Ралли Золото Кагана: финал

Опытные спортсмены считают «Золото Кагана» самой сложной гонкой сезона. На вопрос «почему» отвечают просто — потому что Астрахань! В этом году астраханская гонка подтвердила свой высочайший статус. За четыре дня пилоты проехали около тысячи боевых километров, а с лиазонами — все полторы. Ко всему прочему жара: начали с +30, затем «похолодало» до +26, но все равно не просто. Почти 80 экипажей, множество поломок и сходов — «Золото Кагана 2024» стала одной из самых сложных гонок за последние несколько лет.

Ралли Золото Кагана: финал
© Motor.ru

Участников много: 41 экипаж в автомобильном зачете (14 багги в Т3, 10 машин в Рейд-спорт, в зачете Т5 — 9 грузовиков, и в Т2 — 5 внедорожников), 27 участников кросс-кантри ралли (15 мотоциклов, 9 квадроциклов и 3 мотовездехода) и 13 экипажей Трек Race.

Мы уже рассказывали о первом дне — быстром 8-километровом прологе, хотя организаторы придумали навигационные ловушки. Самым сложным и выматывающим стал второй день — 360 километров по пескам и бездорожью. Третий оказался быстрым и рулежным. Но всё же два круга по 225 километров выбили много экипажей. Финальный день: развернутый в обратную сторону спецучасток второго гоночного дня — 250 километров по пескам с некоторыми изменениями маршрута второго дня. Техника не выдерживала. Одним удалось устранить поломки, другие досрочно завершали борьбу. Механики работали на износ, за ночь приводили машины в чувства и экипажи и вновь выходили на старт.

© Александр Жихарев

В Абсолютном зачете (грузовики в него не входят) лидером по итогам четырех дней стал экипаж Вячеслава Папуцкого, который смог обойти братьев Черкесовых и опытнейшего Бориса Гадасина. Алексею Черкесову и Борису Гадасину Папуцкий привез 22 и 49 минут соответственно. В итоге Алексей Черкесов на втором месте, а пилот G-Force Mororsport на третьем. Подиум в «Абсолюте» точно копировал подиум в категории Т3 — те же самые экипажи.

© Александр Жихарев

— Вчера учились ехать первыми, сегодня уже научились и всё получилось, — поделился впечатлениями Вячеслав Папуцкий. Сегодня был зубодробительный спецучасток местами, жуткая тряска. Но в целом всё нормально. Я получил удовольствие.

Плотность результатов и высокие скорости подняли ставки: технические проблемы или даже простой прокол колеса уже отбрасывает пилотов от пьедестала на значительное расстояние, так что отыграть потерянное время уже невозможно. Так получилось с экипажем команды ГАЗ Рейд Спорт Анастасии Нифонтовой, которая отлично прошла пролог, первой открывала трассу второго гоночного дня, но проблема с вариатором на второй день гонки перечеркнула все надежды на призовые места. Досадно — сломаться за 20 километров от зоны сервиса! Товарищи по команде пришли на помощь, но потерянное время и насчитанные судьями штрафные санкции отбросили Нифонтову в конец турнирной таблицы.

© Александр Жихарев

В зачете грузовиков белорусский МАЗ Сергея Вязовича в одиночку пытался противостоять Синей армаде (КАМАЗ мастер). Но в этот раз Фортуна отвернулась от Вязовича. В преддверии гонки у белорусов возникли проблемы с двигателем, и они прямо на бивуаке меняли блок цилиндров, который оперативно доставили из Минска накануне первого гоночного дня. Пролог команда прошла отлично, но во второй день техника не выдержала: на грузовике команды МАЗ-СПОРТавто лопнула рама, и стало понятно, что за призы в этот раз белорусы точно не борются.

Четвертый день экипаж Вязовича проехал полностью, но это была скорее тренировка в боевых условиях. Но и для экипажей КАМАЗ-мастер в отсутствии основного соперника гонка не стала легкой прогулкой. Каждый гоночный день камазовцев преследовали различные поломки, летели привода, возникали иные технические нюансы. Поначалу лидировал экипаж Богдана Каримова, но они поломались на СУ-3. На первое место вырвался опытнейший Дмитрий Сотников, Каримов оказался на второй позиции.

