Баха Арчеда: старт
Не успели спортсмены зализать раны после убойной гонки Золото Кагана, как подоспела новая — Арчеда. Проходит она в самой северной песчаной пустыне мира — в Арчединско-Донских песках, расположенных в устьях рек Дон, Медведица и Арчеда.
Баха Арчеда многогранна и состоит из двухдневных соревнований Кубка России в дисциплинах N2, R и N и трехдневного второго этапа чемпионата России по ралли-рейдам в зачете грузовиков Т5. Покорить Арчеду приехали 32 экипажа из 21 города России и Республики Беларусь. За три гоночных дня пилотам предстоит преодолеть три этапа, пять спецучастков и почти 420 километров по бездорожью.
Ралли Золото Кагана: день третий
Золото Кагана: финишировать смогли не все
Арчеда легкой не бывает. В прошлом году к финишу не добралось более трети экипажей. В этом — та же история. Еще во время тренировок первые потери понесла категория грузовиков Т5 — полетел двигатель на МАЗе Алексея Вишневского. Запасного не нашлось, сход. Также едва не вылетел с трассы тренировочного 15-километрового круга один из двух УРАЛов — так же подвело железо. Но в целом тренировочный день прошел продуктивно и показал: экипажи вкатываются и все понимают — будет не просто и интересно.
К старту соревнований допустили 28 экипажей из 32 значившихся в предварительных списках. Наибольшее количество участников собрал зачет багги N2 — 10 мотовездеходов. Тяжеловесов в грузовой категории Т5 в этот раз тоже немало — тремя экипажами приехала в Волгоградскую область «Синяя армада» (КАМАЗ мастер), по два грузовика выставили команды ГАЗ Рейд Спорт, МАЗ Спорт Авто, Ural Motorsport.
В зачете рейд-спорт биться за подиум будут семь автомобилей, среди которых Газель NN с новой экспериментальной коробкой передач.
Первый скоростной спецучасток, он же пролог, небольшой — всего 20 километров. Но всё же он оказался сложным. Лесистые участки вперемешку с кочкарником, песками, оврагами, а также ходовыми отрезками заставили попотеть и пилотов, и штурманов. Пролог показал, что в грузовом зачете чемпионата России по ралли-рейдам легко точно не будет. Лучшее время на прологе показал экипаж КАМАЗ-мастер Богдана Каримова. Он на две секунды опередил белоруса Сергея Вязовича и 15 секунд привез сокоманднику Дмитрию Сотникову.
— Пролог представлял собой быстрый песчаный трек, петляющий по бугристой песчаной поверхности, — рассказал о впечатлениях первого дня Богдан Каримов. Резкие 90-градусные повороты порой требовали резких замедлений и быстрого набора скорости практически с нуля. Трасса широкая, но местами проезд грузовикам сужали деревья. Особенно понравился начальный трехкилометровый отрезок, изобиловавший зрелищными, на радость собравшимся болельщикам, трамплинами в стиле мотокроссовой трассы.
Экипажи ГАЗ Рейд Спорт Владимира Мойсеева и Михаила Шкляева — на восьмом и девятых местах соответственно.
Но отставания пока незначительные, и плотность результатов высокая, так что борьба ожидается крайне интересная.
— Среди грузовиков на этом этапе, да и во всем чемпионате, будет жесткая борьба, — уверен пилот команды ГАЗ Рейд Спорт Михаил Шкляев. Машин много, наполнение в классе большое — 10 машин! Но, к сожалению, у автомобиля Алексея Вишневского из МАЗ Спорт Авто на тренировках что-то случилось с двигателем, в результате белорусы участвуют вместо трех двумя экипажами. Еще два выставила команда URAL MOTORSPORT. Трасса пролога очень интересная. Обычно пролог — небольшой спецучасток для расстановки стартовых позиций на основную гонку, но сегодня он был приличный — 20 километров. Как говорят, он полностью характеризует всю трассу соревнований: сегодня были лес, песок, кочкарник, ходовые участки и даже брод. Первый день удался, поломок нет. Провели небольшое техническое обслуживание, выбрали стартовые номера. Что астраханские гонки, что Арчеда — этапы, выступающие подготовкой к «Шелковому пути». Все спортсмены готовятся, изучают новые приемы, настраивают машины, пробуют и меняют настройки.
В категории рейд-спорт лидерство захватили прототипы. Андрей Рудской на G-Force BARS из Санкт-Петербурга промчал первый скоростной спецучасток за 17 минут 40 секунд, финишировав на четвертом месте «абсолюта» и первом в категории R.
— Мы проехали пролог 20 километров, всё хорошо, ошибок не было, — Андрей Рудской явно удовлетворен итогом пролога. Но впереди шел грузовой канал, который сильно разрывает песчаные дорожки, песок. Скорость из-за этого, естественно, сильно падает. Угадали с давлением. Конечно, чувствуется отсутствие вката. Но я думаю, что за завтрашний день это пройдет. Мы специально для этого приехали.
Второе место по итогам пролога у волгоградского пилота Алексея Кузнецова на Nissan NP-300, а третье за экипажем Lada Niva Sport Михаила Митяева и Егора Охотникова. Александр Семенов и Дмитрий Охотников из команды ГАЗ Рейд Спорт пока на пятой строчке в своем зачете. Отставание от Андрея Рудского составляет 3 минуты и 51 секунду, и есть все шансы отыграть потерянное время.
— Гонка песчаная, — рассказал Александр Семенов. Песок тяжелый, очень большая нагрузка на коробку и привода. На прологе были овраги, и густой лес, машине тяжеловато, греется. Конкуренты у нас в зачете все сильные, много прототипов, пришедших с категории Т1, но мы стараемся догонять их и бороться на равных. Все покажет завтрашний день. По машине все хорошо, проблем нет.
Команда серьезно готовила автомобиль и приехала на баху Арчеда тестировать новую коробку передач и трансмиссию.
— Кубковые гонки — идеальная возможность проверить те конструкторские решения, которые используются на этапах Чемпионата России по ралли-рейдам, — пояснил спортивный директор команды ГАЗ Рейд спорт Вячеслав Субботин. Работа по усовершенствованию наших автомобилей идет постоянно, и, конечно, основной ее объем приходится на межсезонье. Однако перед большой гонкой, такой как ралли-марафон «Шелковый путь», тоже серьезно работаем над техникой. Так, на гоночную Газель NN мы поставили новую коробку передач от компании Foton. Мы с ними уже давно сотрудничаем как по двигателям, так и по трансмиссии. Foton делает хорошие коробки и раздаточные системы, и нам нужно проверить эти решения. Крутящий момент в двигателе возрос, мощность увеличилась, а значит скорость и надежность также должны стать выше. Одновременно ведем работу по шестиступенчатой коробке, чтобы применить эти решения именно для автоспорта. Нет способа лучше протестировать машины, как проверить их на песчаной гонке в Арчеде. Наш экипаж Александра Семенова и Дмитрия Охотникова в ходе гонки тестирует новые агрегаты в трансмиссии. Также в соревновании участвуют два наших грузовика, на которые также проверяют настройки машин. Для нас этот выезд — подготовка к Шелковому пути 2024. Необходимо оценить свои силы и силы соперников — звезд мирового автоспорта «КАМАЗ-мастер» и «МАЗ Спорт Авто».
Открывать субботний спецучасток по итогам жеребьевки будет пилот команды Ural Motorsport Юрий Найман.
Спортсменов ожидают два спецучастка, почти 200 километров по степям и пескам, и справится с непростыми трехмерными дорогами, запутанной навигацией будет непросто! /m
Заднеприводная «Самара» из Ирландии