Бахнули: как прошёл первый этап чемпионата по ралли-рейдам «Россия – Северный лес 2024»

Есть в русском языке такое испанское слово – «баха». Оно означает разновидность ралли-рейда, которая отличается компактностью маршрута и его точной определённостью. За классическим ралли-рейдом наблюдать не так интересно: выехали экипажи со старта, рванули куда-то в сторону горизонта, и всё – жди их потом на финише (который находится чёрт знает где). Баха в этом отношении намного интереснее: её проще наблюдать, и всё, что происходит на трассе, почти сразу становится известно каждому зрителю. Ну а баха «Россия – Северный лес» привлекательна вдвойне: это единственная в мировой серии снежно-ледовая баха, которая к тому же является этапом Чемпионата России по ралли-рейдам. И кто там только не гоняет! От маленьких, но очень злых багги до спортивных полноприводных Газелей. Давайте воспользуемся приглашением друзей из команды ГАЗ Рейд Спорт и посмотрим, как это происходило в этом году.

Бахнули: как прошёл первый этап чемпионата по ралли-рейдам «Россия – Северный лес 2024»
© Колеса.ру

Время, место и действующие лица

Начнём с теоретической части: расскажем, как устроена гонка, где она проходит и кто принимает в ней участие.

Впервые как этап Чемпионата России эту гонку проводили в 2003 году. Тогда она стартовала прямо из центра Санкт-Петербурга и проходила в Ленинградской области. Несколько лет подряд Ленинградская область оставалась единственным местом проведения бахи, но с 2015 по 2019 год её проводили в Карелии. В 2020 году гонка вернулась в Ленобласть, и с тех пор основной локацией для «Северного леса» стал спортивно-развлекательный комплекс «Игора Драйв». Место выбрали удачное: тут есть всё и для работы команд, и для приёма журналистов. 

В этом году баха проходила с 9 по 11 февраля, из которых самыми насыщенными днями стали 10 и 11 февраля. Оно и понятно: девятого спортсменам предстояло проехать только пролог – короткий 17-километровый участок, по результатам прохождения которого распределяются стартовые позиции на первый полноценный день гонки. А спортсменов много: 28 экипажей. Разумеется, в разных классах.

В этом году на «Северном лесе» шла борьба в четырёх классах: Т1, Т2, Т3 и R. Самый многочисленный класс (16 из 28 экипажей) – это Т3, мотовездеходы. Или багги, кому как привычнее. Часто их ещё называют немного уничижительно «кибитками», но поверьте мне на слово: это всем кибиткам кибитки! Они такое на трассе вытворяют, что многие другие им завидуют. Пять автомобилей ехали в классе R (рейд-спорт), ещё пять – в классе серийных внедорожников Т2. И всего две машины выступали в классе Т1 (он же – Суперпродакшн). 

Теперь вернёмся к команде ГАЗ Рейд Спорт. Логично, что этой команде с её бешеными Газелями прямая дорога в класс R. Так оно и вышло: в рейд-спорте за место на тумбочке сражались Алексей Игнатов и Евгений Павлов на Газели NN с независимой передней подвеской и второй экипаж в составе Александра Семёнова и Дмитрия Охотникова на Газели NN с зависимыми подвесками. Кстати, с прошлого сезона машины получили некоторые технические изменения. 

На машине Игнатова и Павлова не стали экспериментировать с моторами и коробками и использовали только проверенные решения, которые отлично себя зарекомендовали в прошлом году. А вот переднюю подвеску доработали: прошлый «Шёлковый путь» показал, что и как в ней можно подкорректировать. Забегая вперёд отмечу, что корректировка получилась удачной, и, по словам пилота, многие ямы машина теперь пролетает ходом.

Зелёная Газель Семёнова и Охотникова подверглась более серьёзным изменениям. Несмотря на то, что Семёнов на ней в прошлом году выиграл три этапа Чемпионата, команда приняла решение проверить на ней новую коробку передач. Что из этого получилось, расскажем чуть ниже.

Не обошлось в этом году и без маленького, но очень приятного сюрприза: за ГАЗ Рейд Спорт выступил неожиданный экипаж в составе Анастасии Нифонтовой и Екатерины Жадановой. Дубасить по трассе они, конечно, стали не на Газели, а на более привычном им Can-Am Maverick Max X RS Turbo RR. То есть, в классе Т3. Признаюсь, это только добавило интереса: экипаж среди фанатов автоспорта хорошо известен, и то, как пройдёт его дебют в ГАЗ Рейд Спорт, интриговало многих. Тем паче что конкуренция там, как мы уже говорили, самая высокая – 16 экипажей. Что ж, вот сейчас на прологе и узнаем, кто там кого…

Пять секунд, пять секунд…

Надо сказать, с погодой на «Северном лесе» лично мне как-то не везёт. В прошлом году в день пролога ураганный ветер сдувал с дороги в лес собак и самых лёгких журналистов, а в этом году и те, и другие немного подвывали от мороза. Правда, сильного ветра не было, а солнце светило неожиданно ярко (хотя и бестолково – без тепла). Собак и журналистов не больно-то жалко, а вот за пилотов я переживал искренне: трасса хорошо промёрзла и оказалась скользкой. В общем-то, снежно-ледовая трасса и не должна быть шершавой, но ситуацию усугубил ещё и замёрзший в лёд снежный бруствер, упираться в который стало опасно. Тем не менее пролог получился захватывающим: разница во времени среди лидеров составляла буквально секунды. И что самое приятное, уже с пролога экипажи ГАЗ Рейд Спорт сделали серьёзную заявку на лидерство.