© Александр Жихарев

— Гонка традиционно сложная и, можно сказать, даже в каких-то старых традициях, рассказал Дмитрий Сотников. Я помню ее еще с самого первого года проведения. Она на выносливость и машин, и людей — нужно доехать, сохранить... Всегда много работы, всегда много запчастей, и она всегда непредсказуемая. Для нас гонка в этот раз была вообще лотереей, каждый день менялось распределение сил. У всех были проблемы с надежностью, и у МАЗов, и у КАМАЗов, и всех остальных. Сегодня на подиуме, наверное, самые надежные. Радует то, что нашлись новые дороги, где еще нет следов наших грузовиков. И это здорово, что есть свежие маршруты или резервы, которые позволят делать гонку лучше и лучше, а проекту развиваться и быть еще более зрелищным!

Темной лошадкой гонки стал УРАЛ, которому удалось заехать на третье место.

— Сегодня со старта у нас возникли проблемы, рассказал пилот Ural Motorsport Юрий Найман. Гидроусилитель не в полную силу работал. Было сложно рулить, но мы справились с этим. Мы считаем наше выступление удовлетворительным. Все ломались и сходили, КАМАЗы тоже не избежали поломок, но мы успешно финишировали. Из четырех дней самым сложным стал второй: жара, 360 километров — это очень много. Мы пока что получаем опыт, тренируем нового штурмана и механика. Если сравнить общий темп по гонке, то к финишу он у нас вырос, значит тренировка проходит успешно. Мы готовим экипаж для второй машины, которую сейчас строим и на которой потом штурманом будет Антон Кушников, а пилотом выступит Алексей Попов. Думаю, как раз к «Шелковому пути» успеем.

© Александр Жихарев

Для грузовиков Садко Next команды ГАЗ Рейд Спорт этот этап стал серьезным испытанием: возникали неисправности, которые, впрочем, успешно устраняли. На второй день Александр Филякин успел поработать спасателем и дотянул экипаж Анастасии Нифонтовой до зоны сервиса. В категории Т5, оставив позади двух более энерговооруженных соперников, Александр Филякин и Александр Лагута заняли шестое место, Михаил Шкляев и Александр Шелудько — седьмое.

— Интересная и непростая гонка, — рассказал штурман команды ГАЗ Рейд Спорт Александр Лагута. В Астрахани гонялись уже много раз, но все равно маршрут новый. Нагрузка оказалась исключительно большой. Выбыло много экипажей. Но наши Садко Next успешно финишировали.

© Александр Жихарев

В зачете рейд-спорт все четыре дня шли настоящие гонки на выбывание. Из 10 автомобилей, которые начали бороться в этом зачете, до финиша добрались лишь трое самых стойких. К финальному дню гонки экипаж Алексея Игнатова из команды ГАЗ Рейд Спорт проигрывал Михаилу Расторгуеву почти 30 минут, Константину Иванову — три минуты. Но в итоговый день гонки все проблемы, которые преследовали экипаж Игнатова в предыдущие дни, испарились. Алексей Игнатов первым взял финиш в своей зачетной группе, и уже на финише узнал, что Расторгуев потерял почти час на трассе из-за технических проблем. В результате экипаж Алексея Игнатова и Евгения Павлова — действующие чемпионы России — завоевал золото в категории рейд-спорт.

© Александр Жихарев

— Сегодня классный день, мне понравился, — признался Алексей Игнатов. Лучший из четырех, потому что он объединил в себе второй и третий дни. Оказался разнообразным и сбалансированным. Не так вымотал, как предыдущие дни. Но в то же время были тяжелые дороги, немного песочка, было где поработать и мне и штурману. Мы старались, сражались изо всех сил!

