Казахстан в мировом автоспорте: демозаезды Формулы 1, подиум на Дакаре и ожидание гонки MotoGP
Насколько активно представлен Казахстан на международной гоночной арене? Сколько всего трасс и какие крупные соревнования проводились в стране? Ответы – в материале AUTOSPORT.com.ru…
Есть ли гонщики и команды из Казахстана в мировых гоночных первенствах?
Главные на данный момент успехи казахстанских гонщиков на международной автоспортивной арене пришлись на 2010-е, когда существовала Astana Motorsports. Это был, скажем так, некий аналог российской программы поддержки автоспорта SMP Racing, с той лишь с разницей, что проект финансировался на государственные деньги в рамках президентской программы развития спорта.
В 2012-м Артур Ардавичус, выступая на клиентском КАМАЗе, принес Astana Motorsports подиум в зачете грузовиков на Дакаре-2012. Спустя три года Денис Березовский выиграл Кубок мира по ралли-рейдам в категории T2, в которой участники выступают на серийных автомобилей. Юная уроженка Алматы Любовь Андреева при поддержке «Астаны» боролась за очки и подиумы в региональных Ф4 и Ф3 и претендовала на попадание в список основных участников женской международной W Series. В 2019-м чемпион Казахстана по картингу среди юниоров Бакберген Мирманов дебютировал в престижном итальянском первенстве WSK Super Master Series. Но, увы, с закрытием Astana Motorsports в 2020-м все эти истории не получили продолжения.
Не значит, что сейчас гонщиков из Казахстана совсем нет на международной арене. Например, в 2023-м семикратный чемпион Казахстана по автокроссу Александр Артемьев финишировал восьмым среди 70-ти участников Porsche Carrera Сup, гонки поддержки «24 часов Ле-Мана», причем до технических проблем и разворота он шел на подступе к подиуму. Пятикратный чемпион страны по классическому ралли Петр Бородин проехал два этапа мирового раллийного первенстве в WRC3 и оба раза заехал в топ-10 в классе. Больше интересной статистики на спортивные события, включая Формулу 1, вам предоставит букмекерская контора Parimatch.
Так что гонщики на международной арене у Казахстана есть, успехи, пусть даже локальные, тоже имеются. Чуть больше поддержки, как во времена существования Astana Motorsports, и казахский автоспорт получил бы отличный импульс в своем развитии.
Кроме того, есть у Казахстана и «натурализованные» гонщики и команда. С 2021 года под казахским флагом выступает чемпион кузовного Lamborghini Super Trofeo Europe-2019 в классе Pro Am, двукратный призёр Мировых финалов Legend Cars и трехкратный победитель российского кубка Legends Шота Абхазава. Вместе с пилотом лицензию сменила и его команда ArtLine Engineering. В прошлом году Абхазава стал победителем мирового финала Lamborghini Super Trofeo-2023, собравший 82 участника, и вписал свое имя в историю международного автоспорта.
В Казахстане есть трассы международного уровня?
Со строительством гоночных трасс мирового уровня в Казахстане примерно такая же история, как в своё время была в России – разве что с разницей на 10-15 лет позже. С середины 2000-х было представлено несколько концепций треков, способных принимать гонки Формулы 1: оставшаяся безымянной трасса вблизи аэропорта Астаны, «Казахстан МоторСити» под Алматы. Обоими проектами должен был заниматься знаменитый немецкий архитектор Герман Тильке, но до реализации дело не дошло. Российские болельщики, знакомая история, да?
Обидно, потому что в Казахстане большой дефицит шоссейно-кольцевых трасс, чем не скажешь про оффроудные треки для автокросса, трофи-рейдов, мотокросса, и.т.д. До сентября 2022 года асфальтовых автодромов в Казахстане не было совсем, пока в 76-ти км от Алматы не построили гоночный комплекс «Сокол». Теперь тут проходят чемпионаты Казахстана по картингу и дрифту, а на главной трассе комплекса – 4,5-километровом кольце с четырьмя правыми и восемью левыми поворотами – очень скоро должен состояться Гран При Казахстана чемпионата мира MotoGP.