Скажу честно: я подозревал, что Алексей Игнатов и Евгений Павлов на своей белой «газельке» с независимой передней подвеской дадут жару по полной. И очень рад, что не ошибся в способностях этого экипажа: в своём классе в первый же день бахи они стали первыми. Ну и 13-е место в абсолютном зачёте (то есть среди всех) – это тоже отличный результат. Да-да, потому что не стоит забывать, что бороться «газелькам» в абсолюте приходится не только с подготовленными Toyota Land Cruiser 200, но и с багги, и с болидами класса Суперпродакшн. 

Второй экипаж на Газели (Александр Семёнов и Дмитрий Охотников) привёз четвёртое место в классе. И это тоже очень достойно. И вот тут вспомним новую коробку, точнее – сцепление. Первая обкатка показала, что на его доводку ещё требуется время. Скорее всего, можно было показать ещё более достойный результат в прологе, но для этого нужно было немного доработать сцепление, которое работало не совсем идеально. При этом новая коробка показала себя хорошо, так что к ней вопросов нет – в новом сезоне она в машине останется.

Ну а настоящими героями первого дня из команды ГАЗ Рейд Спорт стали Нифонтова с Жадановой, которые мчали так задорно, что пришли третьими в абсолюте. Причём надо обратить внимание на время трёх лидеров: экипаж Вячеслава Папуцкого и Игоря Чудайкина на Yamaha YXZ1000R прошёл участок за 0:14:09:0, Сергея Карякина и Соверио Витторио на Can-Am Maverick X RS — за 0:14:09:1, а Нифонтова и Жаданова пролетели его за 0:14:14. То есть, за 17 км они проиграли лидерам (которые пришли практически одновременно) всего пять секунд. Такой минимальный разрыв предполагал колоссальный накал страстей во второй день гонки. И страсти действительно накалились.

Ёлка, лёд и миллиметры

Когда вечером первого дня я спросил у девятикратного чемпиона России, одного из самых опытных штурманов России Евгения Павлова, что он думает о прологе, он рассказал буквально следующее: «Сегодняшний спецучасток очень накрученный-наверченный. Непростая трасса, потому что узко. Чуть переборщил со скоростью – можно и в бруствер залипнуть. Кибиткам там, естественно, проще, потому что они маленькие, и для них как раз дорога широкая, хоть боком выставляйся. А нам аккуратненько надо ехать… Рулёжно. Лёша там сегодня за эти 17 километров видно было – урулился, жарко ему было. Но на самом деле трасса интересная. Непростая. Абсолютные скорости небольшие, но трасса прямо рабочая… Наша машина хорошо рулится на этой подвеске. Были тут шпильки такие – затычные, и раньше на обычной машине (имеется в виду на машине с зависимой передней подвеской – прим. авт.) в один приём не могли вписаться, а здесь уже вписывались».

В общем-то, даже по этой фразе понятно, что второму экипажу пришлось ещё сложнее – он едет на машине как раз с зависимой подвеской. Почему это так важно сейчас? Потому что в маршруте пяти спецучастков второго дня трижды повторяется маршрут пролога – командам придётся проехать по ним ещё неоднократно. И это значит, что основные сложности для экипажей на Газелях останутся прежними: узкая трасса с множеством крутых поворотов, где у маленьких машин будет заметное преимущество. С другой стороны, есть Нифонтова на багги, так что команда в общем зачёте может рассчитывать на неё. Но, увы, помешала встреча с ёлкой.

Первый спецучасток Анастасия прошла блестяще. А вот на 46-м километре второго спецучастка случилась неприятность: поворот, бугорок, скорость… В итоге – встреча с коварным деревом, погнутые рычаги, сломанный поворотный кулак, потерянное правое переднее колесо. Очень обидно! Устранить последствия встречи с елью на месте не удалось, последовали эвакуация и потеря возможности сражаться за место в лидерах. Оставалось надеяться на экипажи Газелей.

А экипажи Газелей работали, как хорошо смазанные Железные Дровосеки: размеренно, методично и вроде как даже без устали. Алексей Игнатов и Евгений Павлов в этот день не только не стали уступать заработанное накануне первое место в своём классе, но и забрались на седьмое место в абсолютном зачёте (напомню, что после пролога они занимали в абсолюте 13-е место). Более того, Александр Семёнов и Дмитрий Охотников тоже значительно улучшили свои позиции в таблице, забрав третье место в категории и 11-е – в абсолютном зачёте. Ну а между ними на втором месте в категории рейд-спорт расположился экипаж Константина Иванова и Александра Горькова на TLC 200.

