В Подмосковье прошел мотокросс в честь 120-летия Валерия Чкалова

В подмосковной деревне Бородино завершились захватывающие мотогонки на приз имени Валерия Чкалова.

В Подмосковье прошел мотокросс в честь 120-летия Валерия Чкалова
© Российская Газета

Название "Бородино" географически вводит в заблуждение. Это "не то" Бородино. Совсем иное - деревня в нескольких километрах от Москвы, рядом с Мытищами: здесь расположен прекрасный мототрек. Идеально подходящий для тех, кого не испугает мороз.

Современный мотоцикл - это техника, которая по скоростным и "летно-подъемным" характеристикам сопоставима с истребителями 1930-х. Впрочем, делить байки и самолеты не стоит. "Авиация и мотоциклетный спорт всегда были вместе", - объявил ветеран Военно-Воздушных сил Григорий Горварт, передав участникам приветствие лично от командующего ВКС. По его авторитетному мнению, и мотоциклы, и самолеты требуют от тех, кто ими управляют, примерно одинаковых качеств. А именно: высокой скорости принятия решения, внимательности, знания матчасти и предельных возможностей своей техники, а также смелости и героизма.

2 февраля страна отметила 120-летие со дня рождения легендарного летчика-испытателя. О Чкалове-летчике знают все. О Чкалове-мотоциклисте, причем страстном и незаурядном - немногие, и этот мотокросс призван закрыть этот досадный изъян.

Организаторы мотокросса - автомотоклуб Федеральной службы охраны (ФСО) и клуб "Галлакс".

Соревнования в Бородино проводят в девятый раз. Изначально периодичность и формат мотокросса были задуманы как ежегодные. Но три года, с 2020 по 2023-й, по форс-мажорным обстоятельствам его не проводили.

Организаторы позитивно оценивают результаты возобновления традиции: на старт выехали более двухсот участников. Неплохой показатель. Для сравнения: начинал чкаловский кросс со 150 мотокроссменов, на пике число участников превышало 300. Можно надеяться, что к юбилейному 10-му кроссу показатели не просто восстановятся, но побьют все рекорды.

"Чкаловский мотокросс является одним из старейших, - говорит статс-секретарь, заместитель директора ФСО генерал-полковник Виктор Шлемин. - Впервые он прошел 85 лет назад, в память о погибшем при испытательном полете Валерии Чкалове. Неизменными с тех пор остаются главные принципы: сохранение командного духа, нерушимость спортивных традиций, честная и бескомпромиссная борьба, основанная на добрых, дружеских взаимоотношениях".

Уточню для самых внимательных. Если впервые кросс прошел в 1939-м, то как возможно проводить соревнование в девятый по счету раз? Все просто: мотокроссы в честь Чкалова (его современники знали, что он бесшабашный мотоциклист) действительно проводят уже 85 лет. Но мотокросс в Подмосковье в нынешнем формате - это современность. Заезды по пяти классам: "Юноши" (шипы), "Открытый" (шипы) - до 35 лет, "Открытый" без шипов, "Открытый" (шипы) - после 35 лет, и мотоциклы 750 куб. см с колясками без шипов. Длина трассы - 3,5 км. Здесь отсутствует личный зачет, а победители определяются по результатам финиша последнего члена команды.

На этот раз география участников: Москва, Подольск, Заречный (Свердловская область), Мытищи, Видное, Обнинск, Чехов, Калуга, Протвино, Тейково, Детчино (Калужская область), Павловский Посад, Коломна, Ковров, пос. Таловый Ростовской области, Шуя и Пенза.

Гендиректор автомотоклуба ФСО Павел Медведков рассказал о новациях. Увеличен призовой фонд - премии получат не только команды, вошедшие в тройку победителей, но и занявшие четвертое, пятое и шестое места. Уникальность этого мотокросса в том, что он проводится без стартовых взносов от участников. Такой щедрости от организаторов в стране надо еще поискать. Да и не только у нас. Пожалуй, и в мире - тоже.

О том, как получить допуск и побеждать рассказал ветеран "чкаловского мотокросса" мастер спорта Алексей Ярыгин. Нужно садиться на мотоцикл как можно раньше (сам он гоняет с девяти лет) и не изменять увлечению всю жизнь (в этом спорте он 30 лет). Член команды автомотоклуба ФСО России Ярыгин - потомственный мотоциклист, в спорт его привел отец, Геннадий Ярыгин, заслуженный тренер России, мастер спорта международного класса.

Важно: победа - это не только получение огромной вазы с изображением Валерия Чкалова (главный приз, но себе его не оставить - ваза ежегодно переходит к новому победителю). Это преодоление себя. Лучше всяких слов: постоять рядом с треком, по которому несутся, а местами и проносятся над твоей головой герои-мотокроссмены.

Ну а кто покажет лучший результат - дело важное, но не основное. Проигравших нет. И здесь все равны, кстати, настоящий феминизм, в лучшем смысле слова - тоже здесь. Хоть ты мальчик, хоть девочка - неважно. Ты либо отважился промчаться через эти круги испытаний, либо не хватило характера. На чкаловском мотокроссе лишь одна форма дискриминации: девочкам вручают на финише букетик тюльпанов. Мальчики, увы, остаются без цветов. Только адреналин в крови, и торжество в душе: "Я это сделал!"

И это не фигура речи. Если в 2020 году (последний кросс до перерыва) на заезды вышли три мотоциклистки, в этот раз - семь. Тенденция налицо.

… Мотокросс завершен, но празднования в честь 120-летия Чкалова только начинаются. Правнук летчика, представитель международного мемориального фонда "Чкалов" Игорь Чкалов сообщил "РГ", что празднование юбилея будет проходить на протяжении всего года.

"Мы хотим ярко и интересно рассказать об истории жизни и достижений, показать, что в каждом есть те самые лучшие качества, которые были в Валерии Павловиче и помогли ему стать легендой. Показать, что героями не становятся за один день, каждый и сегодня может быть героем, как минимум героем своей собственной жизни, замотивировать на его примере к новым достижениям. Для этого мы будем использовать понятные и привычные для молодежи форматы - помимо событийной части, планируется крупный медиапроект и современный художественный фильм о Валерии Чкалове".

Конкретно

Команда "ММТ Мотоспорт" из Москвы стала победительницей соревнований в общем зачете. Они забрали главный приз - большую керамическую вазу с портретом Валерия Чкалова, изготовленную в 1939 году.

Кстати

Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василево Нижегородской губернии. После окончания сельской школы учился в ремесленном училище в городе Череповце. Затем работал молотобойцем и кочегаром. Осенью 1919 года добровольно вступил в Красную армию, был слесарем по ремонту и сборке самолетов и моторов 4-го Канавинского авиационного парка в Нижнем Новгороде. Окончил две авиашколы, известность получил как командир экипажа самолета АНТ-25, совершившего в 1936-1937 гг. два сверхдальних перелета.

18-20 июня 1937 года экипаж Чкалова совершил беспосадочный перелет Москва - Северный полюс - Ванкувер, ставший первым в истории трансарктическим перелетом из Европы в Америку. Экипаж принимал в Белом доме президент США Франклин Рузвельт.

15 декабря 1938 года Чкалов разбился, испытывая истребитель И-180 конструкции Поликарпова. При заходе на посадку у самолета отказал мотор. Стараясь избежать падения на жилые постройки, летчик столкнулся с высоковольтной опорой. Урна с прахом находится в Кремлевской стене на Красной площади.