы – гибридная силовая установка, электрическая, водородная – не должны играть решающую роль. Важно увлечь болельщиков и увеличивать их число. Полные трибуны – доказательство того, что всё идёт верно. Остальной автоспорт страдает от вынужденного стремления потакать обществу. Но, во-первых, технологии будущего ещё не определены. Во-вторых, уже понятно, что в чистом виде электромоторы спорту не подходят. Автоспорт больше не является тестовой площадкой для производителей. Сейчас для команд Формулы 1 важнее всего симуляторы и стендовые испытания, гонщикам больше не нужно проезжать большую дистанцию на тестах, чтобы машины были надёжны. В прошлом году у Red Bull вообще не было поломок по ходу сезона. В моё время это было невозможно себе представить. Вопрос: Как вы оцениваете беспрецедентное доминирование Макса Ферстаппена. Он уже соответствует уровню Сенны и Шумахера? Герхард Бергер: Непростой вопрос. Я выступал в одно время с Сенной и всегда ставлю его на первое место. Но как оценивать остальных? Очевидно, что по фактам и цифрам. Тогда первым должен быть Шумахер. Но в случае с Ферстаппеном, я не очень понимаю, работает ли моя старая шкала оценок. В прошлом сезоне Макс вообще не ошибался, а у Айртона порой были ошибки. Сенна и Шумахер в своё время активно гонялись в картинге. Сейчас Ферстаппен постоянно занимается на симуляторе, иногда проводит по три гонки в день. Он живёт этим. Он опробовал на симуляторе все возможности для обгона на всех трассах и точно знает, в каких поворотах можно обогнать, а в каких нет. Таких инструментов не было у Сенны, Шумахера или Хэмилтона. Сейчас видно, что Макс всегда занимает оптимальную позицию на трассе – на старте, в первом повороте, в борьбе за позицию. И я не представляю, как можно было бы проехать ещё лучше. Видимо, Ферстаппен – это лучшее, что мы видели в Формуле 1. Вопрос: Как вы считаете, в этом году кто-то сможет навязать борьбу Red Bull? Герхард Бергер: Они очень высоко подняли планку. Если смогут выступать на том же уровне, соперникам придётся непросто. Им нужны какие-то экстраординарные решения, чтобы выйти на тот же уровень, но посмотрим. Возможно, что-то получится у Ferrari, нельзя недооценивать Mercedes и Хэмилтона, да и в McLaren хорошо справляются со своей работой.