В зачете Т2 победил экипаж Паристый/Марзалюк на УАЗ Карго. Серебро за заводской командой УАЗ-Спорт Вадима Новикова/Дмитрия Рыбина, а бронза за экипажем Антона Мельникова из команды Подмосковье, который хлебнул лиха в Астрахани

© Александр Жихарев

— Гонка очень сложная, — переводит дух Антон Мельников. Тяжело и для машины, и для экипажей. Сложнее даже, чем Дакар или «Шелковый путь». Нагрузка очень большая на машину, она чудом выдержала. Тем не менее у нас есть финиш, финиш в призах, плюс первое место команды. Все было не зря! Организаторы очень правильно поступили, что раньше сделали старты, что позволило, во-первых, нормально вернуться, а во-вторых, выехать из города без пробок, что для Астрахани немаловажно. С машиной у нас возникали сложности все дни гонки, один раз она даже загорелась, но успели быстро потушить и даже, несмотря на это смогли быть самыми первыми на финише четвертого спецучастка. Больше всего понравилась трасса третьего дня, мы получили огромное удовольствие от обоих кругов, от пилотирования, от штурманской работы. Организаторы подобрали идеальное сочетание того, что должно быть в ралли-рейдах: убойные кусочки компенсировались быстрыми и рулежными, а также быстрыми прямиками, штурманскими загадками. Все это в совокупности принесло огромное удовольствие.

Итоги командного зачета — первое место у команды Подмосковье, второе у УАЗ-спорт, а на третьем — ГАЗ Рейд Спорт.

© Александр Жихарев

Помимо автомобильных и грузовых зачетов в гонке приняло участие еще 27 представителей мотоциклетных зачетов. И Илья Щеглов как с первого дня взял высокий темп в кросс-кантри 450. На втором месте Айдар Галеев, а Павел Ванин на третьем.

— Очень тяжелые условия, очень тяжелые треки, очень высокая конкуренция, — рассказал Илья Щеглов. Сопернии молодые и быстрые. Победа легко не далась: все делали ошибки, были падения и травмы. Падения очень жесткие, особенно в четвертый день гонки — я потом бегал за мотоциклом и искал, где он лежит! Навигация сложная, наверное, самая сложная в моей карьере. Дюны астраханские — это сметана какая-то 70-процентная. Я в разных песках бывал, такого нигде не видел!

В категории эндуро квадроциклах спортсмены команды Русская механика застолбили за собой первое и второе места — Алексей Зверев и Михаил Орлов стали обладателями золота и серебра.

© Александр Жихарев
© Александр Жихарев

В соревновании Трек Race, где принимали участие любители на стандартных серийных машинах, финишировало 9 экипажей из 13. В этой категории два экипажа выставила команда ГАЗ Рейд Спорт: в гонке приняли участие на стандартных Соболях 4х4 управляющий директор Горьковского завода Андрей Софонов и руководитель пресс-службы завода Николай Марков.

Цель у команды достаточно амбициозная: попробовать «вкатиться» в автоспорт пока в любительских зачетах, чтобы на будущий год уже полноценно выступать в категории Т2 на новом Соболе NN. И экипажи получили бесценный опыт: когда еще можно попробовать практически все типы покрытий, испытать себя в условиях бездорожья, где даже автомобили победителей Дакаров и Шелкового пути не выдерживали нагрузки, побороться с песками и получить опыт ремонта в полевых условиях трудностями? Экипаж Софонова успешно прошел три этапа гонки.

На четвертый день Софонов улетел в командировку, поэтому экипаж не стартовал. А вот экипаж Николая Маркова боролся до конца и завоевал третье место в категории Р3К, пропустив на первое место экипаж Артема Халлиуллина и Екатерины Ковалевой, а на второе — Константина Добровольского/Евгения Шакирова

© Александр Жихарев
© Александр Жихарев
© Александр Жихарев
© Александр Жихарев
© Александр Жихарев
© Александр Жихарев
© Александр Жихарев
© Александр Жихарев
© Александр Жихарев
© Александр Жихарев
© Александр Жихарев

Гонка завершена, эмоций она вызвала много, борьба была серьезной. Но, несмотря на все трудности и суровую трассу, которая не прощала ни малейшей ошибки, спортсменам гонка понравилась, и «Золото Кагана — 2024» стало еще одной вехой в истории отечественного автоспорта. Многие отметили, что она была одной из самых сложных гонок за последние годы, на финиш пришли самые стойкие, но тем ценнее победа.

© Александр Жихарев

У экипажей есть месяц, чтобы восстановить технику, ведь с 16 по 19 мая в Волгоградской области состоится 2 этап чемпионата России в категории грузовиков, 1 этап Кубка России по ралли-рейдам и чемпионат Волгоградской области по ралли-рейдам. /m

Ралли Золото Кагана: день третий

Золото Кагана: финишировать смогли не все

Золото Кагана: пропустить нельзя!