Казахстан когда-нибудь проводил гонки мирового уровня?
Несмотря на относительно слабую популярность гоночных соревнований в стране, Казахстан не раз и не два принимал крупные международные старты. А почему нет? Способствуют этому и удобное географическое расположение страны – в центре Евроазиатского континента, и разнообразный климат – от резко континентального до умеренно-континентального. Для внедорожных гонок тут вообще полный простор: степи, горы, пески – красота!
Недаром ведь в Казахстане на протяжении трех лет проходили этапы ралли-марафона «Шелковый путь», и семь лет подряд, с 2014 по 2020 год, проводились гонки чемпионата мира по мотогонкам на льду. В 2012-м состоялся и международный Международный Кубок по Дрифту. Не хватает только шоссейно-кольцевых гонок, но тут, опять же, проблема в нехватке инфраструктуры.
Тем не менее однажды Формула 1, пусть и неофициально, заглянула в Казахстан. В июне 2014 года на импровизированной на трассе на улицах Алматы команда Red Bull Racing провела демонстрационные заезды. 13-кратный победитель Гран При Дэвид Култхард за рулем чемпионской машины RB7 с двигателем V8 намотал два десятка кругов и покрутил пончики на радость многотысячной аудитории.
Правда ли, что в Формуле 1 чуть не появилась команда с совладельцем из Казахстана?
Да, это правда. В июне 2023 года казахстанский бизнесмен, один из богатейших граждан страны Владимир Ким приобрел 25% акций компании Hitech Global Holding Limited Limited, которой принадлежит британская команда Hitech GP, участвующая в международных молодежных сериях Формула 2 и Формула 3. Как раз тогда команда подала заявку на участие в Ф1 с 2026 года.
Ожидалось, что Hitech GP будет базироваться рядом со знаменитым британским автодромом Сильверстоун и заручится поддержкой мотористов Mercedes. Владельцы были готовы заплатить солидный вступительный взнос в размере 600 млн долларов – скажем так, это бюджет топ-команды Формулы 1 на полтора года. Однако FIA и FIM отклонили заявку. К слову, тендер на место 11-й команды с 2026 года не прошел ни один из четырех претендентов. Так что дело не в Hitech GP и ее владельцах – проблема в жестких современных политических реалиях Королевских гонок. Новые команды не нужны ни промоутерам чемпионата, ни действующим участника чемпионата.
Состоится ли этап MotoGP в Казахстане в 2024 году?
«Формула 1 на двух колесах», как часто называют чемпионат по шоссейно-кольцевых мотогонкам в классе MotoGP, должна была приехать в Казахстан еще в прошлом году. Но тогда этап отменили – организаторы не успели подготовить автодром «Сокол» и получить омологацию FIM. Попытка №2 будет грядущим летом: этап с участием всех трех классов MotoGP запланирован на 14-16 июня.
Да, по-прежнему есть сомнения и риск, что трассу снова не успеют подготовить. Продажа билетов, как и аккредитация прессы, до сих пор не началась. С другой стороны, на официальном сайте чемпионата уже представлено расписание: гонка топового класса должна стартовать в воскресенье, 16 июня, в 14:00 по алматинскому времени (16:00 по мск). Может быть, не всё так плохо, как кажется.
Как в Казахстане дела с трансляциями международных гоночных чемпионатов?
На казахских ТВ-каналах нет трансляций Формулы 1, MotoGP, WRC, Формулы E и тем более других менее престижных гоночных категорий. Нет Казахстана и в доступе в стримингом сервисе F1 TV.
Единственный способ легально смотреть гонки Ф1 и MotoGP – международный Setanta Sports, вещающий в кабельных сетях. В доступе в Казахстане и другой цифровой канал международного уровня Viasat Sport, на котором транслируют гонки IndyCar и этапов чемпионат мира по ралли, ралли-кроссу, и Евроспорт, где показывают WEC, Формулу E, Супербайк, Дакар.