Само собой, ехать на Газелях оказалось сложно: узко, множество поворотов, и, кроме того, мешали вставшие на трассе экипажи соперников. «Газелькам» и без них тесновато, а тут ещё приходится объезжать тех, кто дальше ехать уже не смог. Сходов действительно получилось достаточно: некоторые экипажи теряли полный привод, но продолжали биться до последнего, а вот некоторые другие останавливались по причине более серьёзных поломок. И среди вставших из-за поломок или застрявших в снегу машин Газели команды ГАЗ Рейд Спорт аккуратно, но уверенно прокладывали путь к лидерству.

Ну а что в абсолюте? Тут на второй день на первое место вышел опытный экипаж Бориса Гадасина и Дмитрия Кожухова, второе место заняли Алексей Черкесов и Артём Шевелев, третье – Павел Андреев и Глеб Мокеев. Все – на багги (категория Т3).

Снова мороз и снова… ёлка

Второй день бахи должен был быть самым драматичным по определению: в последний день решится, кто просто так морозил себя в лесу и морозил зрителей (с утра термометр показывал беспощадные -26 градусов), а кто делал это ради места на подиуме. Конечно, можно вспомнить Высоцкого с его бессмертным «но нет – никто не гибнет зря, так лучше, чем от водки и от простуд», но всё же кроме удовольствия от преодоления себя всегда хочется получить и удовольствие от места на тумбочке. Поэтому драка в последний день бахи разгорелась на славу. Как тут не вспомнить экипаж Руслана Мисикова и Сергея Шатинского, который в азарте на восьмом спецучастке перевернул свою машину через крышу. Что поделать – победы иногда хочется любой ценой.

Начнём с ГАЗ Рейд Спорт. Как уже говорили выше, экипажу Анастасии Нифонтовой призовое место после встречи с ёлкой уже не светило, поэтому в заключительный день её задачей было проехать оставшиеся спецучастки без особого фанатизма и дойти до финиша. Может, так всё и вышло бы, если бы не… ёлка. Вторая ёлка за гонку (более того – та же самая ёлка) и ещё раз оторванное правое переднее колесо – это уже перебор. Увы, пришлось выбыть из борьбы окончательно. Очень обидно, но с другой стороны – это опыт. Верим, что дальше всё сложится удачнее, потому что воли к победе у этого экипажа не отнять.

Заставил понервничать и экипаж Алексея Игнатова и Евгения Павлова. Точнее, не экипаж, а его машина, которая сначала лишилась переднего привода, а затем – третьей передачи. Тут надо отметить работу механиков, которые за сорок минут успели заменить коробку, а сорок минут – это ровно то время, которое даётся на сервис. Команда техников в это время уложилась, и пусть на заднем приводе, но вернула машину в строй. Нельзя не отдать должное мастерству Алексея Игнатова, который на одном только заднем приводе сумел отстоять первое место в своей категории. Первая гонка в сезоне – и первое золото! Кстати, в абсолюте они тоже смогли подняться на одну строку в турнирной таблице и заняли в ней шестое место. Но это ещё не всё.

Александр Семёнов и Дмитрий Охотников на своей Газели дрались, как львы, и тоже вырвали себе место на подиуме! Да, они уступили экипажу Константина Иванова на Toyota Land Cruiser 200, но бронзу всё же забрали. В итоге у команды ГАЗ Рейд Спорт сразу две медали в одном этапе Чемпионата России – золото и бронза.

В абсолюте места расположились следующим образом. Первое место завоевали Борис Гадасин и Дмитрий Кожухов на своём G-Force T-3GF (команда G-FORCE Motorsport), второе место – Алексей Черкесов и Артём Шевелев на Can-Am Maverick XRC Turbo RR, третье – у Дмитрия Черкесова и Владимира Простакова на Can-Am Maverick X3 XRC Turbo RR. Ну и так как все они ехали в категории Т3, то в этой категории места распределились ровно так так же, как и в абсолютном зачёте.

В категории Т2 (серийные машины) первое место у Вадима Новикова и Дмитрия Рыбина на УАЗ Патриот заводской команды УАЗа, второе – у Леонида Петрова и Антона Плетенева на TLC 200 (команда «Русь»), третье – у Антона Мельникова и Антона Николаева на TLC 200 (команда «Подмосковье»). 

* * *

Так как я болел за ГАЗ Рейд Спорт, то удовольствия скрывать не буду: результаты меня устроили полностью. Особенно ценно, что эти результаты были показаны в первой гонке сезона, когда некоторые технические решения только начинают свою обкатку на гоночной трассе. Так что молодцы вся команда: и пилоты, и штурманы, и механики с инженерами. Если дебют оказался удачным, что дальше всё будет ещё лучше. Во всяком случае рассчитывать на это можно точно. Ну а экипажу Анастасии Нифонтовой желаем чуть больше удачи: иногда в автоспорте от неё зависит больше, чем от надёжности машин и мастерства экипажей.