Рекорды на льду Байкала: российские производители покоряют эксклюзивные трассы

"Дни скорости на льду Байкала" - это фестиваль, целью которого является установление рекордов скорости на природном льду. На мероприятии работают представители Российской автомобильной федерации (РАФ), которые официально фиксируют все установленные рекорды. В рамках "Дней скорости" проводятся заезды на различных типах автомобилей, включая гражданские и гоночные модели.

Рекорды на льду Байкала: российские производители покоряют эксклюзивные трассы
© Российская Газета

27 февраля фестиваль "Дни скорости на льду Байкала" стартовал в 12-й раз. Надежное сцепление со скользким покрытием в этом году доверили шинам отечественного бренда Ikon Tyres. И они же предоставили зимние шипованные покрышки для спортивных заездов на все автомобили.

Ikon Tyres - это бывшее предприятие Nokian Tyres с собственным заводом во Всеволожске Ленинградской области. Название изменилось после перепродажи финнами всех своих активов российской компании. Теперь на заводе Ikon выпускаются шины под названием Autograph и Nordman, но последние в дальнейшем станут именоваться Character. Что касается "Автографа", то эта серия заменяет финскую линейку Hakkapeliitta.

Что такое "Дни скорости на льду Байкала"

Фото: Пресс-служба Ikon Tyres

Таблица рекордов колоссальна: она рассчитана вплоть до 100 тысяч километров и на много сотен часов. Таблица практически не заполнена, и сейчас человеку гораздо проще установить рекорд, чем его побить. Однако этот процесс одновременен, ведь чтобы побить чей-то рекорд, надо проехать минимум на 1% быстрее. Эта скорость определяется в соответствии с правилами Международной и Российской автомобильной федерации как среднее арифметическое. Метод вычисления этой скорости возник в России в начале XX-го века. Далее происходит заезд между двумя хронометрируемыми створами: сначала в одну сторону, затем, не позднее чем через час - в другую. Заезды могут происходить как с места, так и с хода, и это будут, соответственно, два разных рекорда.

Все началось в 2012 году с заездов на дистанцию в 1000 метров. Чтобы можно было разогнаться и затормозить, было выбрано большое расстояние, и тогда трасса насчитывала аж 6 километров. Позже мы поняли, что этого расстояния недостаточно, и сегодня общая протяженность трассы составляет уже почти 14 километров. Точнее говоря, 13,8 км. На расстоянии ровно в километр друг от друга расположены те самые створы, по которым ведется подсчет расстояния. Сама трасса прямая, что позволяет устанавливать различные рекорды. Ограничение РАФ - выступающая часть шипов не должна превышать 1,5 мм. Это, равно как и VIN заявленного автомобиля, проверяют судьи перед заездами.

Другая дисциплина - ресурсный тест. Это название неофициальное, но оно достаточно точно описывает происходящее. Такие соревнования проводятся уже третий год подряд, и их смысл заключается в том, чтобы ехать как можно дольше. Раньше, в 30-е годы, тоже было такое испытание - эко-ралли. Тогда заливали порцию топлива, и автомобиль ехал столько, сколько мог. Сейчас с подобными трудностями сталкивается электромобиль. Он движется по кругу длиной 10 километров. Это сделано для того, чтобы в случае чего не искать обездвиженный электромобиль по всему льду озера Байкал. Батареи полностью заряжены, а движение проходит в экономичном режиме, без использования климат-контроля.

Фото: Пресс-служба Ikon Tyres

Сама таблица рекордов в большинстве своем пустая. Есть два основных раздела: серийные и уникальные автомобили. Затем идет разделение на старт с места или с хода, а далее более мелкое деление по типу топлива, атмосферному двигателю или турбонаддуву и так далее. Однако установить рекорд - это одно, но вот побить существующий рекорд не так просто. Например, рекорд скорости в СССР, а Россия является также и спортивным преемником, составляет 311 км/час и до сих пор не побит. Тогда в 1963 году отличился Илья Александрович Тихомиров.

Почему не побит? Потому что установление рекорда - это бюрократическая процедура, и если человек подал заявление на определенный день, он должен попытаться установить рекорд именно в этот день, и никакие ухудшения погодных условий, или справка о болезни, не освобождают его от этой обязанности. Если он попытается установить рекорд на следующий день, это не будет учтено, так как заявку нужно подавать заранее, не менее чем за 48 часов до события. Также не будет учитываться, если пилот проводит тренировочную поездку. Все судьи осведомлены об этом заранее, и даже если приборы покажут 500 км/ч, считаться рекордом это не будет.

Наши дни

Фото: Пресс-служба Ikon Tyres

Как и прежде, погоня за новыми рекордами и достижениями проходила в соответствии с регламентами Российской автомобильной федерации. На рекорд было подано 13 заявок, 10 из которых стали успешными, но на признание итогов потребуется до 2 месяцев. Для этого мероприятия на лед прибыли автомобили Jaguar, Audi, Voyah, Evolute, а также подающий большие надежды - Сарма 2. "Болид" является прототипом. Он не только собран полностью из российских комплектующих, но и отечественными конструкторами.

Еще один автомобиль, которому на этом фестивале уделялось много внимания, - 750-сильный Audi RS6. Пилотом значится Алексей Павлин, который всячески пытался снизить вес машины во время заездов на рекорд. При этом речь не идет о полном демонтаже кресел и других увесистых вещах, но вот различные декоративные крышки и панельки убрать хотелось. При этом уже можно говорить о чуть лучших результатах, чем при прошлом заезде.

Фото: Пресс-служба Ikon Tyres

Перед стартом Алексея один из судей отвез нас на смотровую точку, где можно было наблюдать полный ход Павлина на RS6. Мы стояли метрах в 150 от трассы, и ближе подходить было нельзя, чтобы не напугать гонщика и не сорвать его попытку. Именно поэтому мероприятие не является общедоступным. Если соберется много людей, о новых рекордах можно забыть. Впору будет подумать о безопасности, причём именно зрителей. А сейчас Алексею удалось показать результат в 298 км/ч. Это говорит о вероятном превышении рекорда России. Но всё это решат судьи. Поэтому заранее никаких лестных слов говорить не будем.

Электромобиль Voyah Passion также отличился в ресурсном тесте. Итогом стала зафиксированная дистанция - 450 км. Ее модель прошла на полном заряде при температуре окружающего воздуха от −17 до −22 °C. Это, без сомнений, новый рекорд.

Фото: Пресс-служба Ikon Tyres

Как уже сообщалось, на дисках всех автомобилей установлены покрышки моделей Ikon Tyres: Autograph ice 9 и Nordman 8. Гонщики очень хорошо отзываются о данной резине, утверждая, что она внесла значительный вклад в сегодняшние результаты. В ходе кулуарных бесед с пилотами выяснилось, что эти покрышки обеспечивают отличное сцепление со льдом, достаточно точно ведут себя при рулежке, а управление автомобилем остается логичным и спокойным даже при резких маневрах. Аналогичная ситуация и со снегом: не возникло неприятных сюрпризов - автомобиль также хорошо управлялся.

Еще не конец

Фото: Пресс-служба Ikon Tyres

Каждый год на протяжении последних 12 лет "Дни скорости на льду Байкала" обещают быть захватывающими, ведь в них принимают участие опытные гонщики, решившие бросить вызов себе и природе. Благодаря уникальному байкальскому льду, заезды проходят на огромной скорости и требуют от участников особого мастерства и опыта.

Сейчас гонщики и организаторы этого мероприятия будут с нетерпением ждать подтверждений новых рекордов Российской Автомобильной Федерацией (РАФ).